Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-190/2023 (УИД: 22RS0007-01-2023-000231-52) по иску Зибзеева Евгения Дмитриевича к Администрации города Белокурихи Алтайского края об оспаривании дисциплинарного взыскания
по кассационной жалобе Зибзеева Евгения Дмитриевича на решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 10 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 октября 2023 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зибзеев Е.Д. обратился в суд с иском к Администрации города Белокурихи Алтайского края об оспаривании дисциплинарного взыскания.
В обоснование исковых требований Зибзеев Е.Д. ссылался на то, что с 8 августа 2006 г. работает в Комитете по финансам, налоговой и кредитной политике в должности председателя.
На основании доклада заведующего организационным отделом администрации г. Белокуриха Г.Ю.В. от 21 апреля 2023 г. N Распоряжением главы города Белокуриха от 5 мая 2023 г. Nр Зибзеев Е.Д. был привлечён к дисциплинарной ответственности в виде замечания за несоблюдение муниципальным служащим требований об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
С распоряжением о привлечении к дисциплинарной ответственности Зибзеев Е.Д. не согласен, поскольку вменяемый проступок им не совершался, факт нарушения требований закона отсутствует, на что было указано в ходе проведения служебного расследования, но не принято во внимание комиссией. Более того, в чём конкретно заключается нарушение Зибзееву Е.Д. не понятно.
Зибзеев Е.Д. просил суд отменить незаконно изданное распоряжение главы г. Белокурихи от 5 мая 2023 г. Nр о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Решением Белокурихинского городского суда Алтайского края от 10 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 октября 2023 г, в удовлетворении исковых требований Зибзеева Е.Д. к Администрации г. Белокурихи отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Зибзеев Е.Д. просит отменить решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 10 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 октября 2023 г.
На кассационную жалобу письменные возражения не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зибзеев Е.Д, представитель администрации г. Белокурихи не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещались посредством направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, заказным письмом с уведомлением.
Согласно уведомлениям о вручении заказного почтового отправления, сформированным официальным сайтом Почты России, судебная корреспонденция лицами, участвующими в деле, получена, о причинах неявки в судебное заседание стороны не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с распоряжением главы администрации г. Белокурихи приказом от 8 августа 2006 г. N Зибзеев Е.Д. переводом назначен на должность председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Белокурихи, в тот же день с ним заключён служебный контракт.
Согласно должностной инструкции председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Белокуриха, утверждённой распоряжением главы г. Белокурихи 30 декабря 2020 г, председатель комитета является муниципальным служащим, занимает главную должность муниципальной службы и на него распространяются гарантии, права, обязанности и ограничения, связанные с муниципальной службой.
В соответствии с пунктом 3.21 должностной инструкции председатель комитета обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, связанные с муниципальной службой, предусмотренные Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".
С названной инструкцией Зибзеев Е.Д. ознакомлен под роспись 30 декабря 2020 г.
8 февраля 2022 г. председателю комитета Зибзееву Е.Д. направлено уведомление главного контролёра-ревизора комитета Е.А.С. о намерении выполнять иную оплачиваемую работу в должности бухгалтера в МБДОУ "Детский сад "Сказка" г. Белокурихи Алтайского края.
В соответствии с должностной инструкцией к трудовым обязанностям бухгалтера МБДОУ "Детский сад "Сказка" относится: ведение бухгалтерского учёта, принятие к учёту первичных учётных документов о фактах хозяйственна жизни дошкольного образовательного учреждения; денежное изменение объектов бухгалтерского учёта, документального оформления и отображения на счёте бухгалтерского учёта операций, связанных с движением денежных средств и материальных ценностей; ведение бухгалтерского учёта имущества ДОУ, обязательств и хозяйственных операций (учёт основных средств, материальных ценностей, результатов хозяйственно-финансовой деятельности).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц детский сад является муниципальным бюджетным учреждением, финансируемым за счёт средств местного бюджета.
Уведомление Е.А.С. согласовано Зибзеевым Е.Д. 26 февраля 2022 г.
8 февраля 2022 г. Е.А.С. уведомила руководителя о возникновении личной заинтересованности и возможности конфликта интересов в связи с работой в детском саду, поскольку в силу должностных обязанностей она проводила ревизионные проверки финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ в декабре 2021 г. Проведение следующей проверки запланировано в 2024 году, в связи с этим для урегулирования возможного конфликта интересов ею предложено отстранить её от участия в проверки или предоставить неоплачиваемый отпуск на период ревизии.
В этот же день Зибзеев Е.Д. уведомил работника Е.А.С. о предотвращении и урегулировании конфликта интересов путём самоотвода. При этом работнику сообщалось, что в случае непринятия таких мер, решение об отводе будет принято председателем комитета.
Приказом руководителя МБДОУ "Детский сад "Сказка" от 10 февраля 2022 г. N-ЛС Е.А.С. принята на работу в детский сад в должности бухгалтера по совместительству, постоянно, на 0, 5 ставки, с 10 февраля 2022 г.
Самоотвод Е.А.С. заявлен не был. С занимаемой должности она уволена лишь 27 апреля 2023 г. по собственному желанию.
20 марта 2023 г. заведующая организационным отделом администрации города Белокурихи Г.Ю.В, в рамках мониторинга исполнения законодательства о противодействии коррупции, обратилась к главе города с представлением по вопросу нарушения Зибзеевым Е.Д. пунктов 9, 12, 13 Порядка о сообщении лицами, замещающими муниципальные должности, о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, в котором сообщалось, что Зибзеевым Е.Д, работодателем Е.А.С, уведомление Е.А.С. о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, муниципального служащего в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не передавалось; мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не предпринималось. После переписки о решении вопроса путём самоотвода ничего не последовало.
Из протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих к урегулированию конфликта интересов в г. Белокурихи от 12 апреля 2023 г. следует, что главе администрации города Белокуриха рекомендовано привлечь председателя комитета Зибзеева Е.Д. к дисциплинарной ответственности в виде замечания за выявленные нарушения требований антикоррупционного законодательства. Урегулировать конфликт предложено путём расторжения Е.А.С, главным контролёром-ревизором комитета по финансам, налоговой и кредитной политике г. Белокурихи, трудового договора с МБДОУ "Детский сад "Сказка".
С протоколом Зибзеев Е.Д. ознакомлен, копию получил 17 апреля 2023 г.
18 апреля 2023 г. истцом на имя главы города представлена информация о том, что с решением комиссии он согласен, факт совершения коррупционного правонарушения признаёт.
21 апреля 2023 г. по изложенным обстоятельствам Г.Ю.В. подготовила доклад, на котором главой города Б.К.И. наложена резолюция об объявлении замечания.
2 мая 2023 г. у Зибзеева Е.Д. затребованы письменные объяснения, от дачи которых он отказался, что отражено в акте от 5 мая 2023 г.
Распоряжением главы г. Белокуриха от 5 мая 2023 г. Nр, за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Зибзеев Е.Д. председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Белокурихи, привлечён к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, применяя к спорным отношениям положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пришёл к выводу о том, что непринятие муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением; процедура рассмотрения сообщения о коррупционном нарушении ответчиком соблюдена, вина Зибзеева Е.Д. установлена уполномоченным органом и выражается в непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов у работника Е.А.С.; при наложении взыскания учтены все обстоятельства, в том числе личный характеризующий материал на истца.
При этом суд первой инстанции пришёл к выводу, что шестимесячный срок применения дисциплинарного взыскания ответчиком не пропущен, так как подлежит исчислению со дня поступления информации о совершении истцом длящегося дисциплинарного проступка; в спорной ситуации с даты принятия решения комиссией - уполномоченным органом по оценке действий работника на наличие состава коррупционного правонарушения.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на муниципальной гражданской службе.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 10 указанного Федерального закона обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Данным нормам корреспондируют положения частей 1, 2, 2.1, 2.3, 3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Согласно части 3.1 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчинённого ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, с муниципальной службы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 650 "О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" постановлением Администрации г. Белокурихи от 25 февраля 2016 г. N 285 утверждён Порядок о сообщении лицами, замещающими муниципальные должности и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов администрации города Белокуриха Алтайского края (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка под конфликтом интересов на муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
В соответствии с пунктом 3 Порядка под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на ненадлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц.
Муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, своего непосредственного руководителя или представителя нанимателя (работодателя) (далее - работодатель) (пункт 4 Порядка).
Информирование муниципальным служащим своего непосредственного руководителя или работодателя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, осуществляется путем составления этим муниципальным служащим письменного уведомления согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (пункт 7 Порядка).
Уведомление подаётся муниципальным служащим или непосредственным руководителем заведующему организационным отделом (лицу, ответственному за профилактику коррупционных правонарушений) администрации города либо направляется почтовым отправлением (в том числе заказным) в адрес работодателя и подлежит регистрации в журнале регистрации уведомлений о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (пункт 9 Порядка).
Работодатель направляет уведомление (и результаты проверки, в случае ее проведения) в комиссию администрации города по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в администрации города, её структурных подразделениях и урегулированию конфликта интересов, и с учетом решения комиссии, принимает решение о том, действительно ли личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов, и определяет необходимые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (пункт 12 Порядка).
Работодатель, если ему стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (пункт 13 Порядка).
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Статьёй 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания (пункт 1).
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен статьёй 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьёй 193 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учёт мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трёх лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьёй 27 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 27.7 указанного закона взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведённой подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 2.1) доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершённого муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей (часть 4 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В акте о применении к муниципальному служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается часть 1 или 2 настоящей статьи (часть 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с частью 6 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трёх лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Е.А.С. с апреля 2020 г. работала в должности главного контролёра-ревизора комитета по финансам, налоговой и кредитной политики администрации г. Белокурихи. Приказом руководителя МБДОУ "Детский сад "Сказка" от 10 февраля 2022 г. N-ЛС Е.А.С. была принята на работу в детский сад на должность бухгалтера по совместительству, постоянно, на 0, 5 ставки, с 10 февраля 2022 г.
МБДОУ "Детский сад "Сказка" является муниципальным учреждением, финансируемым за счёт средств бюджета и с обязанностью проверки соблюдения расходования денежных средств комитетом по финансам, налоговой и кредитной политики администрации г. Белокурихи.
Уведомлением от 8 февраля 2022 г. Е.А.С. поставила в известность Зибзеева Е.Д. о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Зибзеев Е.Д, являясь непосредственным руководителем Е.А.С, направил ей уведомление о необходимости принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов путём самоотвода, в котором было разъяснено, что в случае непринятия мер по заявлению самоотвода главой администрации будет принято решение об отводе. Однако каких-либо действий со стороны Е.А.С. и Зибзеева Е.Д. по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не последовало, уведомление о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов муниципального служащего в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов Зибзеевым Е.Д. не передавалось. Е.А.С. продолжала выполнять обязанности бухгалтера по совмещению в МБДОУ "Детский сад "Сказка", являясь муниципальным служащим, вплоть до 27 апреля 2023 г. несмотря на то, что в уведомлении от 8 февраля 2022 г. ей было предложено принять самоотвод.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведённым правовым регулированием, суд первой инстанции, с выводами которого обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, пришёл к правильному выводу о наличии у ответчика правовых оснований для привлечения Зибзеева Е.Д. к дисциплинарной ответственности.
Признавая законность привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде замечания, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что факт совершения Зибзеевым Е.Д. дисциплинарного проступка нашёл своё подтверждение в ходе рассмотрения дела, порядок и процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком не нарушена.
Доводы кассационной жалобы о незаконности привлечения к дисциплинарной ответственности, со ссылкой на то, что на дату привлечения истца к дисциплинарной ответственности Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании город Белокуриха Алтайского края, утверждённое Решением Белокурихинского городского Совета депутатов от 4 апреля 2019 г. N 215, не содержало положений о том, что взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании доклада заведующего организационным отделом администрации города Белокуриха Алтайского края о совершении коррупционного правонарушения, такое положение внесено решением Белокурихинского городского Совета депутатов от 29 сентября 2023 г. N 193 "О внесении изменений в решение Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края от 04.04.2019 N 215 "Об утверждении Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании город Белокуриха Алтайского края", в редакции решений от 03.07.2020 N 305, от 19.11.2020 N328, от 25.06.2021 N 388, от 23.06.2022 N 95, от 20.04.2023 N 165", отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих порядок наложения взыскания за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 10 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зибзеева Евгения Дмитриевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.