Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-991/2023 (УИД: 24RS0040-01-2022-006508-67) по иску Безиковой Натальи Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца в установленном законом размере, по кассационной жалобе Безиковой Натальи Викторовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 4 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Безикова Наталья Викторовна (далее - Безикова Н.В, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца в установленном законом размере.
В обоснование заявленных требований Безикова Н.В. указала, что является законным представителем несовершеннолетнего Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В апреле 2022 г. ребенку была назначена пенсия по потере кормильца в размере 29 009 руб. 95 коп. Поскольку она в этот период времени являлась безработной, в июне 2022 г. она обратилась с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца, которая ей была установлена в размере 18 160 руб. 57 коп, а у сына Б. пенсия уменьшилась с 29 009 руб. 96 коп. до 18 160 руб. 57 коп. На тот момент это был наиболее выгодный для нее с сыном вариант, поскольку совместно их пенсия составила более 35 000 руб. 1 сентября 2022 г. Безикова Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о прекращении выплаты ей пенсии в связи с трудоустройством на работу. Ответчик данное заявление удовлетворил, а размер пенсии ребенку подлежал восстановлению в размере 29 009 руб. 95 коп, однако размер пенсии ребенку не увеличен. Ее заявление о перерасчете пенсии сына удовлетворено не было, что является, по мнению истца, незаконным.
Безикова Н.В. просила суд признать незаконным решение пенсионного органа от 24 ноября 2022 г, возложить на пенсионный орган обязанность произвести перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца, с учетом одного нетрудоспособного члена семьи с 1 декабря 2022 г.
Решением Норильского городского суда Красноярского края от 10 апреля 2023 г. исковые требования Безиковой Н.В. удовлетворены.
Признано незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю N от 24 ноября 2022 г. об отказе в перерасчет пенсии.
На Отделение пенсионного фонда и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетнему Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 1 декабря 2022 г. с учетом одного нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца Б, умершего 17 января 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 4 сентября 2023 г. решение Норильского городского суда Красноярского края от 10 апреля 2023 г. отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Безиковой Наталье Викторовне к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца в установленном законом размере, отказано.
В кассационной жалобе Безикова Н.В. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 4 сентября 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
По мнению суда апелляционной инстанции, последующее уменьшение количества получателей пенсии не приведет к обратному перерасчету пенсии в сторону увеличения.
Заявитель полагает, что Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не содержит запрета на перерасчет пенсии по случаю потери кормильца в сторону увеличения ее размера в случае уменьшения количества нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на указанную пенсию. Полагает, что отказ пенсионного органа в перерасчете размера пенсии в сторону увеличения нарушает положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", гарантирующего нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца размер пенсии в зависимости от количества заработанного им индивидуального пенсионного коэффициента и числа нетрудоспособных членов семьи на дату расчета пенсии. Указывает, что в рамках рассматриваемого дела судами установлено, что с сентября 2022 года количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца Б. изменилось с двух (супруга Безикова Наталья Викторовна и несовершеннолетний сын Б.) до одного (несовершеннолетний сын Б.), в связи с чем, пенсионный орган должен произвести перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца с учетом одного нетрудоспособного члена семьи.
Относительно доводов кассационной жалобы Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю представлены письменные возражения, в которых просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Безикова Н.В, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что такие нарушения судом апелляционной инстанции при принятии судебного постановления не были нарушены.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю несовершеннолетнему Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 17 января 2022 г. была назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца в связи со смертью его отца, Б, в размере 26 371 руб. 99 коп, в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии составила 5 907 руб. 89 коп, страховая пенсия - 20 464 руб. 10 коп.
На основании заявления от 29 июня 2022 г. истцу с 17 января 2022 г. была назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца в размере 16 509 руб. 26 коп, в том числе, фиксированная выплата к страховой пенсии составила 5 907 руб. 89 коп, страховая пенсия - 10 601 руб. 37 коп.
При этом размер пенсии Б. был пересчитан и установлен в размере 16 509 руб. 26 коп, в том числе, фиксированная выплата к страховой пенсии составила 5 907 руб. 89 коп, страховая пенсия - 10 601 руб. 37 коп.
С 1 июня 2022 г. размер пенсии Б. и Безиковой Н.В. установлен в сумме 18 160 руб. 57 коп, в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии составила 6 498 руб. 67 коп, страховая пенсия - 11 661 руб. 90 коп.
На основании заявления Безиковой Н.В. о прекращении ей выплаты пенсии в связи с ее трудоустройством, Б. с 1 сентября 2022 г. установлен размер страховой пенсии в сумме 18 160 руб. 57 коп, в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии составила 6 498 руб. 67 коп, страховая пенсия - 11 661 руб. 90 коп.
Безикова Н.В. 17 ноября 2022 г. обратилась с заявлением о перерасчете пенсии Б, из расчета одного члена семьи умершего кормильца, исходя из размера ранее назначенной ему пенсии, однако решением Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 24 ноября 2022 г. в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием оснований для перерасчета.
Безикова Н.В, полагая, что решение об отказе в перерасчете пенсии не основано на нормах пенсионного законодательства, обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что несовершеннолетний Б. имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца из расчета одного нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца после прекращения выплаты пенсии по случаю потери кормильца, назначенной его матери Безиковой Н.В. Ссылаясь на необходимость применения расчета пенсии в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", которой предусмотрена корректировка страховой пенсии, признав незаконным решение пенсионного органа об отказе в перерасчете пенсии, суд возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетнему Б, с учетом одного нетрудоспособного члена семьи с 1 декабря 2022 г.
Суд апелляционной инстанции решение Норильского городского суда Красноярского края от 10 апреля 2023 г. отменил, принял по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Безиковой Наталье Викторовне к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца в установленном законом размере, отказал.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что в Федеральном законе от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствует такое основание перерасчета установленной пенсии по случаю потери кормильца как изменение количества иждивенцев, предусмотренных пунктом 1 частью второй статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения. Фиксированный базовый размер пенсии по случаю потери кормильца не подлежит перерасчету (ни в сторону снижения, ни в сторону увеличения) в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, которым этот вид пенсии установлен в связи с его смертью. Связано это с тем, что каждому такому члену семьи назначается отдельная пенсия по случаю потери кормильца. Величина его фиксированного базового размера не зависит от количества нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ст.7 ч.1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (ст. 39 ч. 2).
Как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации пенсионное обеспечение, являясь одним из важнейших элементов социального обеспечения, охватывает риски, связанные с потерей средств к существованию по не зависящим от человека причинам. В целях предоставления гражданам пенсий в соответствии с конституционными предписаниями в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование (ст. 75 ч. 6 Конституции Российской Федерации). Система пенсионного обеспечения с учетом экономических возможностей государства должна обеспечивать приемлемые условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья, иных не зависящих от них причин не может трудиться. Соответственно, одной из главных целей пенсионного обеспечения по старости является компенсация потерь от естественной (возрастной) утраты способности к труду, удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2019 г. N 854-О).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части первой, пункту 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Согласно подпункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: 1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет либо достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца определяется по формуле:
СПспк = ИПК x СПК, где СПспк - размер страховой пенсии по случаю потери кормильца;
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца.
При этом, согласно части 11 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с января 2015 г, определяется по формуле:
ИПКн = (? ИПКi + ?НПi) / К / КН
где ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
?ИПКi - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные, начиная с 1 января 2015 г, отчисления страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
?НПi - сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 настоящей статьи;
К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по инвалидности (по случаю потери кормильца) - отношению нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) (в месяцах) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности (по состоянию на день смерти кормильца), к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом (умершим кормильцем) возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.
Согласно части третьей статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Таким образом, размер страховой пенсии по случаю потери кормильца зависит от того, в каком объеме кормильцем был сформирован индивидуальный коэффициент пенсионера, то есть от начисленных и уплаченных страховых взносов за кормильца.
При этом формула расчета, содержащаяся в ч. 11 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязывает применительно к пенсиям по случаю потери кормильца использовать коэффициент "КН", который фактически представляет собой число нетрудоспособных иждивенцев, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, между которыми подлежит равному распределению ИПК умершего кормильца. В этом случае повышение их численности предусматривает меньший размер ИПК (и, соответственно, страховой пенсии), который будет приходиться на каждого из них.
Кроме того, в соответствии с частью 25 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при определении количества нетрудоспособных членов семьи, с учетом которых определяется размер страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с настоящей статьей, учитываются все нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на указанную пенсию, в том числе лица, являющиеся получателями иной пенсии.
Из приведенных положений указанного Федерального закона следует, что размер пенсии по случаю потери кормильца зависит, в том числе от начисленных и уплаченных страховых взносов за периоды работы кормильца, а также от числа нетрудоспособных иждивенцев, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца. Это означает, что при наличии двух и более иждивенцев фиксированный базовый размер устанавливается каждому иждивенцу в полном размере, а расчетный пенсионный капитал кормильца (либо сумма расчетных пенсионных капиталов) делится на количество всех нетрудоспособных членов семьи умершего.
Таким образом, в случае если нетрудоспособный член семьи не будет учтен при расчете пенсии по случаю потери кормильца и заявит о своих правах позже, то этот факт повлияет на размер пенсии всех получателей пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в связи со смертью данного кормильца. Ее размер будет пересчитан у всех получателей пенсии в сторону уменьшения. При этом последующее уменьшение количества получателей пенсии не приведет к обратному перерасчету пенсии в сторону увеличения.
Материалами дела подтверждено, что после обращения Безиковой Н.В. о назначении пенсии на нее, как на нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, расчет пенсии был произведен, с учетом положений ч. 25 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом двух нетрудоспособных членов семьи и установлен в размере 16 509 руб. 26 коп. каждому, а с 1 июня 2022г. установлен каждому в размере 18 160 руб. 57 коп.
После прекращения Безиковой Н.В. выплаты пенсии в связи с ее трудоустройством, Б. с 1 сентября 2022 г. установлен размер страховой пенсии в сумме 18 160 руб. 57 коп, исходя из двух нетрудоспособных членов семьи, что соответствует указанным выше положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о несостоятельности ссылок истца на положения части третьей статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку указанные положения применяются в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренного пунктом 3 части 2 настоящей статьи, в соответствии с которым перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Доказательства того, что при назначении или перерасчете пенсии по случаю потери кормильца при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента не были учтены страховые взносы кормильца, истцом в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции обосновано отказал истцу в перерасчете пенсии и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетнему Б. с 1 декабря 2022 г. с учетом одного нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции указывает, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, являющихся основанием для перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно части первой статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно частям 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 коп. в месяц.
Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы, а также к страховой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в сумме, равной 50 процентам размера, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Согласно части второй статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 г. до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Детям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит перерасчету в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 и частями 3 и 4 настоящей, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов каждого из умерших родителей, не учтенных по состоянию на день их смерти (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Детям, указанным в пункте первом части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, умершей одинокой матери размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит перерасчету в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 и частями 3 и 4 настоящей статьи, исходя из индивидуального пенсионного коэффициента, не учтенного по состоянию на день ее смерти, увеличенного в два раза (часть 6 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Суд апелляционной инстанции на основании анализа норм материального права, регулирующих спорные отношения, пришел к правильному выводу о том, что Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусматривает перерасчет установленной пенсии по случаю потери кормильца при изменении количества иждивенцев, установленных частью 1 и пунктами 1, 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку пенсия определяется в зависимости от количества нетрудоспособных членов семьи на день назначения пенсии.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о том, что ответчиком не приведены ссылки на законодательство, которое позволяет отказывать в перерасчете пенсии в связи с уменьшением количества иждивенцев при выплате пенсии по случаю потери кормильца, не являются основанием для удовлетворения кассационной жалобы заявителя, поскольку судом апелляционной инстанции верно отмечено, что основания для перерасчета пенсий установлены законом, которым не предусмотрен случай перерасчета размера пенсии для остальных иждивенцев умершего при прекращении выплаты пенсии супругу умершего, который перестает соответствовать критериям, предусмотренным подпунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Всем доводам заявителя кассационной жалобы дана надлежащая правовая оценка в принятом по делу судебном постановлении. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 4 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Безиковой Натальи Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.