Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-618/2023 (УИД 22RS0013-01-2022-007640-92) по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" к Татариновой Елене Петровне о взыскании незаконного полученного пособия по безработице, по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" на решение Бийского городского суда Алтайского края от 9 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" (далее по тексту - КГКУ "УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам") обратилось в Бийский городской суд Алтайского края с иском к Татариновой Елене Петровне (далее по тексту - Татаринова Е.П, ответчик) о взыскании пособия по безработице за период с 14 августа 2020 г. по 13 февраля 2021 г. в размере 30 321, 95 рублей, за период с 9 марта 2022 г. по 8 июня 2022 г. в размере 44 258, 95 рублей.
Определением Бийского городского суда Алтайского края от 25 января 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Почта Банк" (далее по тексту - АО "Почта Банк").
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 9 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 июня 2023 г. в удовлетворении исковых требований КГКУ "УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" отказано.
КГКУ "УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Бийского городского суда Алтайского края от 9 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 июня 2023 г. отменить, принять новое судебное постановление об удовлетворении исковых требований, не передавая дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы КГКУ "УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" указало на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При постановке на учет в качестве безработной Татаринова Е.П. в заявлениях, поданных в 2020 г. и в 2022 г. указывала, что не относится к категории занятых граждан, в том числе к категории граждан, работающих по договорам гражданско-правового характера. Вместе с тем согласно информации, имеющейся в пенсионном органе Татаринова Е.П. в период регистрационного учета в качестве безработной, как в 2020-2021 г.г, так и в 2022 г. работала по гражданско-правовому договору в АО "Почта Банк". Информация о факте заключения Татариновой Е.П. договора гражданско-правового характера поступила в центр занятости населения управления после того, как она была признана безработной, состояла на регистрационном учете и получала пособие по безработице. Указание Татариновой Е.П. в заявлении о постановке на учет в качестве безработного, что она не относится к категории занятых граждан, в том числе к категории граждан, оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера, на момент подачи заявления, является предоставлением недостоверной информации и соответственно недобросовестным поведением. Судами не учтено, что центр занятости не мог узнать об обстоятельствах наличия действующего договора гражданско-правового характера у Татариновой Е.П. в месяце постановки на учет в качестве безработной до того, как эта информация поступила в рамках межведомственного взаимодействия, поскольку работодатель даже не обязан предоставить такую информацию в пенсионный орган в текущем месяце. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Татаринова Е.П. в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Бийского городского суда Алтайского края от 9 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 июня 2023 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11 августа 2020 г. Татаринова Е.П. обратилась с заявлением о предоставлении ей государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы через информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - портал "Работа в России"), указав последним местом работы в разделе "Сведения по последнему месту работы" KПК "Зенит", откуда она была уволена 9 июля 2020 г. по собственному желанию.
Приказом КГКУ "УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" от 18 августа 2020 г. N Татаринова Е.П. признана безработной, ей назначено пособие по безработице на период с 14 августа 2020 г. по 13 февраля 2021 г. в размере 19 949, 50 рублей.
Приказом КГКУ "УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" от 24 сентября 2020 г. N в связи с предоставлением новых документов Татариновой Е.П. изменен порядок начисления пособия по безработице на период с 1 сентября 2020 г. по 13 февраля 2021 г. и размер пособия по безработице.
Приказом КГКУ "УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" от 21 апреля 2021 г. N Татаринова Е.П. снята с регистрационного учета с 17 марта 2021 г. в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
9 марта 2022 г. Татаринова Е.П. вновь обратилась через портал "Работа в России" с заявлением о предоставлении ей государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, указав в разделе "Сведения по последнему месту работы", что ее последним местом работы является ООО "Регион Бийск", откуда она была уволена 28 февраля 2022 г. по собственному желанию.
Приказом КГКУ "УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" от 17 марта 2022 г. N Татаринова Е.П. признана безработной, ей назначено пособие по безработице.
Приказом КГКУ "УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" от 27 июля 2022 г. N Татаринова Е.П. снята с регистрационного учета с 9 марта 2022 г. в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
За период с 9 марта 2022 г. по 8 июня 2022 г. КГКУ "УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" выплатило Татариновой Е.П. пособие по безработице в размере 44 258, 95 рублей.
Согласно информации АО "Почта Банк" в период с 1 декабря 2018 г. по 21 октября 2022 г. Татаринова Е.П. оказывала услуги по гражданско-правовому договору N; отчетность в ПФР в отношении Татариновой Е.П. банком предоставлялась в период с 1 декабря 2018 г. по 21 октября 2022 г.; за период действия договора Татариновой Е.П. за оказанные услуги было перечислено за вычетом НДФЛ денежное вознаграждение в размере 22 850 рублей в декабре 2018 г. и 6 141 рублей в январе 2019 г.; в трудовых отношениях Татаринова Е.П. с АО "Почта Банк" не состояла; в период с февраля 2019 г. по октябрь 2022 г. Татаринова Е.П. не оказывала услуг по агентскому договору, комиссионное вознаграждение ей не начислялось.
КГКУ "УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" указав, что Татаринова Е.П. состояла в центре занятости в качестве безработной, в период с 14 августа 2020 г. по 13 февраля 2021 г. ей было выплачено пособие по безработице в размере 30 321, 95 рублей, в период с 9 марта 2022 г. по 8 июня 2022 г. - в размере 44 258, 95 рублей, в указанные периоды в отношении нее в пенсионном органе имеются сведения о работе, указанный факт исключал возможность признания ее безработной, следовательно, ей необоснованно выплачена сумма пособия, обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, оценив представленные доказательства в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Татаринова Е.П. в спорные периоды не оказывала услуги по гражданско-правовому договору, оплату не получала, наличие недобросовестности в ее действиях при получении пособия по безработице истцом не доказано.
Суд указал, что наличие гражданско-правового договора, заключенного между Татариновой Е.П. и АО "Почта Банк" до обращения с заявлением о постановке на учет в качестве безработной, не свидетельствует о квалификации полученного пособия в качестве неосновательного обогащения. Татаринова Е.П. после обращения в центр занятости за назначением пособия, условия договора об оказании агентских услуг не исполняла и соответственно оплату по нему не получала, последнее вознаграждение по данному договору получила в январе 2019 г. Доказательств совершения Татариновой Е.П. каких-либо намеренных действий по сокрытию сведений о наличии договора гражданско-правового характера истцом не представлено.
Суд также принял во внимание, что сведения о застрахованном лице представлены в пенсионный орган по телекоммуникационным каналам связи и включены в индивидуальный лицевой счет Татариновой Е.П, при этом действующим законодательством на центры занятости населения возложена обязанность ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направлять запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности, на основании полученной информации осуществлять перерегистрацию граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что они основаны на правильно установленных обстоятельствах и верном применении норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I).
В статье 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем (абзац 6 пункта 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1).
Согласно абзацу первому пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 (далее по тексту - Временные правила), регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац второй пункта 2 Временных правил).
В силу абзаца первого пункта 3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Временных правил центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Срок подготовки и направления сведений, указанных в пунктах 4 и 4 (1) Временных правил по запросу центра занятости населения не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления такого запроса (пункт 5 Временных правил).
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (абзац первый пункта 8 Временных правил).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных в целях поиска подходящей работы граждан центрами занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме (подпункт "г" пункта 9 Временных правил).
Согласно пункту 17(1) Временных правил пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки. Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения. Для целей настоящих Временных правил, в случае если гражданин не взаимодействует с центром занятости населения посредством видеосвязи либо в иной установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации форме в установленные дату и время, это приравнивается к нарушению безработным без уважительных причин сроков перерегистрации безработного. Безработные граждане могут предъявить центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие наличие уважительных причин отсутствия взаимодействия. В случае длительного (более одного месяца) отсутствия взаимодействия без уважительных причин гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с центром занятости населения центр занятости населения принимает решение о прекращении выплаты ему пособия по безработице с одновременным снятием его с учета в качестве безработного.
В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке. В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке. В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке (пункт 19 Временных правил).
Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в том числе в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные доказательства в их совокупности, и не установив обстоятельств, свидетельствующих о совершении Татариновой Е.П. недобросовестных действий, направленных на получение пособия по безработице, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы КГКУ "УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку при разрешении спора судами обоснованно указано, что излишне выплаченные суммы пособия по безработице, которые фактически были получены Татариновой Е.П. в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления факта недобросовестности с его стороны, однако в данном случае недобросовестности в действиях Татариновой Е.П. в ходе рассмотрения дела судами не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 9 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.