Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-336/2023 (УИД: 42RS0019-01-2022-006548-28) по иску Чащиной Светланы Алексеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Чащиной Светланы Алексеевны на решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 23 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чащина Светлана Алексеевна (далее - Чащина С.А, истец) обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Чащина С.А. указала, что 18 апреля 2022 г. обратилась в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 7 июля 2022 г. N в установлении досрочной страховой пенсии по старости Чащиной С.А. отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа.
В специальный стаж, со ссылкой на отсутствие сведений на индивидуальном лицевом счете по льготному коду, не включены периоды работы Чащиной С.А. с 1 января 2002 г. по 30 июня 2002 г. в ООО "Сталь Кузнецкий металлургический комбинат", цех по ремонту металлургического оборудования N 1 в должности машиниста крана участка ремонта и содержания механического оборудования 5 разряда, с 1 июля 2002 г. по 3 октября 2003 г. в ООО "Рельсы Кузнецкий металлургический комбинат", цех по ремонту металлургического оборудования в должности машиниста крана участка ремонта и содержания механического оборудования 5 разряда, с 4 октября 2003 г. по 30 апреля 2005 г. в ОАО "Новокузнецкий металлургический комбинат" в должности машиниста крана в цехе ремонта металлургического оборудования участка ремонта и содержания механического оборудования 5 разряда, с 1 мая 2005 г. по 31 марта 2008 г. в ООО "НСК Новокузнецк" в должности машиниста крана на участке ремонта и обслуживания металлургического оборудования 5 разряда, с 1 апреля 2008 г. по 30 сентября 2012 г. в ООО "НКМК-Сервис" в должности машиниста крана в цехе по ремонту и обслуживанию металлургического оборудования, с 1 октября 2012 г. по 31 декабря 2012 г. в ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК" в должности машиниста крана в цехе по ремонту и обслуживанию металлургического оборудования.
Обращаясь с иском в суд Чащина С.А. ссылалась на то, что отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным, поскольку она имеет достаточно специального стажа для назначения льготной пенсии. В спорные периоды она работала машинистом крана на погрузочно-разгрузочных работах, полный рабочий день, работа в спорные периоды подтверждается записями в трудовой книжке. Неисполнение работодателем обязанности по предоставлению в отношении нее индивидуальных сведений персонифицированного учета не может нарушать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Чащина С.А, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд признать решение ОПФР п Кемеровской области - Кузбассу 7 июля 2022 г. N незаконным, включить в специальный стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 1 января 2002 г. по 30 июня 2002 г. в ООО "Сталь Кузнецкий металлургический комбинат", цех по ремонту металлургического оборудования N 1 в должности машиниста крана участка ремонта и содержания механического оборудования 5 разряда, с 1 июля 2002 г. по 3 октября 2003 г. в ООО "Рельсы Кузнецкий металлургический комбинат", цех по ремонту металлургического оборудования в должности машиниста крана участка ремонта и содержания механического оборудования 5 разряда, с 4 октября 2003 г. по 30 апреля 2005 г. в ОАО "Новокузнецкий металлургический комбинат" в должности машиниста крана в цехе ремонта металлургического оборудования участка ремонта и содержания механического оборудования 5 разряда, с 1 мая 2005 г. по 31 марта 2008 г. в ООО "НСК Новокузнецк" в должности машиниста крана на участке ремонта и обслуживания металлургического оборудования 5 разряда, с 1 апреля 2008 г. по 30 сентября 2012 г. в ООО "НКМК-Сервис" в должности машиниста крана в цехе по ремонту и обслуживанию металлургического оборудования, с 1 октября 2012 г. по 31 декабря 2012 г. в ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК" в должности машиниста крана в цехе по ремонту и обслуживанию металлургического оборудования, признать право на досрочную страховую пенсию по старости по п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 5 мая 2022 г.
Решением Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 23 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Чащиной С.А. отказано.
В кассационной жалобе Чащиной С.А. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 23 мая 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2023 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Чащина С.А, представитель ответчика ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Чащина С.А. 18 апреля 2022 г. обратилась в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 7 июля 2022 г. N в установлении досрочной страховой пенсии по старости Чащиной С.А. отказано, поскольку не выработан специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
На дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж Чащиной С.А. составлял 14 лет 3 месяца 15 дней, при требуемом - 15 лет; страховой стаж - 31 год 5 месяцев 7 дней, при требуемом - 20 лет.
При этом в специальный стаж не включены периоды работы Чащиной С.А. с 1 января 2002 г. по 30 июня 2002 г, с 1 июля 2002 г. по 3 октября 2003 г, с 4 октября 2003 г. по 30 апреля 2005 г, с 1 мая 2005 г. по 31 марта 2008 г. с 1 апреля 2008 г. по 30 сентября 2012 г. в качестве машиниста крана в цехе ремонта металлургического оборудования ООО "Рельсы Кузнецкий металлургический комбинат", ООО "Сталь Кузнецкий металлургический комбинат", ОАО "Новокузнецкий металлургический комбинат", ОАО "НСК Новокузнецк", ООО "ЕВРАЗ Сервис-Сибирь", по мотиву того, что предприятия ликвидированы, сведения на индивидуальный лицевой счет сданы работодателем на общих основаниях; с 1 октября 2012 г. по 31 декабря 2012 г. в качестве машиниста крана в бригаде по ремонту и обслуживанию механического оборудования ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК", поскольку сведения на индивидуальный лицевой счет сданы работодателем на общих основаниях, оснований для корректировки индивидуальных сведений работодатель не видит.
Из копии трудовой книжки следует, что Чащина С.А. 1 января 2002 г..принята в ООО "Сталь Кузнецкого металлургического комбината" цех по ремонту металлургического оборудования N машинистом крана участка ремонта и содержания механического оборудования по 5 разряду, 1 мая 2002 г..переведена в цех по ремонту металлургического оборудования машинистом крана 5 разряда участка ремонта и содержания механического оборудования, 30 июня 2002 г..уволена по переводу в ООО "Рельсы КМК", 1 июля 2002 г..принята в ООО "Рельсы Кузнецкого металлургического комбината" цех по ремонту металлургического оборудования машинистом крана участка ремонта и содержания механического оборудования 5 разряда, 3 октября 2003 г..уволена по переводу в ОАО "НКМК", 4 октября 2003 г..принята в ОАО "Новокузнецкий металлургический комбинат" машинистом крана в цехе ремонта металлургического оборудования участка ремонта и содержания механического оборудования 5 разряда, 1 февраля 2004 г..переведена в сервисный центр по ремонту и обслуживанию основного металлургического оборудовании электросталеплавильного и копрового цеха машинистом крана участка ремонта и содержания механического оборудования, 1 января 2005 г..переведена в сервисный центр по ремонту и обслуживанию основного металлургического оборудования сталеплавильных и прокатных цехов, цех по ремонту и обслуживанию основного металлургического оборудования сталеплавильных цехов, участок по ремонту и обслуживанию механического оборудования машинистом крана 5 разряда, 30 апреля 2005 г..уволена в связи с переводом в ООО "НСК Новокузнецк", 1 мая 2005 г..принята в порядке перевода в ООО "НСК Новокузнецк" машинистом крана на участке ремонта и обслуживания металлургического оборудования 5 разряда, 1 декабря 2005 г..переведена в цех по ремонту и обслуживанию основного металлургического оборудования сталеплавильных цехов, на участок по ремонту и обслуживанию механического оборудования, машинистом 5 разряда, 1 января 2008 г..переведена в цех по ремонту основного
металлургического оборудования 2 участок по ремонту и обслуживанию механического оборудования машинистом 5 разряда, 31 марта 2008 г..уволена в порядке перевода в ООО "НКМК Сервис" с согласия работника, 1 апреля 2008 г..принята в порядке перевода в ООО "НКМК-Сервис" машинистом крана в цехе по ремонту и обслуживанию металлургического оборудования, 1 ноября 2010 г..переведена там же на участок по ремонту металлургического оборудования бригады по ремонту и обслуживанию механического оборудования машинистом крана, 30 сентября 2012 г..уволена в порядке перевода в ОАО "ЕВРАЗ Объединенный ЗСМК" с согласия работника, 1 октября 2012 г..принята в порядке перевода в ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК" машинистом крана в цехе по ремонту и обслуживанию металлургического оборудования.
В системе обязательного пенсионного страхования Чащина С.А. зарегистрирована 21 ноября 1998 г.
Согласно сведениям индивидуального лицевого счета работодатели ООО "Рельсы Кузнецкий металлургический комбинат"", ООО "Сталь Кузнецкий металлургический комбинат", ОАО "Новокузнецкий металлургический комбинат", ОАО "НСК Новокузнецк", ООО "ЕВРАЗ Сервис-Сибирь", ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК" подавали сведения о стаже Чащиной С.А. без указания на особые (льготные) условия труда, сведения о работе Чащиной С.А. работодателями представлены в спорные периоды как работа в обычных условиях труда.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Чащиной С.А, суд первой инстанции исходил из того, что Чащиной С.А. не представлено доказательств, подтверждающих, что в спорные периоды работы в качестве машиниста крана она в течение полного рабочего дня работала во вредных условиях труда, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" (здесь и далее положения Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 11 июля 2002 г. N 516).
Согласно абзацу 1 п. 4 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено утвердить порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Порядок от 31 марта 2011 г. N 258н).
В соответствии с подп. 3 п. 2 Порядка от 31 марта 2011 г. N 258н подтверждению подлежат, в частности, периоды работы женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.
В соответствии с п. 13 Порядка от 31 марта 2011 г. N 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 43 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 3 Порядка от 31 марта 2011 г. N 258н предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования") следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (ст. 5 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
Исходя из положений подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
В соответствии с абзацем 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" органы Фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу.
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
В соответствии со ст. 28 Федерального "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в Фонд документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений, факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Разрешая спор, судебные инстанции пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Чащиной С.А. исковых требований, поскольку работодатели за спорные периоды подавали сведения о стаже Чащиной С.А. без указания на особые (льготные) условия труда, сведения о работе Чащиной С.А. работодателями представлены в спорные периоды как работа в обычных условиях труда, доказательств того, что Чащина С.А. в спорные периоды работала в качестве машиниста крана в течение полного рабочего дня во вредных условиях труда, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства и не могут служить основанием для отмен обжалуемых судебных постановлений.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, основаны на правильном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судебных инстанций, отличное от судов толкование положений пенсионного законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судебными инстанциями нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 23 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чащиной Светланы Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.