N 88-1394/2024
г. Кемерово 12 января 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Леонтьевой Т.В, рассмотрел гражданское дело N2-790/2023 (УИД 54MS0062-01-2023-000871-20) по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области к Вечкутовой Ирине Сергеевне о взыскании переплаты ежемесячной компенсационной выплаты, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области на заочное решение исполняющего обязанности мирового судьи пятого судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска Новосибирской области, мирового судьи второго судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска Новосибирской области от 16 мая 2023 г. и апелляционное определение Советского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 16 октября 2023 г.
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ОСФР по Новосибирской области, истец) обратилось в суд с иском Вечкутовой Ирине Сергеевне (далее - Вечкутова И.С, ответчик) о взыскании переплаты ежемесячной компенсационной выплаты.
В обоснование своих требований указывало на то, что Вечкутова И.С. 29 ноября 2013 г. обратилась в УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска с заявлением о назначении компенсационной выплаты в связи с осуществлением с ДД.ММ.ГГГГ постоянного ухода за ребенком-инвалидом ФИО1 (далее - ФИО1), ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В своем заявлении Вечкутова И.С. отметила, что не работает, получателем пенсии не является, пособие по безработице не получает, обязалась предупредить пенсионный орган в течение пяти дней об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Распоряжением УПФР в Советском районе г. Новосибирска от 15 декабря 2014 г. N 109138391 Вечкутовой И.С. установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 6600 руб. с 1 декабря 2014 г. на период осуществления ухода за ребенком-инвалидом. В соответствии с перерасчетом сумма выплаты установлена в размере 12000 руб.
18 апреля 2022 г. ОПФР по Новосибирской области выявлен факт излишней выплаты Вечкутовой И.С. компенсационной выплаты в размере 12000 руб. за период с 1 марта 2022 г. по 31 марта 2022 г. в связи с несообщением лицом, занятым уходом за ребенком-инвалидом, о факте трудоустройства.
Решением ОПФР по Новосибирской области N220000054788 Вечкутовой И.С. с 1 марта 2022 г. прекращена компенсационная выплата в связи с осуществлением ею ухода за ребенком-инвалидом.
ОСФР по Новосибирской области полагает, что со стороны Вечкутовой И.С. имели место недобросовестность и злоупотребление правом на получение ежемесячной компенсационной выплаты вследствие неисполнения возложенной законом обязанности. Данная переплата подлежит взысканию с ответчика. В добровольном порядке сумму переплаты Вечкутова И.С. не возместила.
ОСФР по Новосибирской области просило суд взыскать с ответчика переплату ежемесячной компенсационной выплаты в размере 12000 руб.
Заочным решением исполняющего обязанности мирового судьи пятого судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска Новосибирской области, мирового судьи второго судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска Новосибирской области от 16 мая 2023 г. исковые требования ОСФР по Новосибирской области оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Советского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 16 октября 2023 г. заочное решение исполняющего обязанности мирового судьи пятого судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска Новосибирской области, мирового судьи второго судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска Новосибирской области от 16 мая 2023 г. оставлено без изменения.
ОСФР по Новосибирской области обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об отмене судебных актов как незаконных.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных постановлений в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами такие нарушения допущены не были.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29 ноября 2013 г. Вечкутова И.С. обратилась в УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска с заявлением о назначении компенсационной выплаты, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет ФИО1
Распоряжением УПФР в Советском районе г. Новосибирска от 15 декабря 2014 г. N 109138391 Вечкутовой И.С. с 1 декабря 2014 г. установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 6600 руб. на период осуществления ухода за ребенком-инвалидом. В соответствии с перерасчетом сумма выплаты установлена в размере 12000 руб.
Согласно решению ОПФР по Новосибирской области от 12 апреля 2022 г. N1129, выявлена ошибка при осуществлении ежемесячной компенсационной выплаты Вечкутовой И.С. в связи с несвоевременным сообщением Вечкутовой И.С. о факте осуществления работы с февраля 2022 года. С 1 марта 2022 г. указанная компенсационная выплата производилась Вечкутовой И.С. необоснованно.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм от 18 апреля 2022 г. N1236, выявлен факт излишней выплаты компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином с 1 марта 2022 г. по 31 марта 2022 г. в сумме 12000 руб, в связи с несообщением о факте трудоустройства трудоспособного гражданина Вечкутовой И.С, осуществляющим уход за нетрудоспособным.
Согласно расчету излишне выплаченных сумм ежемесячной компенсационной выплаты, ФИО1 выплачена излишняя сумма ежемесячной компенсационной выплаты в размере 12000 руб. в период с 1 марта 2022 г. по 31 марта 2022 г.
Решением ОПФР по Новосибирской области N220000054788 Вечкутовой И.С. с 1 марта 2022 г. прекращена компенсационная выплата в связи с осуществлением ею ухода за ребенком-инвалидом.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что излишне выплаченная сумма компенсационной выплаты, которая фактически была получена ФИО2 в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть возвращена получателем в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности при получении лицом сумм ежемесячной выплаты в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособным гражданином, ребенком-инвалидом ФИО1 в размере 12000 руб. возложено на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца. Однако в нарушение пункта 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом доказательств недобросовестности ФИО1 не представлено. Истцом не представлено доказательств того, что ответчик Вечкутова И.С. получала и пользовалась компенсационной выплатой в указанный истцом период в отсутствие предусмотренных законных оснований. Также суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств того, что ответчик был предупрежден о необходимости безотлагательно извещать пенсионный орган об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение компенсационной выплаты.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены, в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В соответствии с названным указом Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 были утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (далее - Правила от 4 июня 2007 г. N 343).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" Правительством Российской Федерации принято постановление от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", которым были утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (далее также - Правила).
Пунктом 2 названного постановления определено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 2 Правил, ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Компенсационная выплата лицу, осуществляющему уход, производится в порядке, установленном для выплаты пенсии нетрудоспособному гражданину, за которым осуществляется уход (пункт 3 Правил).
Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (пункт 5 Правил).
Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
В случае если к заявлениям приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснение о том, какие документы оно должно представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за компенсационной выплатой считается месяц приема заявления (пункт 8 Правил).
В пункте 9 Правил перечислены случаи прекращения осуществления компенсационной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.
В числе этих случаев - выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт "д" пункта 9 Правил).
Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты (пункт 10 Правил).
Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил (пункт 11 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 названных Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты.
Согласно пункту 13 указанных Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Верховным Судом Российской Федерации в абзаце 7 ответа на вопрос N 1 в разделе VII Обзора судебной практики N 1 (2014), утвержденного Президиумом 24 декабря 2014 г. разъяснено, что взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.
С 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, устанавливаются на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175), о чем внесены соответствующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением сумм компенсационной выплаты лицами, осуществляющими уход за престарелыми гражданами, достигшими возраста 80 лет.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утверждённым постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в силу статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации полученные суммы ответчиком должны быть возвращены в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Судами первой и апелляционной инстанций сделал правильный вывод о том, что выплата спорной суммы не является счетной ошибкой, доказательств противоправных и недобросовестных действий ответчика при получении указанной суммы материалы дела не содержат, недобросовестности в действиях ответчика обоснованно не установлено.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, при проверке добросовестности действий ответчика, об отсутствии доказательств информированности истцом получателя назначенной выплаты о необходимости сообщить об обстоятельствах, влияющих на прекращение назначенных выплат.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций и ставящих под сомнение законность судебного постановления, направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
заочное решение исполняющего обязанности мирового судьи пятого судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска Новосибирской области, мирового судьи второго судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска Новосибирской области от 16 мая 2023 г. и апелляционное определение Советского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 16 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Судья Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.