Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1058/2023 (УИД: 22RS0068-01-2022-008453-73) по иску Хохловкиной Эвелины Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 4 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Хохловкина Эвелина Владимировна (далее - Хохловкина Э.В, истец) обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Хохловкина Э.В. указала, что 15 августа 2022 г. обратилась в ОПФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Алтайскому краю 7 ноября 2022 г. (так указано в иске) N Хохловкиной Э.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет.
При этом в специальный стаж Хохловкиной Э.В. не включен период работы в Алтайском краевом центре олимпийского резерва (КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва") в должности врача функциональной диагностики с 5 декабря 1994 г. по 31 декабря 2007 г, так как данный тип учреждения не предусмотрен списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781.
Обращаясь с иском в суд, Хохловкина Э.В. ссылалась на то, что отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным, поскольку в период с 5 декабря 1994 г. по 31 декабря 2007 г. работала в должности врача функциональной диагностики, осуществляла лечебно-диагностическую деятельность на основании лицензии и на дату обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости имела требуемый стаж и требуемую величину индивидуального пенсионного коэффициента - 23, 4.
Хохловкина Э.В. просила суд признать незаконным решение ОПФР по Алтайскому краю от 7 ноября 2022 г. (так указано в иске) N об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно, включить период работы с 5 декабря 1994 г. по 31 декабря 2007 г. в качестве врача функциональной диагностики в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Протокольным определением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 6 марта 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва".
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 4 апреля 2023 г. исковые требования Хохловкиной Э.В. удовлетворены частично. На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность включить в специальный стаж Хохловкиной Э.В. период работы с 5 декабря 1994 г. по 31 декабря 2007 г. В удовлетворении остальной части исковых требований Хохловкиной Э.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 сентября 2023 г. решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 4 апреля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем ОСФР по Алтайскому краю ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 4 апреля 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 сентября 2023 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Хохловкина Э.В, представители ответчика ОСФР по Алтайскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Хохловкина Э.В. 15 августа 2022 г. обратилась в ОПФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением ОПФР по Алтайскому краю от 2 ноября 2022 г. N Хохловкиной Э.В. в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
На дату обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости стаж работы Хохловкиной Э.В. в связи с осуществлением лечебной деятельности составлял 17 лет 7 месяцев 13 дней, при требуемом - не менее 30 лет.
При этом в стаж работы Хохловкиной Э.В. в связи с осуществлением лечебной деятельности не зачтен период работы в Алтайском краевом центре олимпийского резерва (КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва") в должности врача функциональной диагностики с 5 декабря 1994 г. по 31 декабря 2007 г, по мотиву того, что тип учреждения "центр олимпийского резерва" не предусмотрен списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781.
Из копии трудовой книжки следует, что Хохловкина Э.В. 5 декабря 1994 г. принята врачом функциональной диагностики в Алтайский краевой центр олимпийского резерва, 2 ноября 1998 г. присвоена вторая квалификационная категория врача функциональной диагностики, 15 декабря 2003 г. присвоена первая квалификационная категория, 31 декабря 2007 г. уволена в порядке перевода в ГУЗ "Алтайский краевой врачебно-физкультурный диспансер".
Согласно справке N, выданной 31 октября 2022 г. КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва", Хохловкина Э.В. работала в КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва" в должности врача функциональной диагностики на 1 ставку (с совместительством 0, 5 ставки врача функциональной диагностики) с 5 декабря 1994 г. по 29 декабря 2007 г.
Из Устава КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва", утвержденного приказом Министерства спорта Алтайского края от 15 октября 2021 г. N, и справке о переименовании, выданной КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва" 20 марта 2023 г, следует, что Алтайское училище олимпийского резерва образовано 6 января 1988 г. из восьмилетней общеобразовательной школы-интерната N 2 путем переименования в краевую школу-интернат спортивного профиля. В 1989 году краевая школа-интернат спортивного профиля реорганизована в Алтайское училище олимпийского резерва. Алтайское училище олимпийского резерва переименовывалось и с 29 декабря 2015 г. имеет наименование - КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва". КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва" является профессиональной образовательной организацией.
Разрешая исковые требования Хохловкиной Э.В. о включении периода работы с 5 декабря 1994 г. по 31 декабря 2007 г. в Алтайском краевом центре олимпийского резерва (КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва") в качестве врача функциональной диагностики в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции, установив, что Хохловкина Э.В. осуществляла лечебную деятельность в должности врача функциональной диагностики в отделении спортивной медицины, являвшимся структурным подразделением Алтайского краевого центра олимпийского резерва, пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что КГБ ОУ СПОТ "Алтайское училище олимпийского резерва" является некоммерческим государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, учебно-спортивным и организационно-методическим учреждением; до 31 декабря 2007 г. имело в своем составе медико-восстановительный центр (отделение спортивной медицины), являвшийся одним из структурных подразделений; согласно штатному расписанию за период с 1993 года по 2007 год в структурном подразделении - медико-восстановительный центр (отделение спортивной медицины) помимо штатной единицы главного врача имелись штатные единицы врачей различных специализаций (спортивного врача, врача функциональной диагностики, хирурга, окулиста и др.), среднего и младшего медперсонала (фельдшер, старшая медсестра, медсестры, санитарка и др.), гардеробщика, уборщика и т.п.; отделение спортивной медицины имело аккредитацию на право осуществления медицинской деятельности, определенной приложением к сертификату аккредитации и лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе на выполнение работ и услуг по специальности функциональная диагностика.
Сославшись на п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и п. 18 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд первой инстанции пришел к выводу, что действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работу по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в медицинских службах, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций, к которым может быть отнесен Алтайский краевой центр олимпийского резерва (КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва").
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подп. "н" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список от 22 сентября 1999 г. N 1066);
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 464);
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Удовлетворяя требования Хохловкиной Э.В. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 5 декабря 1994 г. по 31 декабря 2007 г. в Алтайском краевом центре олимпийского резерва (КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва") в качестве врача функциональной диагностики, суд первой инстанции в нарушение вышеприведенных норм материального права, не принял во внимание, что Алтайский краевой центр олимпийского резерва (КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва") не отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 г. N 781 (применяемого к периоду работы Хохловкиной Э.В. с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2007 г.) и Списка от 22 сентября 1999 г. N 1066 (применяемого к периоду работы Хохловкиной Э.В. с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.), и не относится к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, поименованным в Списке от 6 сентября 1991 г. N 464 (применяемого к периоду работы Хохловкиной Э.В. с 5 декабря 1994 г. по 31 октября 1999 г.).
Как следует из материалов дела, Алтайский краевой центр олимпийского резерва (КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва") не относится по своему организационно-правовому статусу к учреждениям здравоохранения, является образовательным учреждением, в связи с чем не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 г. N 781 и Списка от 22 сентября 1999 г. N 1066, и не может быть отнесен к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, поименованным в Списке от 6 сентября 1991 г. N 464.
Судом первой инстанции не учтено что, устанавливая в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В приведенных выше Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, не предусмотрено возможности зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, работы в организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения, даже если указанные организации осуществляют медицинскую деятельность.
Ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работу по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в медицинских службах, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций, к которым может быть отнесено структурное подразделение Алтайского краевого центра олимпийского резерва (КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва") - медико-восстановительный центр (отделение спортивной медицины).
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Аналогичное положение, позволяющее включать в специальный стаж периоды работы в должностях, предусмотренных Списками при условии выполнения работ в медицинских структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), предусмотрено п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
В абзаце 2 п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, судам следует иметь ввиду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Из изложенного следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с работой не только в учреждениях здравоохранения, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Как следует из материалов дела, Хохловкина Э.В. в период с 5 декабря 1994 г. по 31 декабря 2007 г. работала в качестве врача функциональной диагностики в структурном подразделении Алтайского краевого центра олимпийского резерва (КГБ ПОУ "Алтайское училище олимпийского резерва") - медико-восстановительном центре (отделении спортивной медицины).
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, такие структурные подразделения, как медико-восстановительный центр или отделение спортивной медицины, не отнесены к структурным подразделениям, работа в которых может засчитываться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
При этом, то обстоятельство, что отделение спортивной медицины имело аккредитацию на право осуществления медицинской деятельности, определенной приложением к сертификату аккредитации и лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе на выполнение работ и услуг по специальности функциональная диагностика, не является безусловным основанием для отнесения данного структурного подразделения к структурным подразделениям, работа в которых может засчитываться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 ст. 195 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 198 ГПК РФ описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (абзац 2 ч. 1 ст. 327 ГПК РФ).
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (абзац 1 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
В апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (п. 5 ч. 2 ст. 329 ГПК РФ).
При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклоняются (ч. 3 ст. 329 ГПК РФ).
Из приведенных норм процессуального закона следует, что суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции. Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Выводы, к которым пришел суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела, должны быть мотивированы с указанием закона, иного нормативного правового акта, на нормах которого эти выводы основаны. При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд апелляционной инстанции также должен привести мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления были им отклонены.
Данные требования норм гражданского процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не выполнены, допущенные судом первой инстанции при разрешении спора нарушения норм материального и процессуального права не устранены.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что в силу ст. 379.7, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 4 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 сентября 2023 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд города Барнаула Алтайского края.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.