Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием многоточечной системы видеоконференц-связи, при содействии Краснокаменского городского суда Забайкальского края, Сосновоборского городского суда Ленинградской области, гражданское дело N 2-56/2023 (УИД 75RS0015-01-2022-003482-77) по иску Полухина Виктора Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по старости
по кассационным жалобам представителя истца Полухина Виктора Анатольевича по доверенности Козлова Василия Григорьевича, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения представителя Полухина В.А. по доверенности Козлова В.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражавшего против доводов кассационной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю, представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю Михеичевой А.В, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражавшей против доводов кассационной жалобы представителя Полухина В.А. - Козлова В.Г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Полухин В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - ОПФР по Забайкальскому краю) о включении периодов работы в специальный стаж, признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по старости.
В обоснование исковых требований Полухин В.А. указал, что решением заместителя руководителя ОПФР по Забайкальскому краю от 26 сентября 2022 г. N ему отказано в досрочном назначении пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием специального стажа не менее 25 лет. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", ОПФР по Забайкальскому краю не включены периоды работы с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2020 г. в количестве 5 лет 11 месяцев 27 дней; с 1 января 2021 г. по 31 мая 2021 г. в количестве 5 месяцев в ПАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" (далее - ПАО "ППГХО") в связи с отсутствием документального подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня.
С указанным решением Полухин В.А. не согласен, поскольку согласно выписке о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица работа с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2020 г. продолжительностью 5 лет 11 месяцев 27 дней отражена по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Также, Полухин В.А. считает, что 5 месяцев стажа, выработанного в 2021 году с января по май, подлежат включению в льготный стаж, поскольку, как это следует из сведений о спусках в шахту Полухина В.А, в этот период времени в течение полного рабочего дня он выполнял подземные работы. С учётом включения в специальный стаж спорных периодов работы, стаж для назначения льготной пенсии составит 25 лет 2 месяца 1 день.
Полухин В.А. просил суд обязать ОПФР по Забайкальскому краю включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды его работы: с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2020 г, с 1 января 2021 г. по 31 мая 2021 г. в Публичном акционерном обществе "Приаргунское производственное горно-химическое объединение"; признать решение заместителя руководителя ОПФР по Забайкальскому краю от 26 сентября 2022 г. N незаконным; возложить на ОПФР по Забайкальскому краю обязанность назначить Полухину В.А. страховую пенсию по старости со дня обращения с заявлением о назначении пенсии - 7 сентября 2022 г.
Определением суда от 28 ноября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Публичное акционерное общество "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" (далее также - ПАО "ППГХО").
Определением, занесённым в протокол судебного заседания от 19 января 2023 г, ответчик Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю заменён на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Забайкальскому краю (далее - ОСФР по Забайкальскому краю).
Решением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 26 января 2023 г. иск удовлетворён частично.
Признано незаконным решение руководителя Управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю от 26 сентября 2022 г. N об отказе Полухину В.А. в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Признано за Полухиным В.А. право на досрочную страховую пенсию по старости с 7 сентября 2022 г.
ОСФР по Забайкальскому краю обязано включить в специальный стаж Полухину В.А. по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы:
с 1 марта 2015 г. по 9 марта 2016 г. в должности подземного электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования подземного участка сетей и подстанций Цеха обслуживания рудников (подземные рудники N 1, N 8) ПАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение";
с 10 марта 2016 г. по 9 апреля 2019 г.; с 14 апреля 2019 г. по 31 мая 2021 г. в должности подземного электромеханика подземного участка сетей и подстанций Цеха обслуживания рудников (подземные рудники N 1, N 8) ПАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение".
ОСФР по Забайкальскому краю обязано назначить Полухину В.А. досрочную страховую пенсию на основании пункта 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 7 сентября 2022 г.
В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 сентября 2023 г. решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 26 января 2023 г. отменено в части признания незаконным решения руководителя Управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю от 26 сентября 2022 г. N об отказе Полухину В.А. в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 7 сентября 2022 г.; признания за Полухиным В.А. права на досрочную страховую пенсию по старости с 7 сентября 2022 г.; возложения обязанности на ОСФР по Забайкальскому краю назначить Полухину В.А. досрочную страховую пенсию по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 7 сентября 2022 г.
Принято по делу новое решение, которым отказано в удовлетворении указных требований.
То же решение изменено.
ОСФР по Забайкальскому краю обязано включить в стаж Полухина В.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в исчислении - каждый полный год работы за 9 месяцев, периоды работы: с 1 марта 2015 г. по 9 марта 2016 г, с 10 марта 2016 г. по 9 апреля 2019 г.; с 14 апреля 2019 г. по 31 декабря 2021 г, всего 4 года 6 месяцев.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах, поданных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель истца Полухина В.А. - Козлов В.Г, ОСФР по Забайкальскому краю просят отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 сентября 2023 г.
На кассационные жалобы письменные возражения не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Полухин В.А, представитель третьего лица ПАО "ППГХО" не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещались посредством направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, заказным письмом с уведомлением.
Согласно уведомлениям о вручении заказного почтового отправления, сформированным официальным сайтом Почты России, судебная корреспонденция лицами, участвующими в деле, получена, о причинах неявки в судебное заседание стороны не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, с учётом мнения представителя истца Козлова В.Г, представителя ОСФР по Забайкальскому краю, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 7 сентября 2022 г. Полухин В.А. обратился в ОПФР по Забрйкальскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением руководителя Управления установления пенсий ОПФР по Забайкальскому краю от 26 сентября 2022 г. N в досрочном назначении страховой пенсии по старости Полухину В.А. отказано ввиду недостаточности специального стажа.
По подсчётам пенсионного органа продолжительность специального страхового стажа по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составила 18 лет 9 месяцев 8 дней, при требуемом не менее 25 лет.
В указанную продолжительность специального стажа в соответствии с Перечнем наименований профессий, работа в которых даёт право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утверждённого постановлением Минтруда России от 15 июля 1992 г. N 2, включены периоды работы в неведущих профессиях с 12 февраля 1996 г. по 15 января 2003 г, с 25 января 2003 г. по 22 марта 209 г, с 25 марта 2009 г. по 14 мая 2009 г, с 16 мая 2009 г. по 12 октября 2009 г, с 14 октября 2009 г. по 29 марта 2010 г, с 31 марта 2010 г. по 14 апреля 2011 г, с 16 апреля 2011 г. по 25 сентября 2011 г, с 16 октября 2011 г. по 2 ноября 2011 г, с 4 ноября 2011 г. по 23 апреля 2012 г, с 26 апреля 2012 г. по 17 февраля 2013 г, с 30 марта 2013 г. по 30 сентября 2013 г, с 21 октября 2013 г. по 28 февраля 2015 г. в должности подземного электрослесаря участка ремонтно-восстановительных работ рудника N 2; подземного электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования участка энергомеханического обслуживания рудника N 2, подземного участка N 2 рудника N 8, занятого полный рабочий день на подземных работах по добыче урановой руды в ПАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение".
Из подсчёта стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, независимо от возраста исключены периоды работы Полухина В.А. с 1 марта 2015 г. по 9 марта 2016 г. в должности подземного электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования подземного участка сетей и подстанций Цеха обслуживания рудников (подземный рудник N 1, N 8), занятого на подземных работах более 50% рабочего времени в году в ПАО "ППГХО", так как документально не подтверждена постоянная занятость в течение полного рабочего дня; с 10 марта 2016 г. по 9 апреля 2019 г, с 14 апреля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. - в должности подземного электромеханика подземного участка сетей и подстанций Цеха обслуживания рудников (подземные рудники N 1, N 8), занятого на подземных работах более 50% рабочего времени в году в ПАО "ППГХО", с указанием на то, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, постоянная занятость в течение полного рабочего дня в данный период работы документально не подтверждена.
Согласно решению ОПФР по Забайкальскому краю Полухиным В.А. может быть реализовано право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в возрасте 50 лет - 3 августа 2025 г.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Полухина В.А. о включении периодов работы в специальный страховой стаж, признании решения незаконным, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды работы с 1 марта 2015 г. по 9 марта 2016 г. в должности подземного электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования; с 10 марта 2016 г. по 9 апреля 2019 г.; с 14 апреля 2019 г. по 31 мая 2021 г. в должности подземного электромеханика подземного участка сетей и подстанций Цеха обслуживания рудников (подземные рудники N 1, N 8) ПАО "ППГХО" Полухин В.А. был занят в течение полного рабочего дня на подземных работах, что даёт ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из спорного периода решением суда исключены периоды: с 1 января 2015 г. по 28 февраля 2015 г, так как этот период зачтён пенсионным органом в специальный стаж; с 10 апреля 2019 г. по 13 апреля 2019 г. период нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы.
При этом суд принял во внимание положения Устава ПАО "ППГХО", определяющего основные виды деятельности, Профессионального Стандарта "Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования на предприятиях атомной отрасли", утверждённого приказом Минтруда России от 19 февраля 2019 г. N 91н, штатное расписание ПАО "ППГХО" за период с 2015 года по 2021 год, которым предусмотрены должности "подземный электромеханик" и "подземный электрослесарь (слесарь) дежурный по ремонту оборудования", то, что подземный участок сетей и подстанций входит в состав цеха обслуживания подземных рудников N 1 и N 8; справку, уточняющую особый характер работы или условия труда от 18 января 2022 г. N 33128, из которой следует, что в период с 1 марта 2015 г. по 9 марта 2016 г, с 10 марта 2016 г. по 31 мая 2021 г. Полухин В.А. работал в должности подземного электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования и подземного электромеханика подземного участка сетей и подстанций Цеха обслуживания рудников (подземные рудники N 1, N 8) ПАО "ППГХО", занятого на подземных работах более 50% рабочего времени в году, что предусмотрено Списком N 1, разделом 1 подразделом 1Г (код позиции 1010100Г-19931, 25410), утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Суд согласился с представленным ПАО "ППГХО" расчётом фактической занятости истца на подземных работах за период 2015-2021 г.г. и пришёл к выводу о доказанности работы истца в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2020 г.; с 1 января 2021 г. по 31 мая 2021 г. в должностях, поименованных в Списке N 1, утверждённом постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, с занятостью на подземных работах в течение полного рабочего дня.
Не были приняты доводы стороны ответчика о том, что специфика работы истца носит вспомогательный характер, поэтому положения пункта 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" к работе Полухина В.А. неприменимы, отметив, что добыча, обогащение и переработка минерального и других видов сырья с целью выпуска солей природного урана, молибденовых соединений и различных видов продукции на их основе, является непрерывным производственным циклом, который включает в себя наладку и ремонт подземных энергообъектов, электрического и теплоэнергетического оборудования, без которого функциональная деятельность ПАО "ППГХО" невозможна.
Руководствуясь частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", придя к выводу о том, что на день обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, Полухин В.А. имел необходимую продолжительность специального стажа (25 лет) и страхового стажа (более 15 лет), суд первой инстанции счёл возможным назначить истцу пенсию на основании пункта 11 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона со дня обращения, то есть, с 7 сентября 2022 г.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в спорные периоды истец работал в должностях электрослесаря подземного и по ремонту оборудования, подземного электромеханика участка сетей и подстанций Цеха обслуживания рудников (подземные рудники N 1, N 8) ПАО "ППГХО", не относящихся к работе по ведущим профессиям по добыче полезных ископаемых, в связи с чем при определении права на пенсию по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" спорные периоды работы истца не подлежат зачёту в календарном исчислении, поскольку занимаемые истцом должности не относятся к неведущим профессиям, предусмотренным пунктом 1 Списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".
Руководствуясь пунктом 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, проанализировав выписку из индивидуального лицевого счёта Полухина В.А, согласно которой периоды работы с 1 марта 2015 г. по 9 марта 2016 г, с 10 марта 2016 г. по 9 апреля 2019 г, с 14 апреля 2019 г. по 31 мая 2021 г. отражены с кодом льготы "27-1, 1010100Г- 25410", при этом по 31 декабря 2020 г. с указанием оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 1, пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"; уточняющие справки от 25 марта 2021 г. N 33002, от 16 июня 2021 г. N 33128 и от 18 января 2022 г. N 33128, согласно которым спорные периоды работы Полухина В.А. учтены работодателем как по пункту 11, так и по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в то же время содержат информацию о занятости истца на подземных работах более 50% рабочего времени в году, что даёт Полухину В.А. право на льготное пенсионное обеспечение по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что спорные периоды работы истца с 1 марта 2015 г. по 9 марта 2016 г, с 10 марта 2016 г. по 9 апреля 2019 г, с 14 апреля 2019 г. по 31 мая 2021 г. могут быть зачтены в специальный страховой в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в исчислении - каждый полный год подземной работы за 9 месяцев, при документальном подтверждении занятости на работах в подземных условиях не менее 80% рабочего времени.
Принимая во внимание представленную информацию о количестве спусков истца в шахту, режиме работы истца, проверив представленный истцом, представителем третьего лица расчёт занятости истца на подземных работах, суд апелляционной инстанции установил, что занятость Полухина В.А. на подземных работах составила: с марта по декабрь 2015 года (10 мес.) - 110%; в 2016 году - 88, 3%; в 2017 году - 91, 13%; в 2018 году - 93, 17%; в 2019 году - 86, 24%; в 2020 году - 84, 34%; в 2021 году с января по май - 89, 96%; с июня по декабрь 2021 г. - 89, 98%; в 2022 г. - 63, 25%; с января по август 2023 г. - 34%, в связи с чем пришёл к выводу о возможности включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", из расчёта каждый полный год работы за 9 месяцев, периодов работы: с 1 марта 2015 г. по 9 марта 2016 г, с 10 марта 2016 г. по 9 апреля 2019 г.; с 14 апреля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. (всего 4 года 6 мес.).
Поскольку, с учётом представленной представителем ОСФР по Забайкальскому краю информации о том, что при определении права на установление пенсии при зачёте периодов с 1 марта 2015 г. по 9 апреля 2019 г, с 14 апреля 2019 г. по 31 мая 2021 г. в исчислении каждый полный год работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев, специальный стаж истца составит 23 года 3 месяца 8 дней, а с учётом периода работы истца с 1 июня 2021 г. по 31 декабря 2021 г, общая продолжительность специального стажа истца составит 23 года 8 месяцев 16 дней, что недостаточно для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения исковых требований Полухина В.А. о досрочном назначении страховой пенсии по старости с 7 сентября 2022 г. (с даты обращения с заявлением о назначении пенсии).
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационных жалоб представителя истца Полухина В.А. - Козлова В.Г, ОСФР по Забайкальскому краю и материалам дела не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно части 2 статьи 3 указанного Федерального закона страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах для учёта периодов выполнения соответствующих работ, в том числе, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10).
Списком N 1 "Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах", утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 в разделе I "горные работы" в подразделе "г" "рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учётном периоде)" позицией 1010100г-19931 предусмотрены электрослесари (слесари) дежурные и по ремонту оборудования, занятые на работах по обслуживанию стволов, шурфов и подъёмных машин, позицией 1010100г - 25410 предусмотрены электромеханики (старшие электромеханики).
Подпунктом "е" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".
Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481, предусмотрена профессия электрослесари подземные.
В соответствии с п. 4 Разъяснений от 15.07.1992 г. N 1 "О порядке исчисления специального стажа работы по профессиям рабочих, предусмотренным статьей 78 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и порядке применения списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481, по списку работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, пенсии назначаются работникам, которые имели другие наименования профессий до 1986 года по Перечню 2, а также работникам, занятым на действующих и строящихся шахтах (рудниках) по добыче руд и других полезных ископаемых, по перечню N 3.
Согласно позиции N 3 перечня N 3 наименование профессии предусмотренной в списке работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет профессия механик подземных участков применяется к электромеханикам горных участков, профессия электрослесарь подземный применяется к электрослесарям (слесарям) дежурным и по ремонту оборудования.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 5 указанных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 15 этих же Правил установлено, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным пунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев.
Аналогичный механизм исчисления стажа предусматривался разъяснениями Минтруда Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 2, в соответствии с пунктом 3 которых в стаж подземной работы включается каждый полный год работы по ведущим профессиям (горнорабочий очистного забоя, проходчик, забойщик на отбойных молотках, машинист горных выемочных машин) - за 1 год 3 месяца, каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей - за 9 месяцев.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" (при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Страхователи (работодатели) предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице (работнике) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Из анализа приведённых норм следует, что по общему правилу в подземный стаж включаются в календарном исчислении периоды работ по профессиям, предусмотренным Списком, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481.
В случае если подземный стаж не достигает 25 лет (но составляет не менее 10 лет), периоды работы по ведущим профессиям (горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин) засчитываются в льготном порядке - каждый полный год указанной работы как 1 год 3 мес, каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей засчитывается за 9 месяцев.
При этом льготному исчислению по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" 9 месяцев за 1 год работы подлежит только полный год работы и только при условии занятости полный рабочий день на подземных работах.
Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утверждённых постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
Принимая во внимание вышеприведённые нормы пенсионного законодательства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для включения периодов работы Полухина В.А. с 1 марта 2015 г. по 9 марта 2016 г. в должности подземного электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования, с 10 марта 2016 г. по 9 апреля 2019 г, с 14 апреля 2019 г. по 31 мая 2021 г. в должности подземного электромеханика подземного участка сетей и подстанций Цеха обслуживания рудников (подземные рудники N 1, N 8) ПАО "ППГХО" в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в календарном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии по старости и наличии правовых оснований для зачёта периодов работы истца с 1 марта 2015 г. по 9 марта 2016 г, с 10 марта 2016 г. по 9 апреля 2019 г, с 14 апреля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. в указанный стаж подземной работы, в соответствии с пунктом 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, поскольку судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в указанные периоды истец выполнял подземную работу, предусмотренную Списком N 1 от 26 января 1991 г. (позиции 1010100г-19931, 1010100г - 25410), в течение полного рабочего дня.
Доводы кассационной жалобы представителя истца, выражающие несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о том, что в спорные периоды работа истца являлась вспомогательной, не связанной с непосредственной добычей руды, отмену обжалуемого апелляционного определения не влекут, поскольку по существу направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции на основании представленных доказательств обстоятельств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделён.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, а именно должностную инструкцию подземного электромеханика; Положение о подземном участке сетей и подстанций цеха обслуживания рудников (подземного рудника N 1 и подземного рудника N 8) Дирекции по поддержке производства ПАО "ППГХО", утверждённое 21 июня 2022 г, согласно которому основными задачами участка являются оперативное обслуживание, планово-предупредительный ремонт, испытания и внеплановый ремонт электроустановок, оперативное обслуживание и ППР электрооборудования насосных шахтных вод, наружного освещения промышленной площадки в границах ответственности; штатное расписание, лицевые счета; сведения индивидуального персонифицированного учёта, согласно которым спорные периоды работы истца отражены как по пункту 11 части 1 статьи 30, так и по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"; уточняющие справки работодателя, согласно которым периоды работы истца с 1 марта 2015 г. по 9 марта 2016 г, с 10 марта 2016 г. по 31 мая 2021 г. учтены по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции, принимая во внимание позицию работодателя, пришёл к правильному выводу о том, что спорные периоды работы истца могут быть зачтены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с применением пункта 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, при условии документального подтверждения полной занятости истца, не менее 80 % рабочего времени.
Установив на основании совокупности представленных доказательств, что в периоды работы с 1 марта 2015 г. по 9 марта 2016 г, с 10 марта 2016 г. по 9 апреля 2019 г, с 14 апреля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. истец работал в подземных условиях, в должностях, предусмотренных Списком N 1 от 26 января 1991 г. не менее 80% рабочего времени, суд апелляционной инстанции обоснованно включил каждый полный год указанной работы за 9 месяцев в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы ОСФР по Забайкальскому краю о том, что при определении продолжительности рабочего времени суд апелляционной инстанции необоснованно исключил периоды нахождения в отпусках, временной нетрудоспособности, подлежат отклонению.
В соответствии со статьёй 91 Трудового кодекса российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определённые календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Работодатель обязан вести учёт времени, фактически отработанного каждым работником.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что при подсчёте нормы рабочего времени за учётный период, необходимо было исключить время, в течение которого работник освобождался от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы (в частности, ежегодный отпуск, временная нетрудоспособность и др.), поскольку исключение указанных периодов позволяет учесть фактически отработанное время истца во вредных условиях труда.
Доводы кассационной жалобы ОСФР по Забайкальскому краю о неверном подсчёте стажа подземной работы с учётом периода с 1 июня 2021 г. по 31 декабря 2021 г, который по расчёту суда апелляционной инстанции составил 5 месяцев 8 дней, в общей сложности - 23 года 8 месяцев 16 дней, отмену обжалуемого апелляционного определения не влекут.
Действительно, льготному исчислению по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" 9 месяцев за 1 год работы подлежит только полный год работы.
Как следует из материалов дела, суд апелляционной инстанции установилналичие правовых оснований для включения в специальный стаж по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с применением пункта 15 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, не только периода работы истца с 1 июня 2021 г. по 31 декабря 2021 г, определив его продолжительность 5 месяцев 8 дней, но и периода с 1 января 2021 г. по 31 мая 2021 г.
Таким образом, в специальный стаж подлежит включению полный рабочий 2021 год, который с учётом пункта 15 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, подлежит исчислению за 9 месяцев.
Как следует из представленной ОСФР по Забайкальскому краю информации (т. 4, л.д. 184) при исчислении периодов с 1 марта 2015 г. по 9 апреля 2019 г. и с 14 апреля 2019 г. по 31 мая 2021 г. каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 от 26 января 1991 г, за 9 месяцев, специальный стаж составит 23 года 3 месяца 8 дней.
С учётом периода работы истца с 1 июня 2021 г. по 31 декабря 2021 г, суд апелляционной инстанции определилпродолжительность специального стажа 23 года 8 месяцев 16 дней.
Указывая не неправильность исчисления специального стажа за период с 1 июня 2021 г. по 31 декабря 2021 г, кассатор не приводит в жалобе свой расчёт специального стажа, который бы свидетельствовал о том, что судом апелляционной инстанции общая продолжительность специального стажа 23 года 3 месяца 8 дней определена неверно.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
Фактически приведённые в кассационных жалобах доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судом апелляционной инстанции судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационных жалобах.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалоб нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке по доводам кассационных жалоб не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы представителя истца Полухина Виктора Анатольевича по доверенности Козлова Василия Григорьевича, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.