Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-140/2023 (УИД: 22RS0057-01-2023-000110 -93) по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю к Наумовой Юлии Петровне о взыскании излишне выплаченной суммы компенсационной выплаты, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Угловского районного суда Алтайского края от 9 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обратилось в суд с иском к Наумовой Юлии Петровне (далее - Наумова Ю.П, ответчик) о взыскании излишне выплаченной суммы компенсационной выплаты.
В обоснование заявленных требований Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю указало, что с 5 ноября 2020 г..Наумовой Ю.П, как неработающему трудоспособному лицу была установлена компенсационная выплата по уходу за "данные изъяты" - К. (далее - К..) Размер выплаты с 1 января 2013 г..был установлен в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г..N175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы". Ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду пенсии и осуществляется в течение периода ухода за ним. На пенсионере и лице, осуществляющем уход за нетрудоспособным лицом, лежит обязанность по извещению органа, осуществляющего выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение компенсационных выплат.
Одним из оснований прекращения осуществления компенсационной выплаты является выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г..N343 лицо, осуществляющее уход, в случае поступления его на работу, а также при наличии других обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, обязано в течение 5 дней сообщить органу, назначившему (выплачивающему) указанную компенсацию, о наступлении таких обстоятельств. О данной обязанности ответчик был поставлен в известность при заполнении заявления об установлении компенсационной выплаты. В ходе проведения тематической проверки установлено, что Наумова Ю.П. на основании п. 6.1.2 договора о приемной семье от 29 октября 2021 г..получала ежемесячно вознаграждение, однако о данном факте своевременно не сообщила в Пенсионный фонд Российской Федерации. В результате несообщения ответчиком о данном факте образовалась переплата компенсационной выплаты за период с 1 ноября 2021 г..по 31 октября 2022 г..в размере 144 000 руб, которую истец просит взыскать с ответчика.
Решением Угловского районного суда Алтайского края от 9 июня 2023г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 сентября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю отказано.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю просит об отмене решения Угловского районного суда Алтайского края от 9 июня 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 сентября 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что судами неправильно истолкован закон и сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель полагает, что юридически значимыми обстоятельствами для решения вопроса о взыскании с ответчика излишне выплаченных сумм, являются недобросовестность ответчика.
Ответчик Наумова Ю.П. была ознакомлена с основаниями прекращения компенсационной выплаты и согласно заявлению от 3 ноября 2020г. обязана была в пятидневный срок сообщить об устройстве на работу.
Ответчик проявила недобросовестность, поскольку не сообщила об устройстве на работу (наступлении обстоятельства, влекущего за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты).
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, ответчик Наумова Ю.П, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, К. сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 3 ноября 2020 г. Наумова Ю.П. как лицо, осуществляющее уход за "данные изъяты", обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шипуновском районе Алтайского края с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, указав, что не работает, не является получателем пенсии. В этом же заявлении Наумова Ю.П. обязалась в 5-дневный срок сообщать в пенсионный фонд об устройстве на работу, постановке на учет по безработице.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шипуновском районе Алтайского края Наумовой Ю.П. с 5 ноября 2020 г. назначена ежемесячная компенсационная выплата за осуществление ухода за ребенком-инвалидом.
Из договора о приемной семье от 29 октября 2021 г. следует, что стороной соглашения является Наумова Ю.П, которая приняла на себя обязательство по оказанию услуги по воспитанию "данные изъяты" К. за вознаграждение.
Из материалов дела усматривается, что решением ОПФР по Алтайскому краю (Угловский район) установлен факт переплаты ежемесячной денежной компенсации, осуществляемой в связи с уходом за "данные изъяты", за период с 1 ноября 2021 г. по 31 октября 2022 г. в размере 144 000 руб. и Наумовой Ю.П. предложено возвратить в пенсионный орган излишне выплаченные денежные средства. Основанием для принятия указанного решения явилось то обстоятельство, что истец является получателем вознаграждения по договору о передаче детей в приемную семью.
Обращаясь в суд с требованием о взыскании необоснованно выплаченных компенсационных выплат, истец исходил из того, что Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами и инвалидами с детства I группы", предусматривающий ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, принят в целях установления социальной защищенности неработающих граждан способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости осуществления ухода за детьми-инвалидами. При этом истец указал, что согласно договору о приемной семье от 25 октября 2021 г. Наумова Ю.П. выполняет оплачиваемую работу, является получателем ежемесячного вознаграждения, в связи с чем, не имеет право на получение компенсационной выплаты за осуществление ухода за ребенком-инвалидом.
Разрешая спор, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований. Суд указал, что со стороны Наумовой Ю.П. не допущено недобросовестного поведения при не извещении пенсионного органа о заключении договора о приемной семье. Суд установилдобросовестное заблуждение Наумовой Ю.П. о характере выплачиваемых по указанному договору суммах и указал, что при обращении с заявлением об установлении ежемесячной компенсационной выплаты Наумовой Ю.П. не было разъяснено, что осуществление деятельности по договору о приемной семье препятствует осуществлению ежемесячной компенсационной выплаты, поскольку данная деятельность подлежит включению в страховой стаж.
Суд апелляционной инстанции решение Угловского районного суда Алтайского края от 9 июня 2023 г. оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций, оснований для отмены судебных постановлений не усматривает.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N397 Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы определяют порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными детьми, имеющими статус инвалида.
Согласно пунктам 2, 3 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N397, ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее - лицо, осуществляющее уход), независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним.
Ежемесячная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами и инвалидами с детства I группы" ежемесячные выплаты устанавливаются одному трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка - инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами и инвалидами с детства I группы" ежемесячные выплаты трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком - инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы устанавливаются родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), неработающим либо осуществляющим трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени, в том числе на указанных условиях дистанционно или на дому - в размере 10 000 рублей.
Подпунктом "д" пункта 12 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы предусмотрено, что осуществление ежемесячной выплаты прекращается в случае: выполнения лицом, осуществляющим уход, работы и (или) иной деятельности, в период которой указанное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета Российской Федерации.
Таким образом, государственная поддержка приемных семей осуществляется через систему установления вознаграждения и компенсаций за воспитание ребенка.
Суды, дав анализ действующему законодательству, пришли к верному выводу, что вознаграждение приемным родителям является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи с чем, осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает верными выводы судов о несостоятельности доводов кассационной жалобы о том, что приемный родитель является лицом, выполняющим оплачиваемую работу в смысле, придаваемом этому понятию законодательством об осуществлении опеки на возмездной основе на основании заключенного договора о передаче детей на воспитание в приемную семью, ограничивает право Наумовой Ю.П. на реализацию соответствующих прав и гарантий по возмещению дополнительных материальных затрат как лицу, осуществляющему уход за "данные изъяты", что в свою очередь, ограничивает ее в реализации прав и исполнении обязанностей в отношении приемных детей.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о несостоятельности доводов пенсионного органа о неосновательном обогащении и недобросовестном поведении Наумовой Ю.П, поскольку указанные доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций.
По существу, все доводы, содержащиеся в жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, они основаны на неверном толковании норм материального права. Кассационная жалоба не содержит доводов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу спора, влияли бы на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали изложенные в судебных актах выводы.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций, верно, применены нормы материального и процессуального права к спорным отношениям, оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Угловского районного суда Алтайского края от 9 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.