Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-15/2023 (УИД 42RS0009-01-2021-009691-37) по иску Ацок Татьяны Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ацок Татьяна Анатольевна (далее по тексту - Ацок Т.А, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту - ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии.
Требования мотивированы тем, что с 2015 г. она является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Размер пенсии ей установлен в сумме 7012, 12 рублей. На основании ее заявления о перерасчете 9 февраля 2021 г. ответчиком произведен перерасчет размера пенсии, после чего размер пенсии составил 10913, 53 рублей. Полагает, что при назначении пенсии был применен невыгодный вариант оценки ее пенсионных прав в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем были нарушены ее законные права и интересы. Расчет пенсии необходимо было производить по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Сумма недополученной пенсии за период с января 2016 г. по октябрь 2021 г. составила 117965, 63 рублей.
С учетом изложенного, истец просит признать незаконным решение об отказе в перерасчете размера пенсии от 17 мая 2022 г, взыскать с ответчика сумму недополученной пенсии за период с января 2016 г. по апрель 2021 г. в сумме 57370, 69 рублей исходя из сведений о заработке истца за периоды работы с 1980 года по 1985 год, также взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 19 мая 2023 г. заявленные Ацок Т.А. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 августа 2023 г. решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 19 мая 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично, на ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии Ацок Т.А. исходя из заработка за период работы с ноября 1980 года по апрель 1985 года, с 13 декабря 2015 года по 31 марта 2021 года, с ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Ацок Т.А. взыскана недоплата страховой пенсии за период с 13 декабря 2015 г. по 31 марта 2021 г. в сумме 41734, 92 рубля, с ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу автономной некоммерческой организации "Кемеровский центр судебных экспертиз" взысканы судебные расходы по оплате экспертизы в сумме 67160 рублей, Управлению Судебного департамента в Кемеровской области - Кузбассе поручено произвести за счет средств федерального бюджета оплату автономной некоммерческой организации "Кемеровский центр судебных экспертиз" расходов за проведение судебной бухгалтерской экспертизы о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии, в сумме 32840 рублей, с зачислением на соответствующие реквизиты.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 августа 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Ацок Т.А. представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 18 ноября 2015 г. Ацок Т.А. обратилась в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области от 25 ноября 2015 г. Ацок Т.А. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 13 декабря 2015 г. в размере 2628, 53 рублей и установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости на основании статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сумме 4383, 59 рубля с 13 декабря 2015 г.
При этом расчетный размер пенсии Ацок Т.А. исчислен по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из заработка истца за период с 1988 по 1994 г.
9 февраля 2021 г. Ацок Т.А. обратилась в УПФР в г. Прокопьевске с заявлением о перерасчете размера пенсии за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала в связи с предоставлением документов о среднемесячном заработке. Предоставлены справки о заработной плате за период с ноября 1980 г. по апрель 1985 г.
Решением УПФР в г. Прокопьевске от 15 февраля 2021 г. срок рассмотрения заявления приостановлен до завершения проверки не более чем до 15 мая 2021 г.
Распоряжением УПФР в г. Прокопьевске от 29 марта 2021 г. Ацок Т.А. произведен перерасчет размера пенсии с 1 марта 2021 г. Страховая пенсия составила 4869, 05 рублей, фиксированная выплата 6044, 48 рубля. В результате перерасчета наиболее выгодным вариантом пенсионного обеспечения определена оценка пенсионных прав по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из решения УПФР в г. Прокопьевска от 4 мая 2021 г. об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, следует, что выявлена ошибка, допущенная при установлении страховой пенсии по старости Ацок Т.А, при установлении пенсии не выбран наиболее выгодный вариант конвертации по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принято решение устранить ошибку.
В связи с выявленной ошибкой Ацок Т.А. произведен перерасчет размера пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом заработка за 24 месяца работы с 2000 по 2001 г. по данным индивидуального персонифицированного учета.
В июне 2021 г. Ацок Т.А. произведена доплата недополученной пенсии за период с 13 декабря 2015 г. по 28 февраля 2021 г. в сумме 355, 31 рублей.
10 мая 2022 г. Ацок Т.А. обращается в ОПФР г. Прокопьевска с заявлением о перерасчете размера пенсии с 2015 г, поскольку вместо расчета пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" был выбран невыгодный вариант расчета пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу N от 17 мая 2022 г. в перерасчете размера пенсии Ацок Т.А. отказано, поскольку оценка пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приведет к уменьшению размера пенсии.
Определением Центрального районного суда г. Прокопьевска от 23 августа 2022 г. по делу была назначена судебная бухгалтерская экспертиза, производство которой было поручено автономной некоммерческой организации "Кемеровский центр судебных экспертиз".
Заключением автономной некоммерческой организации "Кемеровский центр судебных экспертиз" был установлен размер пенсии Ацок Т.А. в соответствии с положениями пунктов 3, 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на дату ее назначения 13 декабря 2015 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете размера пенсии Ацок Т.А. исходя из заработка истца за период с 1988 г. по 1993 г. и с 2000 г. по 2001 г. наиболее выгодным вариантом на момент назначения пенсии являлся вариант расчета по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в 2021 г. истцу произведен перерасчет пенсии исходя из представленных истцом справок о заработной плате за период с ноября 1980 г. по апрель 1985 г, оценка пенсионных прав произведена по пункту 3 статьи 30 Федерального "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", оснований для перерасчета пенсии с момента ее назначения с учетом заработной платы за период с 1980 года по 1985 год не имелось, поскольку сведения о заработке за указанные периоды у пенсионного органа при назначении пенсии в 2015 г. отсутствовали, указанные сведения были представлены истцом только в 2021 г, оснований для истребования таких сведений у пенсионного органа не имелось.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции, отметив, что 18 ноября 2015 г. Ацок Т.А. обратилась в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, заявительницей представлены паспорт, трудовая книжка, свидетельство о рождении, справка о заработной плате, справка работодателя о спорных периодах работы, документ об образовании, из пенсионного дела не следовало, что истцу на стадии обращения с заявлением о назначении пенсии и принятия соответствующего решения были даны разъяснения относительно права предоставления дополнительных документов для расчета наиболее выгодного варианта расчета пенсии, содержащие сведения о заработной плате истца за период с ноября 1980 года по апрель 1985 года, учитывая, что сведения о трудовой деятельности в спорные периоды были внесены в трудовую книжку истца, кроме того не имелось доказательств того, что пенсионным органом предпринимались действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых могли бы находиться необходимые документы, тогда как истцом в ходе судебного разбирательства неоднократно было указано, что при обращении в пенсионный орган за назначением пенсии ею была представлена справка ОАО "Производственное Объединение Водоканал" от 28 апреля 2015 г. о заработной плате за период ее работы с 1980 года по 1985 год в Прокопьевском фарфоровом заводе, однако указанная справка не была принята сотрудником пенсионного органа.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у ответчика имелась информация обо всех периодах работы истца, однако свою обязанность по запросу недостающих документов, находящихся в распоряжении иных органов при обращении истца за назначением пенсии, пенсионный орган не исполнил и не поставил Ацок Т.А. в известность об отсутствии в выплатном деле каких-либо документов, необходимых для назначения ей трудовой пенсии либо влияющих на ее размер, не предложил ей представить недостающие справки о размере заработной платы за спорные периоды, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у Ацок Т.А. возникло право на получение пенсии с учетом справок о заработной плате за период с ноября 1980 г. по апрель 1985 г.
Судом апелляционной инстанции в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение по делу, был направлен запрос в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу с целью истребования дополнительных доказательств по делу, в том числе расчета размера пенсии, а также предполагаемой суммы недоплаты, которые были приобщены судом апелляционной инстанции в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно расчету Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, сумма недоплаты страховой пенсии с 13 декабря 2015 г. по 31 марта 2021 г. при условии применения для исчисления страховой пенсии по старости о заработке за период с ноября 1980 г. по апрель 1985 г. составит 41796, 39 рублей.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении прав истца и возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии Ацок Т.А. исходя из заработка за период работы с ноября 1980 года по апрель 1985 года, с 13 декабря 2015 года по 31 марта 2021 года и взыскании с ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Ацок Т.А. недоплаты страховой пенсии за период с 13 декабря 2015 г. по 31 марта 2021 г. в размере 41734, 92 рубля.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционном определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Расчет размера пенсии за периоды трудовой деятельности до 31 декабря 2014 г. производится по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (часть 4 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении трудовой пенсии по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной в данной статье формуле.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Названными пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящими пунктами установлены виды работы и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж.
Таким образом при назначении пенсии должен выбираться вариант назначения пенсии, а также вариант расчета размера пенсии в наиболее выгодном для застрахованного лица варианте, либо по выбору застрахованного лица. Расчетный размер трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктами 3, 4, 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Целью Федерального закона "О страховых пенсиях" согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции на дату достижения истцом возраста 55 лет 13 декабря 2015 г.).
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В части 3 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые действовали на дату достижения Афок Т.А. возраста 55 лет ДД.ММ.ГГГГ и до 1 января 2022 г. Эти правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.
Подпунктов "в" пункта 22, пунктом 23 Правил N 884н предусмотрено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе. Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
С 1 января 2022 г. приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утратил силу на основании пункта 2 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Аналогичные нормы содержатся в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н, действующих с 1 января 2022 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что цели социальной политики Российской Федерации, как они определены в Конституции Российской Федерации, предопределяют обязанность государства через соответствующие органы заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности в том числе тогда, когда гражданин в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от него причинам не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения минимума себе и своей семье и, соответственно, нуждается в получении соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства, включая пенсионное обеспечение.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, законодатель связывает возможность назначения страховой пенсии по старости с достижением гражданином определенного возраста, наличием у гражданина страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости до 1 января 2023 г. осуществлялась территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.
В рамках исполнения этих обязанностей территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения должен разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме, а при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, дать оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
С 1 января 2023 г. обязанности по пенсионному обеспечению возложены на созданный в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), в числе принципов деятельности которого соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации").
Вопреки доводов кассационной жалобы суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что при обращении Ацок Т.А. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости пенсионным органом не была надлежащим образом выполнена обязанность по разъяснению прав и обязанностей, связанных с пенсионным обеспечением, как и о документах, необходимых для оценки ее права на назначение пенсии, с учетом наличия у пенсионного органа сведений о всех периодах работы истца не было сделано необходимых запросов недостающих документов, тогда как исходя из анализа представленного ответчиком расчета пенсии, а также заключения автономной некоммерческой организации "Кемеровский центр судебных экспертиз" от 28 марта 2023 г. N, наиболее выгодным вариантом на момент назначения пенсии с учетом заработка за периоды работы с ноября 1980 г. по апрель 1985 г. являлся вариант расчета по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а поскольку с 13 декабря 2015 г. истцу была выплачена пенсия в размере, определенном без учета спорных периодов работы с ноября 1980 г. по апрель 1985 г, то сделан верный вывод о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии истца с учетом сведений о спорных периодах работы и взыскании недоплаты страховой пенсии за период с 13 декабря 2015 г. по 31 марта 2021 г. в размере 41796, 39 рублей.
Не влекут отмену оспариваемого апелляционного определения доводы кассационной жалобы о необоснованном взыскании судебных расходов за проведение судебной экспертизы, поскольку заключением автономной некоммерческой организации "Кемеровский центр судебных экспертиз" от 28 марта 2023 г. N определен наиболее выгодный вариант расчета размера пенсии истца с учетом заработка за периоды работы с ноября 1980 г. по апрель 1985 г.
Заключение эксперта в силу положений статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является одним из доказательств по делу.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
Судом апелляционной инстанции обоснованно принято во внимание указанное заключение автономной некоммерческой организации "Кемеровский центр судебных экспертиз", содержащее подробные и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование выводов экспертом приведены соответствующие данные из предоставленных в распоряжение эксперта материалов, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходя из выводов заключения автономной некоммерческой организации "Кемеровский центр судебных экспертиз" от 28 марта 2023 г. N пенсионным органом представлен ответ на запрос суда апелляционной инстанции, согласно которому сумма недоплаты страховой пенсии с 13 декабря 2015 г. по 31 марта 2021 г. при условии применения для исчисления страховой пенсии по старости о заработке за период с ноября 1980 г. по апрель 1985 г. составит 41796, 39 рублей.
Выводы суда апелляционной инстанции относительно распределения судебных расходов основанными на правильном толковании и применении норм процессуального права, оснований для иных выводов не имеется, тогда как доводы кассационной жалобы не указывают на наличие оснований к отмене обжалуемого апелляционного определения в этой части в кассационном порядке, процессуальных нарушений при решении вопроса о взыскании расходов за проведение судебной экспертизы судом апелляционной инстанции не допущено.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде апелляционной инстанции, были предметом исследования и оценки, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемого судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией ответчика, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Юридически значимые обстоятельства дела судом апелляционной инстанции определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.