Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-153/2023 (УИД 22RS0023-01-2023-000118-28) по иску Суханова Андрея Юрьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю клиентская служба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, назначении пенсии, по кассационной жалобе представителя истца Суханова Андрея Юрьевича - Зиминой Натальи Геннадьевны на решение Калманского районного суда Алтайского края от 31 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Суханов Андрей Юрьевич (далее - Суханов А.Ю, истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю клиентская служба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю клиентская служба ОСФР по Алтайскому краю), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю, пенсионный орган) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, назначении пенсии.
В обоснование своих требований указывал на то, что Суханов А.Ю. 4 мая 2022 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с тяжелыми условиями труда.
Решением ОПФР по Алтайскому краю (г. Бийск) от 10 августа 2022 г. N 253636/22 Суханову А.Ю. отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального и страхового стажа.
Ответчиком в специальный стаж по Списку N 2 не включены периоды работы Суханова А.Ю.: с 16 октября 1987 г. по 10 марта 1988 г. на Барнаульской спичечной фабрике в должности газоэлектросварщика; с 12 мая 1989 г. по 11 августа 1989 г. на Барнаульском механическом заводе в должности слесаря-сварщика; с 23 октября 1990 г. по 26 марта 1991 г. в должности электросварщика в Барнаульском АТП-3; с 29 марта 1993 г. по 22 июня 1993 г. в должности электросварщика в Барнаульском вагоноремонтном заводе; с 13 июля 1993 г. по 21 февраля 1994 г. в должности электросварщика на Барнаульском машиностроительном заводе; с 1 марта 1993 г. по 2 октября 1995 г. в должности газосварщика в МУП "ПЖЭТ Центрального района"; с 25 октября 1995 г. по 1 февраля 1996 г. в должности газоэлектросварщика в в/ч 23255; с 12 февраля 1996 г. по 25 сентября 1996 г. в должности газоэлектросварщика в ЖЭУ-3 Центрального района г. Барнаула; с 22 января 1997 г. по 20 апреля 1998 г. в должности газоэлектросварщика в АР "Алтайский приборостроительный завод "Ротор"; с 15 ноября 2001 г. по 29 января 2002 г. в должности электросварщика в ФГУП Барнаульский ВРЗ; с 1 октября 2007 г. по 13 июля 2009 г. в должности электрогазосварщика в ООО "Марис"; с 3 июня 2010 г. по 13 апреля 2012 г. в должности газоэлектросварщика в ООО "Акмонт". Также в специальный страховой стаж не включены период отпуска без сохранения заработной платы с 1 ноября 2006 г. по 20 ноября 2006 г, с 29 января 2014 г. по 31 января 2014 г, с 3 февраля 2014 г. по 7 февраля 2014 г, с 10 февраля 2014 г. по 13 февраля 2014 г.
Суханов А.Ю. находит решение пенсионного органа незаконным.
Суханов А.Ю. просил суд признать незаконным решение ОПФР по Алтайскому краю (г. Бийск) от 10 августа 2022 г. N 253636/22 в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ОСФР по Алтайскому краю включить в специальный стаж истца указанные периоды работы: с 16 октября 1987 г. по 10 марта 1988 г. на Барнаульской спичечной фабрике в должности газоэлектросварщика; с 12 мая 1989 г. по 11 августа 1989 г. на Барнаульском механическом заводе в должности слесаря-сварщика; с 23 октября 1990 г. по 26 марта 1991 г. в должности электросварщика в Барнаульском АТП-3; с 29 марта 1993 г. по 22 июня 1993 г. в должности электросварщика в Барнаульском вагоноремонтном заводе; с 13 июля 1993 г. по 21 февраля 1994 г. в должности электросварщика на Барнаульском машиностроительном заводе; с 1 марта 1993 г. по 2 октября 1995 г. в должности газосварщика в МУП "ПЖЭТ Центрального района"; с 25 октября 1995 г. по 1 февраля 1996 г. в должности газоэлектросварщика в в/ч 23255; с 12 февраля 1996 г. по 25 сентября 1996 г. в должности газоэлектросварщика в ЖЭУ-3 Центрального района г. Барнаула; с 22 января 1997 г. по 20 апреля 1998 г. в должности газоэлектросварщика в АР "Алтайский приборостроительный завод "Ротор"; с 15 ноября 2001 г. по 29 января 2002 г. в должности электросварщика в ФГУП Барнаульский ВРЗ; с 1 октября 2007 г. по 13 июля 2009 г. в должности электрогазосварщика в ООО "Марис"; с 3 июня 2010 г. по 13 апреля 2012 г. в должности газоэлектросварщика в ООО "Акмонт"; возложить на ОСФР по Алтайскому краю назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о ее назначении, то есть с 4 мая 2022 г.
Решением Калманского районного суда Алтайского края от 31 июля 2023 г. исковые требования Суханова А.Ю. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОПФР по Алтайскому краю (г. Бийск) от 10 августа 2022 г. N 253636/22 в части. На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность включить Суханову А.Ю. в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 16 октября 1987 г. по 10 марта 1988 г. в Барнаульской спичечной фабрике в должности газоэлектросварщика; с 23 октября 1990 г. по 26 марта 1991 г. в Барнаульском грузовом АТП N 3 в должности электросварщика. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения. С ОСФР по Алтайскому краю в пользу Суханова А.Ю. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 октября 2023 г. решение Калманского районного суда Алтайского края от 31 июля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца Суханова А.Ю. - Зимина Н.Г. просит об отмене судебных актов как незаконных.
ОСФР по Алтайскому краю поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Суханов А.Ю, представитель истца Зимина Н.Г, представители ответчиков ОСФР по Алтайскому краю, ОСФР по Алтайскому краю клиентская служба ОСФР по Алтайскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Представитель ОСФР по Алтайскому краю направил в адрес Восьмого кассационного суда общей юрисдикции ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Суханов А.Ю. 4 мая 2022 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с тяжелыми условиями труда.
Решением ОПФР по Алтайскому краю (г. Бийск) от 10 августа 2022 г. N 253636/22 Суханову А.Ю. отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального и страхового стажа.
Ответчиком в специальный стаж не включены периоды работы Суханова А.Ю.: с 16 октября 1987 г. по 10 марта 1988 г. на Барнаульской спичечной фабрике в должности газоэлектросварщика; с 12 мая 1989 г. по 11 августа 1989 г. на Барнаульском механическом заводе в должности слесаря-сварщика; с 23 октября 1990 г. по 26 марта 1991 г. в должности электросварщика в Барнаульском АТП-3; с 29 марта 1993 г. по 22 июня 1993 г. в должности электросварщика в Барнаульском вагоноремонтном заводе; с 13 июля 1993 г. по 21 февраля 1994 г. в должности электросварщика на Барнаульском машиностроительном заводе; с 1 марта 1993 г. по 2 октября 1995 г. в должности газосварщика в МУП "ПЖЭТ Центрального района"; с 25 октября 1995 г. по 1 февраля 1996 г. в должности газоэлектросварщика в в/ч 23255; с 12 февраля 1996 г. по 25 сентября 1996 г. в должности газоэлектросварщика в ЖЭУ-3 Центрального района г. Барнаула; с 22 января 1997 г. по 20 апреля 1998 г. в должности газоэлектросварщика в АР "Алтайский приборостроительный завод "Ротор"; с 15 ноября 2001 г. по 29 января 2002 г. в должности электросварщика в ФГУП Барнаульский ВРЗ; с 1 октября 2007 г. по 13 июля 2009 г. в должности электрогазосварщика в ООО "Марис"; с 3 июня 2010 г. по 13 апреля 2012 г. в должности газоэлектросварщика в ООО "Акмонт". Также в специальный страховой стаж не включены период отпуска без сохранения заработной платы с 1 ноября 2006 г. по 20 ноября 2006 г, с 29 января 2014 г. по 31 января 2014 г, с 3 февраля 2014 г. по 7 февраля 2014 г, с 10 февраля 2014 г. по 13 февраля 2014 г, период обучения в СПТУ-12 с 1 сентября 1984 г. по 23 мая 1985 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции включил в специальный стаж истца в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 16 октября 1987 г. по 10 марта 1988 г. в Барнаульской спичечной фабрике в должности газоэлектросварщика; с 23 октября 1990 г. по 26 марта 1991 г. в Барнаульском грузовом АТП N 3 в должности электросварщика.
В данной части решение суда не обжалуется, в связи с чем, не является предметом проверки суда кассационной инстанции в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 12 мая 1989 г. по 11 августа 1989 г. на Барнаульском механическом заводе в должности слесаря-сварщика, суд первой инстанции исходил из того, что Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, не содержит наименования должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии - "слесарь-сварщик", в архивных сведениях отсутствует информация о приеме, увольнении истца, начислении ему заработной платы.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации. Указанный период, приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б"), периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода обучения истца в СПТУ-12 с 1 сентября 1984 г. по 23 мая 1985 г, как следует из трудовой книжки, истец после окончания СПТУ-12 был призван для прохождения службы по призыву в ряды Советской Армии, работу по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно архивной справке, Суханов А.Ю. зачислен с 1 сентября 1984 г. в группу N 5 по профессии "Эл. Сварщик" приказ директора ВСПТУ N 6 г. Барнаула. 18 июля 1985 г. отчислен как сдавший выпускные квалификационные экзамены.
В протоколах заседания выпускных квалификационных экзаменационных комиссий за 1985 год протокол "О присвоении квалификации" группы N 5 по профессии "Электросварщик" отсутствует. В журнале учета выдачи дипломов, аттестатов об окончании училища за 1983-1996 годы Суханов А.Ю. не значится.
Суханов А.Ю. подтверждал, что документ об окончании данного образовательного учреждения не получал, так как был призван в ряды Советской Армии для прохождения службы. Не помнит, закончил обучение в данном образовательном учреждении или нет.
Отказывая во включении в специальный стаж истца периодов работы с 29 марта 1993 г..по 22 июня 1993 г..в должности электросварщика в Барнаульском вагоноремонтном заводе, с 13 июля 1993 г..по 21 февраля 1994 г..в должности электросварщика на Барнаульском машиностроительном заводе, с 1 марта 1993 г..по 2 октября 1995 г..в должности газосварщика в МУП "ПЖЭТ Центрального района", с 25 октября 1995 г..по 1 февраля 1996 г..газоэлектросварщиком в в/ч 23255, с 12 февраля 1996 г..по 25 сентября 1996 г..газоэлектросварщиком в ЖЭУ-3 Центрального района г..Барнаула, с 22 января 1997 г..по 20 апреля 1998 г..газоэлектросварщиком в АР "Алтайский приборостроительный завод "Ротор", с 15 ноября 2001 г..по 29 января 2002 г..электросварщиком в ФГУП Барнаульский ВРЗ, с 1 октября 2007 г..по 13 июля 2009 г..электрогазосварщиком в ООО "Марис", с 3 июня 2010 г..по 13 апреля 2012 г..газоэлектросварщиком в ООО "Акмонт", суд первой инстанции исходил из того, что Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", предусмотрено включение в льготный стаж работы (раздел XXXIII "Общие профессии") газосварщиков (позиция 23200000-11620); электрогазосварщиков, занятых на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщиков на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщиков ручной сварки (позиция
23200000-19906), а характер работы в данном случае истцом не подтвержден.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Пунктом "б" пункта 1 указанного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, разделом XXXII "Общие профессии" право на льготное пенсионное обеспечение имели электросварщики и их подручные.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 (раздел XXXIII "Общие профессии"), утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, пользуются: газосварщики (позиция 23200000-11620); электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 3073-17, Пенсионного фонда Российской Федерации от 2 августа 2000 г. N 06-27/7017 "О праве на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков" правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу XXXIII Списка N 2 пользуются электросварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металлов и металлических изделий. "Электрогазосварщик" и "газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 раздела XXXIII как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, действующее до 1992 г. законодательство в области пенсионного обеспечения не предусматривало требований об обязательном указании характера работы электросварщиков, а достаточно было подтверждения самого факта работы в качестве электросварщиков, независимо от характера выполняемой работы и вида сварки, а также не учитывалась и полная занятость на выполнении тяжелой работы (не менее 80% рабочего времени).
Между тем, установив, что истец работал с 12 мая 1989 г. по 11 августа 1989 г. на Барнаульском механическом заводе в должности слесаря-сварщика, Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, не содержит наименования должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии - "слесарь-сварщик", в архивных сведениях отсутствует информация о приеме, увольнении истца, начислении ему заработной платы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что данный период работы истца не подлежит включению в специальный стаж истца.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
Соответственно для подтверждения занятости истца в спорный период на работах с тяжелыми условиями труда только записи в трудовой книжке недостаточно.
Согласно пункта 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судами установлено, что согласно выписке из индивидуального лицевого счета Суханов А.Ю. зарегистрирован в качестве застрахованного лица 13 ноября 1998 г, однако работодателями периоды его работы после данной даты в индивидуальном персонифицированном учете отнесен к общим условиям.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательств в совокупности и взаимосвязи, и установив, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт выполнения истцом работ в периоды с 29 марта 1993 г. по 22 июня 1993 г. в должности электросварщика в Барнаульском вагоноремонтном заводе, с 13 июля 1993 г. по 21 февраля 1994 г. в должности электросварщика на Барнаульском машиностроительном заводе, с 1 марта 1993 г. по 2 октября 1995 г. в должности газосварщика в МУП "ПЖЭТ Центрального района", с 25 октября 1995 г. по 1 февраля 1996 г. газоэлектросварщиком в в/ч 23255, с 12 февраля 1996 г. по 25 сентября 1996 г. газоэлектросварщиком в ЖЭУ-3 Центрального района г. Барнаула, с 22 января 1997 г. по 20 апреля 1998 г. газоэлектросварщиком в АР "Алтайский приборостроительный завод "Ротор", с 15 ноября 2001 г. по 29 января 2002 г. электросварщиком в ФГУП Барнаульский ВРЗ, с 1 октября 2007 г. по 13 июля 2009 г. электрогазосварщиком в ООО "Марис", с 3 июня 2010 г. по 13 апреля 2012 г. газоэлектросварщиком в ООО "Акмонт" в течение полного рабочего дня, в сведениях персонифицированного учета отсутствует информация, подтверждающая льготный характер работы истца после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, отсутствует информация о кодах льготы, виде сварки, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения данных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По данной категории дел бремя доказывания факта занятости на работах с особыми условиями труда, в том числе, в течение полного рабочего дня, возложена именно на истца.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. Данная правовая позиция изложена в сохраняющих свою силу определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 392-О, от 18 июля 2006 г. N 316-О, от 21 декабря 2006 г. N 578-О и от 24 января 2008 г. N 40-О-О.
Подпункт "а" пункта 3 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусматривает, что в отношении периодов работы, указанных, в частности в абзцаце 3 подпункта "б" (Список N 2 от 1956 г.) применяются положения пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 109 данного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком N 2, допускалось приравнивать период службы по призыву к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт "к"), а также приравнивать учебу в профессионально-техническом училище и иных учебных заведениях, указанных в подпункте "з" Положения, к работе, дающей право на льготное исчисление пенсии, если работа следовала за окончанием периода учебы в перечисленных в данной норме учебных заведениях.
Период обучения истца в СПТУ-12 с 1 сентября 1984 г. по 23 мая 1985 г. не предшествовал и не следовал работе по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", кроме того, истцом не доказан факт окончания обучения, в связи с чем, судами правомерно отказано в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периода обучения.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калманского районного суда Алтайского края от 31 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Суханова Андрея Юрьевича - Зиминой Натальи Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Т.В. Леонтьева
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.