Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы административного ответчика Потапова ФИО10 и его представителя Пономаревой Е.Е. на решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 12 октября 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Вилючинск, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Вилючинский городской округ ЗАТО г. Вилючинск к главе Вилючинского городского округа Потапову С.И. о досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав административного ответчика Потапова С.И. и его представителя Пономареву Е.Е, поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора ЗАТО г. Вилючинск, действующий в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Вилючинский городской округ ЗАТО г. Вилючинск, обратился в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении полномочий главы Вилючинского городского округа Камчатского края Потапова С.И.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что избранный решением Думы Вилючинского городского округа от 30 декабря 2020 года N 35/6-7 глава городского округа Потапов С.И. в нарушение требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не принял меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в отношении заместителя главы администрации ФИО12. при заключении "данные изъяты" года муниципального контракта по благоустройству с "данные изъяты"", учредителем которого являлся сын ФИО13 - ФИО11, что влечет досрочное прекращение полномочий Потапова С.И, как главы муниципального образования, в связи с утратой доверия.
Определением Вилючинского городского суда Камчатского края от 2 июня 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Дума Вилючинского городского округа Камчатского края.
Решением Вилючинского городского суда Камчатского края от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным Камчатского краевого суда от 12 октября 2023 года, административное исковое заявление прокурора удовлетворено, полномочия главы Вилючинского городского округа Камчатского края Потапова С.И. прекращены досрочно в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
7 ноября 2023 года административным ответчиком Потаповым С.И. и его представителем Пономаревой Е.Е. поданы кассационные жалобы, поступившие в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 15 ноября 2023 года, в которых ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы Потапов С.И. указал на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" для досрочного прекращения его полномочий, как главы Вилючинского городского округа, поскольку глава городского округа не может быть удален в отставку ввиду не соблюдения третьими лицами ограничений и запретов, которые установлены Федеральными законами. Кроме того, судами не учтено, что с заместителем главы администрации ФИО14 трудовой договор расторгнут, соответственно, имевшийся конфликт был исчерпан.
В кассационной жалобе представитель административного истца Пономарева Е.Е. считает, что прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в нарушение установленных процессуальных требований без обжалования каких-либо решений, действий (бездействия), что нарушает конституционный принцип разделения властей, институт удаления главы муниципального образования не может подменять институт обжалования незаконного его бездействия. Полагает, что фактов, свидетельствующих о несоблюдении главой Вилючинского городского округа ограничений, запретов, неисполнении обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", судами не установлено. Законом не предусмотрено удаление главы муниципального образования в отставку за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральными законами, третьими лицами. Правовые основания для досрочного прекращения полномочий главы отсутствуют, поскольку умышленный характер действий Потапова С.И. не установлен, до июля 2022 года ему не было известно о конфликте интересов его заместителя. Судами дана ненадлежащая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для обращения в суд не имелось, так как до этого конфликт был исчерпан в связи с увольнением ФИО15
Заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав административного ответчика, его представителя, прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Разрешая настоящее административное дело, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришли к выводу о том, что главой городского округа ЗАТО г. Вилючинск Потаповым С.И, являющимся высшим должностным лицом муниципального образования, в период исполнения им своих обязанностей не были приняты необходимые меры, указанные в части 4 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникшего со стороны заместителя главы администрации городского округа ФИО16. при проведении конкурсных процедур и заключении "данные изъяты" года муниципального контракта с ООО " "данные изъяты"" на выполнение работ по благоустройству городской территории, дополнительных соглашений к контракту, поскольку одним из учредителей Общества является сын ФИО17 - ФИО18 о чем Потапов С.И. был осведомлен, что законом в силу принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушения предусмотрено в качестве основания для увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия, поэтому удовлетворили заявленные прокурором требования.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильной применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий (статья 72 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Следовательно, прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", если его обращение в орган местного самоуправления с таким требованием оставлено без удовлетворения.
В данном случае, вопреки доводам кассационных жалоб, принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда, несмотря на ранее принятое представительным органом местного самоуправления решения об отказе в прекращении его полномочий и независимо от того, что такое решение не было оспорено в судебном порядке.
Согласно части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В силу части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов установлен статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно части 4 данной статьи предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (часть 4.1).
Глава муниципального образования освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (часть 4.2).
В соответствии с положениями частей 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" такими обстоятельствами признаются находящиеся вне контроля затронутого ими лица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых при данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть, которые исключают возможность соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции. К таким обстоятельствам, в частности, относятся стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами (в том числе государственными органами иностранных государств) и органами местного самоуправления. Не зависящими от физического лица обстоятельствами не могут быть признаны регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий физического лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств.
В ходе рассмотрения настоящего дела таких обстоятельств в отношении Потапова С.И. не установлено, на основании надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств суды пришли к выводу о том, что Потапову С.И, как главе городского округа, было достоверно известно о ситуации с заместителем главы администрации ФИО19 которая привела к возникновению конфликта интересов.
Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, которые могли привести к судебной ошибке, нижестоящими судами не допущено.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку.
Таким образом, суды, установив, что глава городского округа ЗАТО г. Вилючинск Потапов С.И, которому было достоверно известно о возникновении у подчиненного ему лица - заместителя главы администрации ФИО20 при исполнении им служебных обязанностей личной заинтересованности, которая приводит к конфликту интересов, между тем мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо, не принял, пришли к правильному выводу о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий Потапова С.И. в связи с утратой доверия.
Довод заявителей кассационных жалоб о том, что возникший конфликт интересов на момент рассмотрения настоящего дела был разрешен в связи с увольнением ФИО21, судами обоснованно отклонен, поскольку данное обстоятельство не исключает установленную законом ответственность Потапова С.И. за допущенное им при исполнении своих обязанностей коррупционное правонарушение.
Приведенные в кассационных жалобах доводы административного ответчика и его представителя являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
При рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятые по делу решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 12 октября 2023 года следует признать законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам кассационных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 12 октября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Потапова С.И. и его представителя Пономаревой Е.Е. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.