Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-5871/2023, по административному иску Гамаюнова Эдуарда Викторовича к департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гамаюнов Э.В. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска N-ДИЗО/23 от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на административного ответчика обязанность совершить действия по предварительному согласованию предоставления Гамаюнову Э.В. и ФИО5 в собственность бесплатно земельного участка с условным номером "2.1.6", расположенного по адресу: "адрес" тракт, 10 км, для использования под индивидуальное жилищное строительство по заявлению 32715-101-2023 от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что являясь многодетной семьей, обратились к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", Покровский тракт, 10 км, однако им отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах "Ж-2А" и "Б-1", кроме того границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером N.
С данным отказом административные истцы не согласны, поскольку испрашиваемый земельный участок предусмотрен проектом межевания территории. Кроме этого, полагают, что ответчик в случае частичного нахождения испрашиваемого земельного участка на территории "Б-1" должен был утвердить иной вариант границ земельного участка, который не противоречил Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск", доказательств наложения границ испрашиваемого земельного участка на границы земельного участка с кадастровым номером N не имеется.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2023 года требования административного истца удовлетворены.
Отказ департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска N-ДИЗО/23 от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным. На департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гамаюнова Э.В и ФИО5.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований административных истцов.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на то, что отказ является законным и обоснованным, не нарушает права административного истца, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах "Ж-2а" (зона для индивидуального жилищного строительства) и "Б1" (зона выделена в целях обеспечения правовых условий использования земельных участков, примыкающих к водным объектам способами необходимые для осуществления общего пользования водопользования), и пересекает границы другого земельного участка с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - общее пользование водными объектами.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов суда в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Гамаюнов Э.В. и ФИО5 как многодетная семья обратились ДД.ММ.ГГГГ в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска (далее - Департамент) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в общую совместную собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", Покровский тракт, 10 км с условным номером 2.1:6 для использования под индивидуальное жилищное строительство. К заявлению приложили доверенность на представителя, документы, удостоверяющие личность заявителей, представителя заявителя, распоряжение об утверждении проекта планировки и межевания квартала, снимок с геопортала, согласие на утверждение иного варианта границ и площади испрашиваемого земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент письмом N-ДИ30/23 сообщил об отказе в предварительном согласовании предоставления запрашиваемого земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ. В обоснование принятия оспариваемого решения указано, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах: "Ж-2А" (зона для индивидуального жилищного строительства) и "Б-1" (зона выделена в целях обеспечения правовых условий использования земельных участков, примыкающих к водным объектам способами, необходимыми для осуществления общего водопользования), в которой использование участка под индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено. Также границы земельного участка полностью пересекают границы земельного участка с кадастровым номером N, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Удовлетворяя требования административных истцов, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующее законодательство, исходил из того, что испрашиваемый земельный участок соответствует красным линиям, не зарезервирован, земельный участок практически полностью расположен в зоне индивидуального жилищного строительства, его формирование предусмотрено проектом планировки и межевания, зона "Б-1" соприкасается незначительной частью с границами испрашиваемого земельного участка, указанная зона является земельным участком с кадастровым номером N, а также учитывал, что ответчиком не представлено доказательств невозможности формирования земельного участка в иных границах без наложения на зону "Б-1", при том, что истцом при обращении с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка было представлено согласие на утверждение иного варианта границ и площади земельного участка, что предусмотрено пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Пунктом 2 статьи 9, пунктом 2 статьи 10 и пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Подпунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким законом в Республике Саха (Якутия) является Земельный кодекс Республики Саха (Якутия), принятый постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года N 674-IV.
Согласно пункту 1 части 1 стати 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) земельные участки предоставляются бесплатно гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, в том числе приёмным родителям (за исключением граждан, лишённых родительских прав), или жилищностроительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) в следующих случаях: гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, - в собственность, а в случае, если такие земельные участки зарезервированы для государственных или муниципальных нужд либо ограничены в обороте, то в аренду для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.
В силу статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии со статьёй 39.15 названного Кодекса.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ, к их числу отнесены: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Как установлено судами и следует из материалов дела административный истец и заинтересованное лицо относятся к категории лиц из числа многодетных семей и имеют право на приобретение земельного участка бесплатно без торгов, поставлены на соответствующий учет.
Испрашиваемый административным истцом земельный участок с условным номером 2.1.6 предусмотрен проектом планировки и межевания территории квартала "Покровский тракт 10-16 км", утвержденным распоряжением окружной администрации города Якутска Nр от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости видно, что земельному участку с кадастровым номером N, площадью 113 219+/-104, 78 кв.м. кадастровый номер присвоен ДД.ММ.ГГГГ. Передан в безвозмездное (срочное) пользование Окружной администрации г.Якутска на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка с условным номером, административный истец представил согласие на утверждение иного варианта границ и площади испрашиваемого земельного
участка.
Из карты геопортала г.Якутска, а также публичной кадастровой карты не установлено наложение спорного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером N. Спорный земельный участок проходит вдоль его границ, есть небольшое пересечение границ. Также из сведений информационной системы обеспечения градостроительной к деятельности видно, что незначительная часть испрашиваемого земельного участка пересекает зону "Б-1", отображенную в Правилах землепользования и застройки.
Пунктом 12 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка, что также предусмотрено Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденным постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27 февраля 2015 года N 49П (подпункт 8 пункта 2.8.2, пункт 3.19.1).
Установив, что испрашиваемый земельный участок красным линиям соответствует, в отношении него не принято решение о резервировании либо о развитии застроенных территорий, участок практически полностью расположен в зоне индивидуального жилищного строительства, его формирование предусмотрено проектом планировки и межевания территории квартала "Покровский тракт 10-16 км", утвержденным ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Окружной администрации города Якутска Nр, зона "Б-2", предназначенная для обеспечения правовых условий использований земельных участков, примыкающих к водным объектам, соприкасается совсем незначительной частью с границами земельного участка; указанная зона "Б-1" и является земельным участком с кадастровым номером N, на пересечение с которым указано в оспариваемом отказе; доказательств невозможности формирования земельного участка в иных границах без наложения на зону "Б-1" ответчиками не представлено, суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии требованиям закона оспариваемого отказа в предварительном согласовании предоставления Гамаюнову Э.В. и ФИО5 земельного участка, и в порядке устранения нарушенных прав административных истцов суды правомерно возложили на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Гамаюнова Э.В. и ФИО5.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с указанными выводами нижестоящих судов, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам, и не опровергнуты доводами кассационной жалобы.
Доводы жалобы по своему содержанию сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2023 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.