Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1776/2023 (УИД: 42RS0009-01-2023-001294-40) по иску Ааль Елены Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения незаконным, перерасчете страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя Ааль Елены Владимировны - Прозоровой Рамили Маратовны на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 2 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения представителя Ааль Елены Владимировны - Прозоровой Рамили Маратовны, действующей по доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ааль Елена Владимировна (далее - Ааль Е.В, истец) обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик) о признании решения незаконным, перерасчете страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований Ааль Е.В. указала, что со 2 апреля 2018 г. является получателем страховой пенсии по старости.
При назначении и исчислении пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" учтен осовремененный заработок Ааль Е.В. за период с декабря 1995 г. по август 1999 г.
22 апреля 2019 г. Ааль Е.В. обратилась в УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом заработной платы с сентября 1983 г. по апрель 1988 г, представив в качестве документа, косвенно подтверждающего заработок за указанный период, комсомольский билет от 19 апреля 1977 г. N. Иных документов о заработной плате за этот период не сохранилось, архив уничтожен, о чем имеется справка.
Решением УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) от 26 апреля 2019 г. N Ааль Е.В. отказано в перерасчете пенсии.
28 декабря 2022 г. Ааль Е.В. обратилась с претензией в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, просила произвести перерасчет пенсии, учитывая сведения о заработной плате за период с сентября 1983 г. по апрель 1988 г, указанные в комсомольском билете, предоставив справку, выданную правопреемником - ООО фирма "Стиль", о невозможности предоставления архивных сведений о заработной плате в связи с утратой архива в результате залива здания. Однако, перерасчет пенсии по представленным документам до настоящего времени не произведен.
Ааль Е.В. просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе от 26 апреля 2019 г. N об отказе в перерасчете пенсии, возложить на ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанность произвести перерасчет пенсии, начиная с 22 апреля 2019 г, с учетом сведений о заработной плате за период с сентября 1983 г. по апрель 1988 г, указанных в комсомольском билете N.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 2 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Ааль Е.В. отказано.
В кассационной жалобе представителем Ааль Е.В. - Прозоровой Р.М. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 2 мая 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 августа 2023 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Ааль Е.В, представитель ответчика ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Ааль Е.В. со 2 апреля 2018 г. является получателем страховой пенсии по старости.
При назначении Ааль Е.В. страховой пенсии по старости учтен осовремененный заработок за период с декабря 1995 г. по август 1999 г.
22 апреля 2019 г. Ааль Е.В. обратилась в УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом заработной платы с сентября 1983 г. по апрель 1988 г, представив в качестве документа, косвенно подтверждающего заработок за указанный период, комсомольский билет от 19 апреля 1977 г. N.
Решением УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) от 26 апреля 2019 г. N Ааль Е.В. отказано в перерасчете пенсии, по причине того, что не представлены документы, подтверждающие индивидуальный характер ее заработка, а перерасчет размера страховой пенсии с учетом представленного комсомольского билета не представляется возможным.
28 декабря 2022 г. Ааль Е.В. обратилась с претензией в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, просила произвести перерасчет пенсии, учитывая сведения о заработной плате за период с сентября 1983 г. по апрель 1988 г, указанные в комсомольском билете.
Ответом ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу от 24 января 2023 г. Ааль Е.В. уведомлена об отсутствии оснований для перерасчета размера страховой пенсии по старости.
Из трудовой книжки следует, что в период с 19 июля 1982 г. по 15 мая 1991 г. Ааль Е.В. работала на фабрике ремонта и пошива одежды.
Справкой N, выданной 1 октября 2019 г. ООО фирма "Стиль", подтверждается отсутствие возможности предоставить сведения о заработке Ааль Е.В. за период с 1983 года по 1988 год в связи с тем, что архивные документы утрачены в результате затопления здания. Факт затопления здания подтверждается актом от 25 сентября 1996 г.
В комсомольском билете, выданном 19 апреля 1977 г. К. Е.В. (сменившей фамилию на Ааль в связи с вступлением в брак), отражены сведения о размере заработка и размере уплаченных членских взносов за период, в том числе, с мая 1983 г. по апрель 1988 г.
Расчетный размер страховой пенсии по старости Ааль Е.В. произведен по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как наиболее выгодный вариант из осовремененного среднемесячного заработка за 60 месяцев за период с декабря 1995 г. по август 1999 г. - 882, 39 рубля (отношение - 0, 467).
Расчетный размер страховой пенсии по старости Ааль Е.В. по состоянию на 1 января 2002 г. составляет 485, 31 рублей. К расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная доплата в размере 174, 69 рубля, поскольку в силу п. 7 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер пенсии не может быть ниже 660 рублей.
Из сумм заработной платы, указанных в комсомольском билете, осовремененный среднемесячный заработок за 60 месяцев за период с 1983 года по 1988 год, составит 365, 42 рублей (отношение - 0, 708). Расчетный размер пенсии по состоянию на 1 января 2002 г. будет составлять 650, 68 рублей, в связи с чем, в соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также будет начислена компенсационная доплата до минимального расчетного размера пенсии по состоянию на 1 января 2002 г. - 660 рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что при отсутствии первичных документов о заработке Ааль Е.В. комсомольский билет может служить основанием для установления заработной платы в определенном размере. Вместе с тем, установив, что перерасчет страховой пенсии по старости из сумм заработка, указанных в комсомольском билете за период с мая 1983 г. по апрель 1988 г. не приведет к увеличению размера получаемой Ааль Е.В. страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Правовые основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 г. осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), до вступления в силу которого действовал и подлежал применению Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Частью 3 ст. 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 4 ст. 36 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Положения ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац 7 п. 3 и абзац 4 п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Как следует из разъяснений, изложенных в подп. 8 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 30.3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г. (п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Установив, что перерасчет страховой пенсии по старости из сумм заработка, указанных в комсомольском билете за период с мая 1983 г. по апрель 1988 г. не приведет к увеличению размера получаемой Ааль Е.В. страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе расчетный размер пенсии, определенный ответчиком, соответствует положениям п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы о том, что заработная плата Ааль Е.В. за период с мая 1983 г. по апрель 1988 г. выше чем за период с декабря 1995 г. по август 1999 г, правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, поскольку расчетный размер пенсии с использованием среднемесячного заработка с мая 1983 г. по апрель 1988 г. и с декабря 1995 г. по август 1999 г. составляет менее расчетного размера, установленного п. 7 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - 660 рублей, в связи с чем, при дальнейшем расчете пенсионного капитала Ааль Е.В. на 1 января 2002 г. применен расчетный размер пенсии - 660 рублей.
При таких обстоятельствах, судами сделан правильный вывод, что перерасчет страховой пенсии по старости с использованием среднемесячного заработка за период с мая 1983 г. по апрель 1988 г. не приведет к увеличению размера получаемой Ааль Е.В. страховой пенсии по старости.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства, примененных судами при разрешении дела, и выводов судебных инстанций не опровергают.
Само по себе несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела судами допущены нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, принятых по настоящему делу.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 2 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ааль Елены Владимировны - Прозоровой Рамили Маратовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.