Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В.
судей Андугановой О.С, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2675/2023 (УИД: 54RS0006-01-2023-001070-86) по иску государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения г. Новосибирска" к Невидомской Жанне Алексеевне о взыскании суммы неосновательного обогащения, по кассационной жалобе государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения г. Новосибирска" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснения представителя государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения г. Новосибирска" - Бондаренко Андрея Юрьевича, действующего на основании доверенности от 24 августа 2023 г. N, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
государственное казенное учреждение Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения г. Новосибирска" (далее - ГКУ НСО ЦСПН г. Новосибирска, истец) обратилось в суд с иском к Невидомской Жанне Алексеевне (далее - Невидомская Ж.А, ответчик) о взыскании суммы неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований ГКУ НСО ЦСПН г. Новосибирска указало, что 1 апреля 2022 г. Невидомской Ж.А. в Клиентскую службу Ленинского района государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения г. Новосибирска" подано заявление через ГАУ НСО "МФЦ" г. Новосибирска, о предоставлении государственной услуги "назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка" на дочь Н, ДД.ММ.ГГГГгода рождения.
Из заявления от 1 апреля 2022 г. следует, что Невидомская Ж.А. уведомлена об обязанности сообщить, в месячный срок о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты.
Обращаясь с заявлением о получении пособий, Невидомская Ж.А. не представила сведения о временной регистрации в Краснодарском крае, сокрыв данную информацию.
Решением от 11 апреля 2022 г. заявителю назначена выплата на период с 26 октября 2021 г. по 25 октября 2022 г. в размере 13 238 руб. ежемесячно.
При обращении Невидомской Ж.А. в ГКУ НСО ЦСПН г. Новосибирска с заявлением 1 апреля 2022г, в том числе, повторно 11 ноября 2022 г. за продлением выплаты, 12 декабря 2022 г. из ГКУ КК - УСЗН Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара поступил ответ на запрос о предоставленных мерах социальной поддержки, в отношении Невидомской Ж.А.
Уведомлением от 7 декабря 2022 г. Невидомская Ж.А. осведомлена об имеющейся задолженности и необходимости оплаты.
Из ответа ГКУ КК - УСЗН Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара стало известно, что Невидомская Ж.А. являлась получателем мер социальной поддержки на дочь: Н, ДД.ММ.ГГГГгода рождения:
- ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, в период с 26 октября 2021 г. по 26 октября 2022 г, выплата произведена в полном объеме;
- государственной социальной помощи в виде социального пособия, в период с 1 ноября 2021 г. по 31 января 2022 г, выплата произведена в полном объеме;
- пособия по уходу за ребенком, в период с 26 октября 2021 г. по 26 апреля 2023 г, выплата произведена в период с 31 декабря 2021 г, с 1 января 2022 г. передана в Пенсионный фонд Российской Федерации;
- единовременного пособия при рождении ребенка, выплата произведена в полном объеме.
В ходе проверки Федеральной службой по труду и занятости России и Министерством труда и социального развития Краснодарского края и Новосибирской области выявлено, что Невидомская Ж.А. одновременно получала пособия за период с 30 апреля 2022 г. по 25 октября 2022 г. в двух регионах, что является неосновательным обогащением, общий размер которого составил 164 103, 32 руб.
С учетом уточнений исковых требований ГКУ НСО ЦСПН г. Новосибирска просило суд взыскать с ответчика Невидомской Ж.А. неосновательное обогащение за период с 26 октября 2021 г. по 25 октября 2022 г. в размере 164 103, 32 руб, в связи с незаконным получением ответчиком в указанный период ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, почтовые расходы в сумме 174, 50 руб.
Решением Ленинского районного суда города Новосибирска от 24 мая 2023 г. исковые требования удовлетворены.
Взыскано с Невидомской Жанны Алексеевны в пользу государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения г. Новосибирска" неосновательное обогащение в сумме 164 277 рублей 73 копейки.
Взыскана с Невидомской Жанны Алексеевны в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4 482 рубля.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 августа 2023 г. решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 24 мая 2023 г. отменено, по делу постановлено новое решение, которым исковые требования Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения г. Новосибирска" к Невидомской Жанне Алексеевне о взыскании суммы неосновательного обогащения оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГКУ НСО ЦСПН г. Новосибирска просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 августа 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Указывает, что со стороны ответчика имело место недобросовестность поведения при обращении в компетентные органы с заявлением о назначении выплат, поскольку в силу положений статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" граждане, получающие ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, обязаны извещать территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации об изменении места жительства (пребывания) или фактического проживания, а также о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты, в месячный срок. Граждане, получающие ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка, несут ответственность за достоверность и своевременность представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полагает, что у ГКУ НСО "Центр социальной поддержки населения г..Новосибирска" отсутствовала как таковая объективная возможность полагать, что Невидомская Ж.А. реализовала свое право на получение пособия на ребёнка в другом регионе - Краснодарском крае, поскольку информации о временной регистрации в Краснодарском крае она не предоставила ни специалисту ГАУ НСО "МФЦ" г..Новосибирска, ни специалисту клиентской службы Ленинского района ГКУ НСО "Центр социальной поддержки населения г..Новосибирска". Полагает, что Невидомская Ж.А. при своем обращении в клиентскую службу 1 апреля 2022 года, обязана была сообщить, что точно такое же заявление ею подано в ГКУ КК УСЗН в Прикубанском внутригородском округе 26 октября 2021года. Указывает, что истец не имел возможности установить получение Невидомской Ж.А. указанной социальной выплаты на первого ребенка в ГКУ Краснодарского края - Управления социальной защиты населения в Прикубанском внутригородском округе г..Краснодара.
Указывает, что, повторно подавая заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в государственное казённое учреждение Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения г..Новосибирска" с целью повторного получения пособия, Невидомская Ж.А. еще несколько месяцев получая на свой расчетный счет денежные средства от ГКУ КК УСЗН в Прикубанский внутригородской округ города Краснодара, действовала незаконно и недобросовестно. Указывает, что истец неоднократно направлял запросы о предоставлении сведений относительно получения Невидомской Ж.А. социальных выплат на ребенка в Единую государственную информационную систему социального обеспечения как при первоначальном обращении Невидомской Ж.А. в государственное казенное учреждение Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения г..Новосибирска" с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка 1 апреля 2022 года, так и при повторном обращении Невидомской Ж.А. в государственное казенное учреждение Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения г..Новосибирска" с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка 11 ноября 2022 года. Между тем, в полученных сведениях не содержалось данных о фактах назначения Невидомской Ж.А. выплат и данных о том, что ГКУ КК-УСЗН в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара производило Невидомской Ж.А. ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка.
Относительно доводов кассационной жалобы Невидомской Ж.А. представлены письменные возражения, в которых просит апелляционное определение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась ответчик Невидомская Ж.А, сведений о причине неявки не представила.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик Невидомская Ж.А. 1 апреля 2022 г. через ГАУ НСО "МФЦ" г. Новосибирска обратилась в Клиентскую службу Ленинского района государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения г. Новосибирска" с заявлением о предоставлении государственной услуги "назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка", дочь Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением от 11 апреля 2022 г. заявителю была назначена выплата в период с 26 октября 2021 г. по 25 октября 2022 г. - в размере 13 238 руб. ежемесячно.
Согласно справке от 19 января 2023 г. N за период с 26 октября 2021г. по 25 октября 2022 г. Невидомской Ж.А. выплачены денежные средства на общую сумму 164 103, 23 руб.
12 декабря 2022 г. в порядке межведомственного взаимодействия из ГКУ КК - УСЗН Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара поступил ответ на запрос о предоставленных мерах социальной поддержки, в отношении Невидомской Ж.А.
Согласно ответу отдела адресно-справочной службы УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю Невидомская Ж.А. с 13 ноября 2021 г. по 11 ноября 2022 г. имела регистрацию по месту пребывания по адресу: "адрес".
7 декабря 2022 г. ГКУ НСО ЦСПН г. Новосибирска в адрес Невидомской Ж.А. направлено сообщение о необходимости возврата излишне полученной суммы пособия.
Согласно ответу Невидомская Ж.А. являлась получателем следующих мер социальной поддержки на дочь: Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения:
- ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, в период с 26 октября 2021 г. по 26 октября 2022 г, выплата произведена в полном объеме;
- государственной социальной помощи в виде социального пособия, в период с 1 ноября 2021 г. по 31 января 2022 г, выплата произведена в полном объеме;
- пособия по уходу за ребенком, в период с 26 октября 2021 по 26 апреля 2023 г, выплата произведена в период с 31 декабря 2021 г, с 1 января 2022 г. передана в Пенсионный фонд Российской Федерации;
- единовременного пособия при рождении ребенка, выплата произведена в полном объеме.
Проверкой, проведенной Федеральной службой по труду и занятости России и Министерства труда и социального развития Краснодарского края и Новосибирской области выявлено в отношении Невидомской Ж.А. одновременное получение пособия за период с 30 апреля 2022 г. по 25 октября 2022 г. в двух регионах.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями изложенными в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П, ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" исходил из того, что при обращении с заявлением 1 апреля 2022 г. Невидомская Ж.А. не представила сведения о временной регистрации в Краснодарском крае, сокрыв данную информацию в нарушение статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418 "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в связи с чем, за период с 30 апреля 2022 г. по 25 октября 2022 г. Невидомская Ж.А. незаконно получила выплату в связи с рождением первого ребенка в сумме 164 103, 32 руб, которая взыскана судом первой инстанции с ответчика в пользу истца.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 августа 2023 г. решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 24 мая 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения г. Новосибирска" к Невидомской Жанне Алексеевне о взыскании суммы неосновательного обогащения оставлены без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции при принятии судебного постановления указал на отсутствие недобросовестного поведения со стороны ответчика при получении пособия в двух регионах, в связи с чем, счел недоказанным наличие оснований для взыскания заявленной ко взысканию истцом суммы.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности, заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Указанные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках отношений по социальной поддержке семей, имеющих детей.
С учетом изложенного, по данному делу юридически значимым, с учетом исковых требований о взыскании незаконно полученных денежных средств, исходя из приведенных нормативных положений и положений пункта 1 статьи 1102, подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права, являлось, как установление оснований для осуществления истцом выплат на дочь Невидомской Ж.А. Т, ДД.ММ.ГГГГ так и недобросовестности в действиях Невидомской Ж.А. при получении указанных выплат.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", в редакции Федерального закона от 29 декабря 2020 года N473-ФЗ, право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен), начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
На основании положений части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" предусмотрено, что ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418 - ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").
Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").
То обстоятельство, что заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и второго ребенка подается гражданином в разные органы социальной защиты населения и Пенсионного фонда Российской Федерации, связано с разным правовым регулированием отношений, возникающих в связи с рождением первого и последующих детей, и с разными источниками финансирования расходов на эти цели.
Межведомственное информационное взаимодействие в целях исполнения Федерального закона от 28 декабря 2017 года N418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").
Согласно п. 9 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" межведомственное информационное взаимодействие представляет собой осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.
Требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг установлены статьей 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Статья 7.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определяет порядок подачи межведомственного запроса о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1123-р утвержден Перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Указанные в Перечне сведения в обязательном порядке предоставляются федеральному органу исполнительной власти, органу государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или МФЦ по межведомственному запросу.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" информация о назначении и об осуществлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в соответствии с настоящим Федеральным законом размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 N 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат (далее - Порядок, утвержденный приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года N889н), а также перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка.
Пунктом 5 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года N889н установлено, что заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка может быть подано в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).
В случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).
В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
К заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, перечень которых предусмотрен приложением N к Порядку (пункт 8 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года N889н).
В соответствии с пунктом 6 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года N889н в заявлении о назначении выплат указываются, в том числе, сведения о месте жительства (пребывания) или фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) на основании записи в документе, удостоверяющем личность, или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (пребывания) или фактического проживания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность).
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года N889н, заявление о назначении выплат подается с предъявлением следующих документов, в том числе, удостоверяющих личность, подтверждающих место жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя.
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" граждане, получающие ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, обязаны извещать территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации об изменении места жительства (пребывания) или фактического проживания, а также о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты, в месячный срок.
Граждане, получающие ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, несут ответственность за достоверность и своевременность представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как, верно, указал суд первой инстанции, Невидомская Ж.А. обратилась за назначением ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка через Филиал ГАУ НСО "МФЦ" г. Новосибирска" Зыряновский" 1 апреля 2022 г, в котором ею не указано на получение выплаты на ребенка в ГКУ Краснодарского края - Управления социальной защиты населения в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, однако, сторона истца имела возможность установить данное обстоятельство из ряда документов, имеющихся в распоряжении истца.
Так суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что приложением к вышеназванному заявлению являются, в том числе, свидетельство о рождении ребенка, из которого усматривается, что свидетельство о рождении Н, ДД.ММ.ГГГГ, выдано 9 ноября 2021 года отделом записи актов гражданского состояния "данные изъяты", то есть органом ЗАГС, не относящимся к территории Новосибирской области, что могло вызвать сомнения у стороны истца о возможности назначения выплаты на ребенка по случаю рождения ребенка и иных выплат, связанных с данным фактом, за предыдущий период.
С учетом материалов выплатного дела судом апелляционной инстанции установлено, что от ГКУ КК - УСЗН в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара 23 ноября 2021 г. в Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Новосибирска поступил запрос в отношении получателя мер социальной поддержки Невидомской Ж.А, которая обратилась за получением государственной услуги по случаю получения выплаты в связи с рождением ребёнка, то есть до обращения Невидомской Ж.А. за получением выплаты в ГКУ НСО "Центр социальной поддержки населения г. Новосибирска".
Из свидетельства о регистрации по месту жительства Н, ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что она зарегистрирована по адресу "адрес", по месту регистрации матери только 17 марта 2022 г, что также, как верно указал суд апелляционной инстанции, являлось основанием для предположения истцом о возможном получении вышеуказанных мер социальной поддержки в другом регионе.
Однако, при наличии данных доказательств, истец не направил своевременно запрос в г. Краснодар с целью установления обстоятельств получения Невидомской Ж.А. социальных выплат на ребенка до 7 декабря 2022 г, что не может свидетельствовать о недобросовестности ответчика, а доказывает недобросовестное отношение истца к выполнению своих обязанностей.
Также судом апелляционной инстанции правомерно учтено то обстоятельство, что в силу требований статьи 6.1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", устанавливающей обязательный порядок размещения информации о назначении и об осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО), сторона истца имела возможность при назначении данного вида мер социальной поддержки установить назначение и параллельную выплату данной меры в ином субъекте Российской Федерации.
Ссылка заявителя кассационной жалобы о недобросовестности ответчика, не сообщившего в силу требований статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" об изменении места жительства и переезде в Новосибирск, как верно указал суд апелляционной инстанции, не свидетельствует о недобросовестности ответчика, поскольку порядок межведомственного взаимодействия органов, оказывающих меры социальной поддержки, является общеизвестным фактом.
Кроме того, истец не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что уполномоченными органами ответчику была разъяснена указанная обязанность, поскольку те обстоятельства, о которых обязалась сообщить ответчик и которые перечислены в заявлении о назначении данной выплаты от 1 апреля 2022 г, а именно о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, в том числе, о факте лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение ежемесячной выплаты, в связи с усыновлением первого ребенка, о факте принятия решения об отмене усыновления ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение ежемесячной выплаты в свиязи с рождением (усыновлением) первого ребенка и др.), не свидетельствуют о необходимости сообщать, о смене места жительства.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм права на органы социальной защиты населения возложена обязанность по обеспечению проверки правильности расходования средств, предназначенных для выплаты мер социальной поддержки, по организации бюджетного учета, целевого использования и сохранности денежных средств, по проведению разъяснительной работы среди населения по вопросам социальной защиты населения.
Следовательно, как правильно указал суд апелляционной инстанции, праву лица на получение мер социальной поддержки корреспондирует обязанность истца в целях правовой и социальной защиты указанного лица, предоставить ему всю необходимую информацию, проверить документы, представленные заявителем и сведения, содержащиеся в них, для оценки его права на данную меру социальной поддержки, а в случае невыполнения данным органом названной обязанности, приведшего к образованию переплаты, сумма такой переплаты, не может расцениваться как неосновательное обогащение, в силу требований действующего законодательства и добросовестности гражданина.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильной оценке судом апелляционной инстанции обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, а также о наличии недобросовестного поведения со стороны ответчика, не сообщившего о факте назначения ей пособия на ребенка в Краснодарском крае, не свидетельствуют о неверных выводах суда апелляционной инстанции, указавшего на конкретные обстоятельства и доказательства, которые могли позволить истцу установить факт назначения ответчику и получения Невидомской Ж. А. мер социальной поддержки и получения выплат на ребенка в Краснодарском крае. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на полном и всестороннем исследовании представленных в дело доказательств о ненадлежащем исполнении истцом возложенных на него как государственный орган, уполномоченный назначать и производить выплату пособий на детей, полномочий по проверке обстоятельств назначения ответчику в другом регионе ежемесячных выплат в связи с рождением первого ребенка, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Все доводы заявителя кассационной жалобы направлены исключительно на переоценку собранных по делу и надлежащим образом оцененных судом апелляционной инстанции доказательств по делу.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом апелляционной инстанции верно.
Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения г. Новосибирска" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.