Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Вдовиченко С.В, судей Пластинина И.В, Шеповаловой О.А, при секретаре судебного заседания Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-311/2023 по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 19 сентября 2023 года, которым административное исковое заявление заместителя прокурора Свердловской области о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента Билимбаевского лесничества Свердловской области, утвержденного приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 01 февраля 2018 года N50 (в действующей редакции) удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, объяснения представителей административного истца прокуратуры Свердловской области Андреевой Н.А, административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Дружинину Е.А, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее также - Департамент) 01 февраля 2018 года N50 утвержден лесохозяйственный регламент Билимбаевского лесничества Свердловской области (далее - Лесохозяйственный регламент, Приказ N50), который опубликован в сетевом издании на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo66.gov.ru.
Приказ Департамента лесного хозяйства Свердловской области 01 февраля 2018 года N50 действует в редакции Приказа, утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области от 31 января 2023 года N100, полный текст которого, опубликован в десятидневный срок на сайте http://www.pravo66.gov.ru.
Пунктом 2 данного Приказа постановлено, что лесохозяйственный регламент Билимбаевского лесничества Свердловской области вводится в действие со дня, следующего за днем окончания срока действия лесохозяйственного регламента Билимбаевского лесничества Свердловской области, утвержденного приказом Министерства от 31 декабря 2008 года N1769.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений, просил признать не действующими со дня принятия таблицу 3 раздела 1.1.4 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов", приложения 3, 3.1 Лесохозяйственного регламента в части отнесения лесных участков в кварталах 118, 128, 141, 145, 146, 150, 151, 153, 160 Мариинского участка Мариинского участкового лесничества; части кварталов 27, 30 Студенческого участка Северского участкового лесничества; кварталов 74, 76 Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества; кварталов 87, 122, 130 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества к эксплуатационным лесам.
Административные требования мотивированы тем, что в перечисленных кварталах располагаются особо охраняемые природные территории областного значения: ландшафтные заказники - "Гора Шунут-камень", "Озеро-Исетское с окружающими лесами"; памятники природы - "Высокопроизводительные насаждения сосны, березы, ели", "Культуры сосны 1887 года", "Культуры сосны 1892 года", "Культуры ели 1910 и 1916 годов", "Гора "Старик-камень", "Гора "Дед-камень", Исток р.Малый Ик ("Платонида"), в связи с чем, отнесение названных лесных кварталов к эксплуатационным лесам противоречит статьям 12, 111 и 112 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.
Решением Свердловского областного суда от 19 сентября 2023 года административное исковое заявление удовлетворено, суд признал недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Лесохозяйственный регламент Билимбаевского лесничества Свердловской области, утвержденный приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 01 февраля 2018 года N50 (в ред. приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 31 января 2023 года) в части включения в эксплуатационные леса в таблице 3 раздела 1.1.4 (Приложение 3, 3.1) лесных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, а именно: кварталов 118, 128, 141, 145, 146, 150, 151, 153, 160 Мариинского участка Мариинского участкового лесничества; частей кварталов 27, 30 Студенческого участка Северского участкового лесничества; кварталов 74, 76 Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества; кварталов 87, 122, 130 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества.
В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство, административный ответчик) просит решение суда отменить. Полагает, что обжалуемое решение вынесено в отношении ненадлежащего административного ответчика, поскольку полномочиями по принятию решения об отнесении лесов, находящихся в собственности Российской Федерации к защитным лесам, наделен только орган государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, то есть Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Судом первой инстанции: не учтено законодательство, в рамках исполнения которого Министерством утверждаются Лесохозяйственные регламенты лесничеств, отображающее действующее лесоустройство Свердловской области; не обоснован вывод о превышении Министерством полномочий при утверждении Лесохозяйственного регламента, содержащего в себе информацию о наличии на землях лесного фонда территорий со статусом "особо охраняемые природные территории"; не исследовался вопрос о категории земель спорных участков, а административным истцом не было доказано отнесение спорных земельных участков к категории земель "земли особо охраняемых территорий"; не привлечено лицо, на чьи права повлияет судебный акт - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. По мнению апеллянта, суд вынес неисполнимое решение, поскольку в случае внесения изменений в Лесохозяйственный регламент в рамках исполнения решения суда, данный нормативный акт будет противоречить сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре, в том числе и материалам лесоустройства.
На апелляционную жалобу административным истцом представлены письменные возражения.
Заинтересованные лица - Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, ГКУ Свердловской области "Билимбаевское лесничество" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Второго апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на нее, выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.
Согласно положениям статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений, что свидетельствует о том, что он является нормативным правовым актом. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года N1905-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
В силу части 2 пункта 2 постановления Правительства Свердловской области от 26 декабря 2018 года N971-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 16 сентября 2015 года N832-ПП "О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области" и о признании утратившим силу постановления Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года N1905-ПП "Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности Департамента лесного хозяйства Свердловской области" (далее - постановление Правительства Свердловской области от 26 декабря 2018 года N971-ПП), Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является правопреемником Департамента лесного хозяйства Свердловской области по всем обязательствам в сфере лесных отношений в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь вышеприведенными положениями постановления Правительства Свердловской области от 26 декабря 2018 года N971-ПП, суд пришел к верному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка его принятия, официального опубликования.
По данным основаниям оспариваемый нормативный правовой акт не оспаривается.
Проверяя содержание оспариваемых норм Лесохозяйственного регламента на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые положения Лесохозяйственного регламента в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий к эксплуатационным лесам, противоречат положениям статей 12, 111 и 112 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N33-ФЗ).
В статье 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N33-ФЗ перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;) национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.
Статья 3 Федерального закона от 14 марта 1995 года N33-ФЗ предусматривает, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
В соответствии со статьями 21, 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N33-ФЗ (часть 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из оспариваемого в части Лесохозяйственного регламента, он состоит из трех глав, а также 12 приложений. Эксплуатационные леса занимают площадь 102030 га. Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов приведено в таблице N3.
Из Таблицы N3 Раздела N1.1.4 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов" Главы N1, а также в Приложениях N3, 3.1 "Карта-схема распределения лесов по целевому назначению" Лесохозяйственного регламента следует, что к категории эксплуатационных лесов, помимо прочего, отнесены:
- в границах Билимбаевского участкового лесничества: леса, расположенные в кварталах 8, 9, 12, 14-16, 18-20, 22, 24, 87, 98-100, 111, 113, 120, 122, 130, 132, 141, в части кварталов 7, 10, 11, 17, 52, 126, 110, 143, 155, 165, 168, 170;
- в границах Первоуральского участкового лесничества: леса, расположенные в кварталах 32-35, 41-45, 47, 52-56, 58, 61, 65-69, 71, 73-76, 82, 83, 91, 92, 129-154, в части кварталов 46, 48, 49, 57, 59, 60, 64, 70, 72, 77, 78, 90, 81, 88, 90, 97, 117.
- в границах Мариинского участкового лесничества: леса, расположенные в кварталах 1-3, 14-16, 28-30, 42-44, 54, 55, 65, 66, 75, 76, 80, 81, 87, 92, 93, 99, 100, 104-108, 113-115, 118-120, 123-125, 128, 129, 132, 133, 135, 136, 139, 141, 142, 145-148, 150-191, 1934, 196, 197, 199, 201-203, 205-209, в части кварталов 88, 138, 140, 144, 192, 194, 195, 198, 200, 204;
- в границах Северского участкового лесничества (Студенческий участок): леса, расположенные в части кварталов 15, 18, 19, 22, 26, 27, 30, 36, 37-38, 44, 45.
Согласно выпискам из государственного лесного реестра, кварталы 118, 128, 141, 145, 146, 150, 151, 153, 160 Мариинского участка Мариинского участкового лесничества; части кварталов 27, 30 Студенческого участка Северского участкового лесничества; кварталы 74, 76 Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества; кварталы 87, 122, 130 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества имеют целевое назначение - эксплуатационные леса.
На территории Билимбаевского лесничества Свердловской области расположены особо охраняемые природные территории областного значения, перечень которых утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 17 января 2001 года N41-ПП "Об утверждении Перечней особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, и установлении режима особой охраны особо охраняемой природной территории областного значения "Лесной парк" (далее - постановление Правительства Свердловской области от 17 января 2001 года N41-ПП).
Пунктом 3 постановления Правительства Свердловской области от 17 января 2001 года N41-ПП в перечень особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, включены:
ландшафтные заказники - "Гора Шунут-камень", "Озеро-Исетское с окружающими лесами";
памятники природы - "Высокопроизводительные насаждения сосны, березы, ели", "Культуры сосны 1887 года", "Культуры сосны 1892 года", "Культуры ели 1910 и 1916 годов", "Гора "Старик-камень", "Гора "Дед-камень", Исток р.Малый Ик (Платонида").
Постановлением Правительства Свердловской области от 06 апреля 2011 года N368-ПП утверждены Положения о ландшафтных заказниках (областного значения) "Гора Шунут-камень" и "Озеро-Исетское с окружающими лесами".
Согласно пункту 9 Положений N368-ПП на территории указанных ландшафтных заказников, помимо прочего, запрещена деятельность по рубке спелых и перестойных насаждений (за исключением выборочных санитарных рубок и рубок ухода); заготовка живицы; заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд).
Из пояснений представителя административного истца, данных суду апелляционной инстанции, что подтверждается материалами дела и не опровергнуто административным ответчиком, следует, что ряд перечисленных земельных участков имеют статус ботанического памятника природы, который установлен: для памятника "Высокопроизводительные насаждения сосны, березы, ели" - пункт 291 перечня N1, расположен в квартале 74, 76 Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества; для памятника "Культуры сосны 1887 года" - пункт 295 перечня N1, расположен в квартале 122 Билимбаевского участка Билимбаевская участкового лесничества; для памятника "Культуры сосны 1892 года" - пункт 296 перечня N1, расположен в квартале 87 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества; для памятника "Культуры ели 1910 и 1916 годов" - пункт 297 перечня N1, расположен в квартале 130 Билимбаевского участка Билимбаевского участкового лесничества. Статус гидрологического, исторического природного памятника установлен для "Исток р.Малый ИК (Платонида)" - пункт 312 перечня N1, расположен в квартале 141 Мариинского участка Мариинского участкового лесничества - ранее указан как квартал 141 Ревдинский лесхоз Марьинскоое лесничество. Статус геоморфологических памятников природы установлен для: памятника "Гора "Старик-камень" - пункт 308 перечня N1, расположен согласно картам в квартале 153 Мариинского участка Мариинского участкового лесничества, а ранее в квартале 1 Ревдинский лесхоз Лавровское лесничество; памятника "Гора "Дед-камень" - пункт 309 перечня N1, расположен в квартале 160 Мариинского участка Мариинского участкового лесничества - ранее квартал 8 Ревдинский лесхоз Лавровское лесничество.
Статус ландшафтных заказников установлен для: "Озеро Исетское с окружающими лесами" - пункт 5 перечня N 2, участок расположен в кварталах 27, 30 Студенческого участка Северского участкового лесничества и "Гора Шунут-камень" - пункт 23 перечня N2, участок расположен в кварталах 118, 128, 141, 145, 146, 150, 151 Мариинского участка Мариинского участкового лесничества.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции правильно исходил из того, что поскольку цели освоения, предусмотренные для эксплуатационных лесов, не соответствуют целям создания указанных памятников природы, природных заказников, то отнесение спорных лесных кварталов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам противоречит положениям действующего законодательства.
Довод административного ответчика о том, что оспариваемый в части Лесохозяйственный регламент принят во исполнение приказа Рослесхоза от 15 сентября 2009 года N366 подлежит отклонению, поскольку в указанном приказе с наименованием "Об отнесении лесов на территории Свердловской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ" спорные участки не приведены.
Ссылки апеллянта на представленный в дело приказ Рослесхоза "Об отнесении лесов на территории Билимбаевского, Нижне-Тагильского лесничеств Свердловской области к ценным, эксплуатационным лесам и установлении их границ", принятый 12 февраля 2009 года под N35 (л.д.116), а также довод о наличии полномочий по отнесению земель лесного фонда к защитным лесам и эксплуатационным лесам у Федерального агентства лесного хозяйства, не имеют правового значения по делу, поскольку не опровергает вывод суда о противоречии оспариваемого в части акта нормам, имеющим большую юридическую силу.
Несостоятелен довод апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации несостоятелен, поскольку в данном случае судом разрешался вопрос законности нормативного правового акта по иску прокурора, поданного в соответствии со статьей 208 КАС РФ в порядке абстрактного нормоконтроля, при рассмотрении которого судом дана оценка его законности вне привязки к конкретным правоотношениям, конкретным нарушениям прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, судом проверен оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вынес неисполнимое решение, поскольку в силу разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" задача суда состоит не в том, чтобы подменять собой органы законодательной власти и самостоятельно изменять волю законодателя, а в том, чтобы проверить принятый нормативный правовой акт в порядке осуществления его полномочий. В рассматриваемом случае разрешение вопроса о том, каким образом Лесохозяйственный регламент приведен в соответствие с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, к компетенции суда не отнесено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводов суда в решении о том, что оспариваемый Лесохозяйственный регламент должен был разрабатываться Министерством природных ресурсов Российской Федерации, не содержится.
Между тем при рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о допущенном административным ответчиком превышении пределов предоставленных ему федеральным законодателем полномочий, в результате чего в границах памятников природы и природных заказников оказались разрешены виды использования эксплуатационных лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий. Указанные последствия вступили в противоречие с целями их создания и нарушают права Российской Федерации в области государственной политики защиты особо охраняемых природных территорий, а также права лиц, постоянно или временно проживающих на территории Свердловской области, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводов суда они не опровергают, в связи с чем не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского областного суда от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.