Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Симон Н.Б, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 24RS0041-01-2022-007124-09 по иску прокурора Октябрьского районаг. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к администрацииг. Красноярска, департаменту городского хозяйства администрацииг. Красноярска, некоммерческой организации товарищества собственников жилья "Фрегат" о возложении обязанности
по кассационной жалобе департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска на решение Октябрьского районного судаг. Красноярска от 06 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого судаот 03 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, возразившего против доводов жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Красноярска, департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, некоммерческой организации товарищества собственников жилья "Фрегат", в котором просит возложить на ответчиков обязанность в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работыпо устранению аварийного состояния участка подпорной стены протяженностью 61, 31 м (с погрешностью 0, 1 м), проходящего в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по факту неудовлетворительного состояния подпорной стены, расположенной между многоквартирными жилыми домами в "адрес" по адресам: "адрес" и "адрес". Аварийное состояние этой подпорной стены признано представляющим угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. При этом департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска поручено организовать проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с предупреждением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера. Постановлением администрации г. Красноярска от 16.10.2019 N 774на проведение аварийно-восстановительных работ выделены денежные средства. В настоящее время органами местного самоуправления организована разработка проектно-сметной документации по проведению аварийно-восстановительных работ, однако сами работы не ведутся. Неудовлетворительное состояние подпорной стены выявлено, в том числе в ее части, проходящей по земельному участку с кадастровым номером N, находящимся в пользовании и распоряжении собственников многоквартирного жилого дома N по "адрес", управление которым осуществляется некоммерческой организации товарищества собственников жилья "Фрегат" (далее - НО ТСЖ "Фрегат").
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 06.03.2023 исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярскав интересах неопределенного круга лиц к департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска о возложении обязанности удовлетворены.
На департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска возложена обязанность в срок восемь месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по устранению аварийного состояния участка подпорной стены протяженностью 61, 31 м (с погрешностью 0, 1 м), проходящего в границах земельного участка с кадастровым номером N.
В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к администрацииг. Красноярска, НО ТСЖ "Фрегат" о возложении обязанности отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 03.07.2023 указанное решение районного суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска обратился в судс кассационной жалобой, в которой просит их отменить как незаконные.
В обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: судами не были учтены существенные обстоятельства по делу; судами нарушены нормы материального и процессуального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; подпорная стена расположена на земельном участке, используемом для эксплуатации многоквартирного жилого дома, бремя ее содержания несет управляющая компания НО ТСЖ "Фрегат", а потому ответчик не является надлежащим.
Прокуратурой Красноярского края представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит принятые по делу судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Кассационным судом в порядке главы 41 ГПК РФ проверена законность судебных актов.
Судами установлено и из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Красноярска от 07.10.2019 N 729 ситуация, сложившаяся в границах подпорной стены жилого дома N по "адрес", признана представляющей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска указано организовать проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с предупреждением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера в границах подпорной стены в районе жилого дома N по "адрес" (л.д.7-8).
Также установлено, что часть подпорной стены, находящейся в аварийном состоянии и требующая аварийно-восстановительных работ, располагается на земельном участке придомовой территории многоквартирного "адрес", обслуживание которой осуществляет товарищество "Фрегат".
Постановлением администрации г. Красноярска от 16.10.2019 N 774 указано департаменту финансов администрации города выделить из резервного фонда администрации г. Красноярска 2 237 928, 74 руб. департаменту городского хозяйства администрации города на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с предупреждением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в границах подпорной стены в районе жилого дома N по "адрес" (л.д.9).
Как следует из технического заключения, составленного ООО "Ремпромстрой" по результатам обследования и определения технического состояния фрагмента подпорной стены в районе жилого дома N по "адрес" (л.д.10-21), подпорная стена находится в аварийном состоянии (по ГОСТ 13-102-2003), недопустимом состоянии (по СП 31937-2011), необходимо ее усиление либо устройство новой подпорной стены.
23.11.2021 на запрос заместителя прокурора Октябрьского района г. Красноярска ФИО3 департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска дан ответ (исх. N 06/607114, л.д.35-26) о том, что между департаментом и ООО "Ремпромстрой" заключен договор от 28.10.2019 N 691, обществом выполнено обследование и разработана проектно-сметная документация на проведение аварийно-восстановительных работ. Выполнить в 2019-2021 г.г. аварийно-восстановительные работы на подпорной стене не представлялось возможным в связи с тем, что вопрос о принадлежности подпорной стены рассматривался в суде. Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Красноярского краевого суда от 24.05.2021 в удовлетворении административного иска прокурора Октябрьского района г. Красноярска к администрации г. Красноярск, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества бесхозяйного объекта подпорной стены, отказано. Департамент обратился к ТСЖ "Фрегат", предложив принять участие в реализации постановления администрации и предоставить заявку на получение субсидий на капитальный ремонт подпорной стены, ответ не поступил.
10.12.2021 и.о. прокурора Октябрьского района г. Красноярска первому заместителю Главы г. Красноярска ФИО4 внесено представление о нарушении законодательства о муниципальной собственности, поскольку не проведены мероприятия в рамках муниципального контроля, не определен статус объекта (подпорной стены), законность возведения и сдачи в эксплуатацию спорного сооружения, не решен вопрос о возможности ее демонтажа, при этом сооружение находится в неудовлетворительном техническом состоянии, угрожающем обрушением (л.д.23-24).
В ответ на представление администрацией г. Красноярска 13.01.2022 дан ответ (л.д.25-27), в соответствии с которым в настоящее время проводится работа о возложении обязанности на НО ТСЖ "Фрегат" выполнить ремонт подпорной стены, кроме того на ближайшем заседании КЧС и ПБ г. Красноярска будет рассмотрен вопрос о мерах по ограничению прохода населения по аварийной лестнице в районе домов N по "адрес" и N по "адрес" путем установки ограждения и информационных знаков об опасности.
Однако до настоящего времени аварийное состояние участка подпорной стены, проходящего в границах земельного участка с кадастровым номером N, не устранено.
Руководствуясь положениями норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденном распоряжением администрации г. Красноярска от 01.07.2011 N 84-р, главы 6 ГПК РФ, исходя из установленных по делу обстоятельств, оценив доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи, установив, что, поскольку аварийное состояние подпорной стены в течение длительного времени не устраняется, хотя и признано представляющим угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и именно на данного ответчика в силу действующего законодательства в такой ситуации возложена обязанность по организации проведения аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с предупреждением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера на территории муниципального образования город Красноярск, пришли к правомерному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных прокурором требований путем возложения обязанности проведения работ по устранению аварийного состояния участка подпорной стены на департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
У суда кассационной инстанции не имеется иных выводов, поскольку сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Отклоняя доводы департамента о возложении спорной обязанности по устранению (предупреждению) угрозы чрезвычайной ситуации на управляющую компанию, суды обоснованно исходили из того, что в силу примененного законодательства эти функции осуществляют исключительно органы местного самоуправления, а не на управляющую организацию.
В целом все доводы кассационной жалобы (в том числе о ненадлежащем ответчике), ранее являющиеся предметом исследования и должной правовой оценки судов, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Вопреки утверждениям кассатора, суды, разрешая спор, правильно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценили по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Несогласие кассатора с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Поскольку существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено, кассационная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 06 марта 2023 г.и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 03 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.