Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Симон Н.Б. и Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0035-01-2022-003644-38 по иску Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" г. Иркутска, администрации города Иркутска об обязании устранить нарушения
по кассационной жалобе администрации города Иркутска на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 23 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, выслушав объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" г. Иркутска (далее - МУП "Водоканал" г. Иркутска), администрации города Иркутска об обязании обеспечить очистку до установленных нормативов сточных вод, сбрасываемых с канализационных очистных сооружений правого и левого берега города Иркутска в р. Ангара, в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в обоснование иска указав, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено превышение концентраций загрязняющих веществ в сбросах сточных вод МУП "Водоканал" г. Иркутска, сбрасываемых с канализационных очистных сооружений правого и левого берега города Иркутска. Сброс сточных вод осуществляется в реку Ангара на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 3 октября 2018 г. N, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области. Канализационные очистные сооружения правого берега г. Иркутска (далее - КОС правого берега) расположены в правобережном округе г. Иркутска по "адрес". По указанному адресу КОС поставлены на учет как объект негативного воздействия на окружающую среду N Проектная производительность КОС правого берега составляет 130 тыс.м3/сут.
МУП "Водоканал" г. Иркутска разработана проектная документация и проведены инженерные изыскания по объекту капитального строительства "Реконструкция канализационных очистных сооружений правого берега г. Иркутска". Проектными решениями предусмотрена реконструкция очистных сооружений правого берега Иркутска в границах существующего земельного участка. Из разработанной проектной документации выделены 9 этапов реконструкции. По состоянию на июнь 2021 года выполнены строительно-монтажные работы по реконструкции канализационных очистных сооружений правого берега города Иркутска 1, 2, 3, 4, 5 этапов; заключен контракт и выполняются работы по реконструкции канализационных очистных сооружений правого берега города Иркутска 6, 7, 8, 9 этапов со сроком реализации 2023 год. Реконструкция канализационных очистных сооружений правого берега осуществляется в рамках федерального проекта "Сохранение озера Байкал" национального проекта "Экология".
Канализационные очистные сооружения левого берега г. Иркутска (КОС левого берега) расположены по "адрес". По указанному адресу КОС поставлены на учет как объект негативного воздействия па окружающую среду N. Проектная производительность КОС левого берега составляет 170 тыс.м3/сут.
Река Ангара является поверхностным водным объектом, находящимся в федеральной собственности в силу статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации. Нормативы допустимых сбросов устанавливаются разрешением на сбросы в водный объект, выдаваемые на основании приказа Росприроднадзора. В связи с превышением показателей загрязняющих веществ в образцах сточных вод в 2019 году, прокуратурой в адрес МУП "Водоканал" г. Иркутска, администрации города Иркутска ранее вносились представления об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени реконструкция или строительство новых канализационных очистных сооружений левого берега не произведены. С 2019 - 2021 Росприроднадзором выносились предписания МУП "Водоканал", хозяйствующий субъект привлекался к административной ответственности и оплатил ущерб, причиненный водному объекту, установленный в рамках проверки 2019 года.
По результатам исследований январе 2022 года в сточных водах выпуска N 1 КОС правого берега МУГ1 "Водоканал" г. Иркутска, загрязняющие вещества превышают установленные нормативы по следующим показателям: взвешенные вещества в 8, 62 раза, в 7, 89 раза, в 6, 97 раза; нитрит-иону в 2, 51 раза, в 2, 21 раза, в 2, 96 раза; сульфат-иону в 4, 03 раза, в 2, 84 раза, в 3, 05 раза; аммоний-иону в 10, 48 раза, в 5, 24 раза, в 5, 55 раза; хлорид-иону в 1, 45 раза, в 1, 51 раза, в 1, 40 раза; БПКполное в 9, 35 раза, в 8, 98 раза, в 9, 81 раза; фенолам (общим) в 120 раз, в 170 раз, в 12 раз; ЛИАВ в 4, 91 раза, в 4, 29 раза, в 4, 91 раза.
В составе сточных вод выпуска N 2 КОС левого берега МУП "Водоканал" г. Иркутска установлено превышение концентраций загрязняющих веществ: взвешенные вещества в 1, 71 раза, в 1, 28 раза; сульфат-ион в 4, 69 раза, в 8, 06 раза, в 10, 98 раза; БПКполное в 1, 11 раза, в 1, 2 раза, в 1, 03 раза; фенолы (общие) в 18, 75 раза, в 19, 38 раза, в 18, 75 раза; железо в 1 1, 67 раза, в 16, 67 раза, в 17, 67 раза; медь в 3, 64 раза, в 2, 52 раза; цинк в 18, 33 раза, в 25, 67 раза, в 25, 67 раза.
По результатам анализа проб природных вод установлено, что загрязнение водного объекта не прекращено, концентрации загрязняющих веществ в контрольном створе N 2 КОС левого берега МУП "Водоканал" г. Иркутска превышают фоновые значения по взвешенным веществам в 2, 0 раза; по сульфат-ионам в 1, 6 раза. В свою очередь концентрации загрязняющих веществ в контрольном створе выпуска N 1 КОС правого берега МУП превышают фоновые значения по следующим загрязняющим веществам: сульфат-ион в 1, 2 раза; аммоний-ион в 4, 4 раза; нитрат-ион в 1, 08 раза; БПК полное 1, 26 раза; фенолы (общие) в 1, 77 раза; медь в 1, 1 раза.
Таким образом, ни собственником объекта - администрацией города Иркутска, ни МУП "Водоканал" г. Иркутска не приняты меры, обеспечивающие соответствующую требованиям закона санитарную очистку, обезвреживание, очистку до установленных нормативов допустимых сбросов.
Просил суд обязать МУП "Водоканал" г. Иркутска, администрацию города Иркутска обеспечить очистку до установленных нормативов сточных вод, сбрасываемых с канализационных очистных сооружений правого и левого берега города Иркутска в р. Ангара, в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 23 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 августа 2023 г, исковые требования удовлетворены в полном объёме. Суд обязал МУП "Водоканал" г. Иркутска, администрацию города Иркутска обеспечить очистку до установленных нормативов сточных вод, сбрасываемых с канализационных очистных сооружений правого и левого берега города Иркутска в р. Ангара в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, с МУП "Водоканал" г. Иркутска в пользу муниципального образования "город Иркутск" взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
В кассационной жалобе администрацией города Иркутска ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как незаконных.
Исполняющим обязанности прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Стрионовым Д.В. и представителем межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории - Хусаевой М.А. поданы возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с положениями части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судом установлено и следует из материалов дела, уставной деятельностью МУП "Водоканал г. Иркутска" является, среди прочих, прием, транспортировка и очистка сточных вод, контроль качества и количества производственных сточных вод, отводимых в коммунальную систему водоотведения, а также качества предварительной очистки на локальных сооружениях, первичный учет вод, забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них, по формам и с роки, согласованные с органами по регулированию использования и охране вод (пункт 2.3 Устава).
Согласно пункту 1.2 Устава МУП "Водоканал г. Иркутска" учредителем предприятия и собственником имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества, является МО города Иркутска.
МУП "Водоканал г. Иркутска" получено разрешение N от 21 января 2022г. на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты канализационные очистные сооружения (КОС) правого берега г. Иркутска (включая КИС правого берега), выданное Управлением Росприроднадзора по Иркутской области согласно приказу от 21 января 2022г. N 48-од. Разрешенный период с 21 января 2022г. по 20 января 2023г. Перечень, допустимые концентрации и количества загрязняющих веществ по каждому из выпусков сточных и (или) дренажных вод, разрешенных к сбросу указаны в приложении N 1 к данному разрешению.
Канализационные очистные сооружения правого берега г. Иркутска (КОС правого берега) расположены в "адрес"
Согласно разрешению N 459 от 21 января 2022г. МУП "Водоканал г. Иркутска" получено разрешение на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты канализационные очистные сооружения (КОС) левого берега г. Иркутска (включая КНС левого берега), выданное Управлением Росприроднадзора по Иркутской области согласно приказу от 21.01.2022 N 49-од. Разрешенный период с 21.01.2022 по 20.01.2023. Перечень, допустимые концентрации и количества загрязняющих веществ по каждому из выпусков сточных и (или) дренажных вод, разрешенных к сбросу указаны в приложении N 1 к данному разрешению.
Канализационные очистные сооружения левого берега г. Иркутска (КОС левого берега) расположены по "адрес".
Согласно акту внеплановой выездной проверки от 10 января 2022 г..N Э- 1251-в выполненному Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, выявлено: по результатам исследований январе 2022 года в сточных водах выпуска N 1 КОС правого берега МУП "Водоканал" г..Иркутска, загрязняющие вещества превышают установленные нормативы по следующим показателям: взвешенные вещества в 8, 62 раза, в 7, 89 раза, в 6, 97 раза; нитрит-иону в 2, 51 раза, в 2, 21 раза, в 2, 96 раза; сульфат-иону в 4, 03 раза, в 2, 84 раза, в 3, 05 раза; аммоний- иону в 10, 48 раза, в 5, 24 раза, в 5, 55 раза; хлорид-иону в 1, 45 раза, в 1, 51 раза, в 1, 40 раза; БГ1К полное в 9, 35 раза, в 8, 98 раза, в 9, 81 раза; фенолам (общим) в 120 раз, в 170 раз, в 12 раз; ЛИАВ в 4, 91 раза, в 4, 29 раза, в 4, 91 раза. В составе сточных вод выпуска N 2 КОС левого берега МУП "Водоканал" г..Иркутска установлено превышение концентраций загрязняющих веществ: взвешенные вещества в 1, 71 раза, в 1, 28 раза; сульфат-ион в 4, 69 раза, в 8, 06 раза, в 10, 98 раза; БПК полное в 1, 11 раза, в 1, 2 раза, в 1, 03 раза; фенолы (общие) в 18, 75 раза, в 19, 38 раза, в 18, 75 раза; железо в 11, 67 раза, в 16, 67 раза, в 17, 67 раза; медь в 3, 64 раза, в 2, 52 раза; цинк в 18, 33 раза, в 25, 67 раза, в 25, 67 раза. По результатам анализа проб природных вод установлено, что загрязнение водного объекта не прекращено, концентрации загрязняющих веществ в контрольном створе N 2 КОС левого берега МУП "Водоканал" г..Иркутска превышают фоновые значения по взвешенным веществам в 2, 0 раза; по сульфат-ионам в 1, 6 раза. В свою очередь концентрации загрязняющих веществ в контрольном створе выпуска N 1 КОС правого берега МУП превышают фоновые значения по следующим загрязняющим веществам: сульфат-ион в 1, 2 раза; аммоний-ион в 4, 4 раза; нитрат-ион в 1, 08 раза; БПК полное 1, 26 раза; фенолы (общие) в 1, 77 раза; медь в 1, 1 раза.
Данные сведения подтверждаются также протоколами отбора проб воды N ЛИ 1394В-21 от 16 ноября 2021г, N Л111346В-21 от 17 ноября 2021г.; протоколами испытаний NЛ112254В-21 от 23 декабря 2021г, N Л112251 В-21 от 23 декабря 2021г.; экспертным заключением от 24 декабря 2021г. N 087-Г-2021; предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 1251-в от 10 января 2022г, расчетом вреда.
Факт сброса сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышают установленные нормативы, а также необходимость полной реконструкции КОСов и введения в эксплуатацию соответствующих канализационных очистных сооружений правого и левого берега, подтвержден объяснениями начальника юридического отдела МУП "Водоканал" города Иркутска ФИО3, директора МУП "Водоканал" г. Иркутска ФИО1, начальника канализационных очистных сооружений МУП "Водоканал" г. Иркутска ФИО2
Согласно ответу на представление природоохранного прокурора от 13 февраля 2020г. N, МУП "Водоканал г. Иркутска" совместно с администрацией города Иркутска разрабатывается проект инвестиционной программы "Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Иркутска на 2021 - 2023 годы", утверждаемой администрацией г. Иркутска. В данном проекте предусмотрена реализация мероприятия "Корректировка проектной документации объекта "Реконструкция канализационных очистных сооружений левого берега г. Иркутска".
В рамках заключенного соглашения между администрацией города Иркутска и министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области N 25701000-1-2022-001 от 7 февраля 2022г. на реализацию мероприятий по реконструкции канализационных очистных сооружений правого берега города Иркутска в 2022 году предусмотрено 1 999 203, 4 тыс. рублей. В рамках заключенного соглашения между администрацией города Иркутска и МУП "Водоканал" города Иркутска N 60-2022-000126 от 24 февраля 2022 года произведена оплата выполненных работ в сумме 781 429 182, 22 руб, в том числе: федеральный бюджет - 750 172 001, 81 руб.; областной бюджет- 30 006 907, 78 руб.; бюджет города Иркутска - 1 250 272, 63 руб. С целью реализации мероприятий по реконструкции канализационных очистных сооружений левого берега города Иркутска подписано соглашение между администрацией города Иркутска и МУП "Водоканал" города Иркутска от 5 мая 2022г. N 010-64-557/22 на предоставление субсидии по объекту "Проектирование реконструкции канализационных очистных сооружений левого берега г. Иркутска". Размер субсидии на 2022 год составляет 286, 6 млн руб. В рамках подписанного соглашения МУП "Водоканал" г. Иркутска заключен контракт от 12 июня 2022 г.N 98098X0313380821942322341/К-22-01016 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция канализационных очистных сооружений левого берега города Иркутска. 1 очередь). Контрактом предусмотрена выплата аванса в размере 49% от цены Контракта, в сумме 97 999 865, 51 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2001г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 7 декабря 2011г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", исходил из того, что очистные сооружения на протяжении длительного периода времени не обеспечивает очистку этих вод до установленных нормативов, что является нарушением статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, обязывающего собственника или водопользователя содержать в исправном состоянии эксплуатируемые им очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, обстоятельства ненадлежащей работы очистных сооружений ответчиками не оспариваются.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В кассационной жалобе администрация города Иркутска ссылается на незаконный отказ в назначении по делу судебной экспертизы, а также на неразумность установленного срока исполнения решения суда.
Указанные доводы не могут быть признаны обоснованными.
Из материалов дела усматривается, что оснований для назначения по делу судебной экспертизы для цели определения видов работ и возможного срока осуществления работ по реконструкции объектов очистных сооружений, не имелось, поскольку выполнение определенных видов работ для устранения нарушений в области охраны окружающей среды и водного объекта не относиться к предмету спора. Установление такого срока не нуждается в использовании специальных познаний специалистов.
Кроме того, вопрос о необходимости проведения экспертизы в силу статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу, является элементом судебного усмотрения и разрешается судом в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела и имеющейся совокупности доказательств, непосредственно связан с оценкой достаточности и достоверности имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является прерогативой суда первой инстанции.
Удовлетворение либо отказ в удовлетворении заявленного ходатайства, является правом, а не обязанностью суда, само по себе отклонение судом первой инстанции заявленного ходатайства не свидетельствует о нарушении прав стороны ответчика, при том, что заявленное ходатайство было разрешено судом в соответствии с требованиями статьи 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, срок, установленный судом в порядке части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для обеспечения администрацией города Иркутска очистки до установленных нормативов сточных вод, сбрасываемых с канализационных очистных сооружений правого и левого берега города Иркутска в р. Ангара, в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, при его определении судом учтено, что ответчик является органом местного самоуправления, исполнение судебного акта связано с обеспечением бюджета города, а также установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что вопрос о реконструкции КОС с целью снижения концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, не был разрешен на протяжении длительного времени (с 2016г.), при этом продолжается превышение допустимых нормативов вредного воздействия на водные объекты, нарушая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм процессуального и материального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра обжалуемого судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке. Основания для иной оценки установленных по делу обстоятельств, исходя из материалов дела, отсутствуют. Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами обеих инстанций допущено не было.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 23 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Иркутска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.