Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1831/2023 (УИД 38RS0003-01-2023-001690-46) по исковому заявлению Полстяного Валерия Петровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании решения незаконным, взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, по кассационной жалобе Полстяного Валерия Петровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Полстяной Валерий Петрович (далее по тексту - Полстяной В.П, истец) обратился в Братский городской суд Иркутской области с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - ОСФР по Иркутской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения от 15 марта 2023 г. N об отказе в оплате стоимости проезда, взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 21 189, 30 рублей.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 15 мая 2023 г. исковые требования Полстяного В.П. удовлетворены. Признано незаконным решение ОСФР по Иркутской области от 15 марта 2023 г. N об отказе Полстяному В.П. в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. С ОСФР по Иркутской области в пользу Полстяного В.П. взыскана компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 21 189, 30 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 июля 2023 г. решение Братского городского суда Иркутской области от 15 мая 2023 г. отменено. Принято по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований Полстяного В.П. к ОСФР по Иркутской области о признании решения незаконным, взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, отказано.
Полстяной В.П. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 июля 2023 г. отменить, оставить решение Братского городского суда Иркутской области от 15 мая 2023 г. без изменения.
В обоснование доводов кассационной жалобы Полстяной В.П. указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Он как неработающий пенсионер ранее воспользовался правом на компенсацию стоимости проезда в отпуск в 2021 г, соответствующее заявление подал 23 декабря 2021 г, следовательно именно 2021 г. следует считать годом использования права на компенсацию расходов. Факт выплаты суммы расходов в 2022 г. не может лишить его права на исчисление двухгодичного срока за обращением с 2022 г, так как законодатель из буквального толкования норм права ставит в зависимость исчисление срока от даты обращения пенсионера за компенсацией, а не от даты фактической ее выплаты пенсионным органом. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Полстяной В.П. является неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по старости, зарегистрирован и постоянно проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В период с 22 января 2023 г. по 18 февраля 2023 г. Полстяной В.П. выезжал на отдых в г. Ростов-на-Дону, следуя воздушным и железнодорожным транспортом по маршруту Вихоревка - Красноярск - Сочи - Ростов-на-Дону - Сочи - Челябинск - Екатеринбург - Красноярск - Вихоревка.
3 марта 2023 г. Полстяной В.П. на основании статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" обратился в ОСФР по Иркутской области с заявлением о выплате компенсации в виде возмещения фактических расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, приложив проездные документы: контрольный купон электронного железнодорожного билета на проезд в плацкартном вагоне поезда по маршруту Вихоревка - Красноярск, дата отправления 22 января 2023 г, с указанием стоимости 1 698, 50 рублей; маршрутную квитанцию электронного билета на перелет в салоне экономического класса обслуживания по маршруту Красноярск - Сочи, дата вылета 23 января 2023 г, с указанием стоимости 5 093 рублей, с приложением посадочного талона; контрольный купон электронного железнодорожного билета на проезд в плацкартном вагоне поезда по маршруту Сочи - Ростов, дата отправления 24 января 2023 г, с указанием стоимости 2 164, 80 рублей; контрольный купон электронного железнодорожного билета на проезд в плацкартном вагоне поезда по маршруту Ростов - Сочи, дата отправления 26 января 2023 г, с указанием стоимости 1 603, 30 рублей; маршрутную квитанцию электронного билета на перелет в салоне экономического класса обслуживания по маршруту Сочи-Челябинск, дата вылета 1 февраля 2023 г, с указанием стоимости 3 674 рублей, с приложением посадочного талона; маршрутную квитанцию электронного билета на перелет в салоне экономического класса обслуживания по маршруту Екатеринбург - Красноярск, дата вылета 18 февраля 2023 г, с указанием стоимости 6 539 рублей, с приложением посадочного талона; контрольный купон электронного железнодорожного билета на проезд в плацкартном вагоне поезда по маршруту Красноярск - Вихоревка, дата отправления 18 февраля 2023 г, с указанием стоимости 1 572, 20 рублей.
Решением ОСФР по Иркутской области от 15 марта 2023 г. N Полстяному В.П. отказано в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по причине обращения пенсионера за компенсацией до истечения двухгодичного периода после предоставления ему предыдущей компенсации. Предыдущая компенсация выплачена менее двух лет назад.
Ранее Полстяной В.П. обращался в пенсионный орган с заявлением об оплате проезда к месту отдыха и обратно 23 декабря 2021 г, в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в 2021 г, по которому было принято решение от 11 января 2022 г. N о предоставлении компенсации расходов в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в размере 9 095, 80 рублей.
Полстяной В.П, не согласившись с решением пенсионного органа, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец, являясь неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по старости, в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года. При этом при исчислении двухгодичного срока, указанного в законе, юридическое значение имеет дата подачи пенсионером заявления о выплате компенсации, а не дата ее фактического получения. Поскольку ранее истец обратился за компенсацией расходов на проезд 23 декабря 2021 г, он правомерно вновь обратился за компенсацией в 2023 г, двухгодичный период, по истечении которого истец был вправе вновь обратиться за получением компенсации соответствующих расходов, в данном случае следует исчислять с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г.
Отклоняя доводы пенсионного органа о том, что истец приобретает право на новое обращение за компенсацией лишь с 2024 г, как основанные на неверном применении норм материального права, суд указал, что заявленное пенсионером в 2021 г. право на получение компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно было фактически реализовано пенсионным органом только в 2022 г, не может влиять на права истца. Иное толкование закона приведет к ограничению права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда о незаконности принятого пенсионным органом решения об отказе Полстяному В.П. в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно не согласился, указав, что они не основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что компенсация производится 1 раз в 2 года, двухгодичный период исчисляется с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация расходов. Поскольку компенсация расходов на проезд к месту отдыха и обратно была произведена Полстяному В.П. в 2022 г, двухгодичный период в данном случае исчисляется с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г, независимо от того, что проезд к месту отдыха пенсионер осуществил в 2021 г, право на получение компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно у истца возникнет с 1 января 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7, часть 1 статьи 39).
Не определяя конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Из этого следует, что законодатель располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты и вправе избирать формы их предоставления (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 105-О-О, от 23 июня 2009 г. N 908-О-О, от 24 сентября 2012 г. N 1575-О, от 18 сентября 2014 г. N 1821-О, от 24 апреля 2018 г. N 970-О, от 25 октября 2018 г. N 2722-О, от 28 февраля 2019 г. N 391-О, от 26 мая 2020 г. N 1103-О и др.).
Реализуя свои дискреционные полномочия в данной сфере, федеральный законодатель принял ряд законов, направленных на обеспечение социальной поддержки населения. Среди них Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", который - исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту указанной категории граждан.
К числу таких мер относится и компенсация расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации (часть вторая статьи 1 и статья 34 названного Закона Российской Федерации).
По своей правовой природе указанная мера является льготой, носящей компенсаторный характер, право на которую непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, а поэтому определение оснований ее предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования входит в компетенцию законодателя (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 г. N 509-О, от 2 февраля 2006 г. N 38-О, от 4 октября 2012 г. N 1768-О, от 26 сентября 2019 г. N 2236-О и др.). Законодатель, действуя в соответствии со своей дискрецией, передал Правительству Российской Федерации необходимые полномочия по установлению порядка реализации права на данную льготу.
В целях реализации статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Правительство Российской Федерации постановлением от 1 апреля 2005 г. N 176 утвердило Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что компенсация может производиться в виде: а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
Компенсация производится 1 раз в 2 года. Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде. В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится (пункт 6 Правил).
В пункте 5 разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 марта 2016 г. N 118н, указано, что в соответствии с пунктом 6 Правил компенсация производится один раз в два года. Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде, но не ранее чем с 1 января 2005 года. В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата указанной компенсации за эти периоды не производится. Двухгодичный период, исчисленный в указанном порядке, может не совпадать с периодом, в течение которого пенсионером был осуществлен проезд к месту отдыха и обратно.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что Полстяной В.П. являясь неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по старости, постоянно проживая в г. Вихоревка Иркутской области, отнесенном к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, воспользовался правом на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно за 2021 г. в 2022 г, двухгодичный период исчисленный в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха, с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г. не истек, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о праве Полстяного В.П. на получение компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно с 1 января 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы Полстяного В.П. о том, что двухгодичный срок подлежит исчислению с 2021 г, в котором им было подано заявление о компенсации проезда к месту отдыха и обратно, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании выше приведенных норм статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и пункта 6 Правил, гарантирующих пенсионерам компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к избранному месту отдыха один раз в два года, при котором двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно. Решение о предоставлении Полстяному В.П. компенсации проезда к месту отдыха и обратно в 2021 г. в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" было принято пенсионным органом 11 января 2022 г. Двухгодичный период после предоставления предыдущей компенсации по состоянию на 3 марта 2023 г. не истек.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Полстяного Валерия Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.