Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 апреля 2023 года, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 22 июня 2023 года, решение судьи Сахалинского областного суда от 21 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - мэра муниципального образования "Холмский городской округ" ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 22 июня 2023 года, решением судьи Сахалинского областного суда от 21 августа 2023 года, должностное лицо - мэр муниципального образования "Холмский городской округ" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 выражает несогласие с указанными выше актами, просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучив истребованные материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 данной статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, решением комиссии УФАС по Сахалинской области от 17 августа 2022 года по делу N 065/01/15-26/2022 администрация муниципального образования "Холмский городской округ" признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в том, что работы по текущему и капитальному ремонту дорог общего пользования и их частей (искусственных дорожных сооружений), по уборке территории и вывозу мусора, содержанию мест захоронений, необходимые для муниципальных нужд муниципального образования "Холмский городской округ", осуществлялись муниципальным бюджетным учреждением "Управление городским дорожным хозяйством муниципального образования "Холмский городской округ" на основании муниципального задания с финансовым обеспечением из средств местного бюджета.
В тот же день администрации муниципального образования "Холмский городской округ" выдано предписание о принятии в течение 30 календарных дней со дня вручения предписания мер по прекращению действий, которые привели к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, с учетом выводов, указанных в решении.
Решение и предписание были получены администрацией муниципального образования "Холмский городской округ" 23 августа 2022 года.
Поскольку администрация "Холмский городской округ" не исполнила в установленный срок предписание, 29 декабря 2022 года в отношении мэра муниципального образования "Холмский городской округ" ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, и постановлением руководителя УФАС по Сахалинской области он привлечен к административной ответственности по названной норме Кодекса.
С указанными выводами согласились судьи городского и областного судов.
Вместе с тем, судами при рассмотрении настоящего дела не учтено следующее.
Отказывая в удовлетворении жалобы ФИО3, судья Сахалинского областного суда в своем решении от 21 августа 2023 года указал, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Оспариваемым постановлением ФИО3 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Невыполнение предписания представляет собой административное нарушение против порядка управления, в связи с чем к такому правонарушению подлежит применению двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Изложенное не противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2020 N 304-ЭС20-8070.
В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 02 марта 2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Согласно решению Совета депутатов муниципального образования "Холмский городской округ" от 29 мая 2020 года N "Об избрании мэра муниципального образования "Холмский городской округ", полномочия главы муниципального образования "Холмский городской округ" с 29 мая 2020 года осуществляет ФИО3
В законе Сахалинской области от 6 июля 2007 года N 78-ЗО "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области" должность главы муниципального образования не поименована.
Следует учесть, что основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в пункте 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 33 упомянутого устава, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, дисквалификация в их числе отсутствует.
В силу части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.
Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.
В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено и постановление о признании виновным в совершении административного правонарушения вынесено в отношении мэра муниципального образования "Холмский городской округ" ФИО3
Следовательно, указанному лицу административное наказание в виде дисквалификации назначено быть не может, поскольку глава муниципального образования "Холмский городской округ" ФИО3 к лицам, замещающим должности муниципальной службы, не относится.
Согласно положениям абзацев 2 и 6 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов. В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 - 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.
В статье 47 Конституции Российской Федерации указано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года N 144-О-П).
Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста подлежат отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание, что на день рассмотрения жалобы в Девятом кассационном суде общей юрисдикции установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ФИО3 к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ истек, судебные акты подлежат отмене, производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, постановил:
жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 апреля 2023 года, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 22 июня 2023 года, решение судьи Сахалинского областного суда от 21 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - мэра муниципального образования "Холмский городской округ" ФИО1, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Виноградова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.