Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевцовой Т.С, судей Александровой М.В. и Ковалёва С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к администрации города Белогорска, ООО "Водоканал города Белогорска", ООО "Маслоэкстракционный завод "Амурский", МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорска", ИП ФИО7 о возложении обязанности
по кассационной жалобе ФИО8 на решение Белогорского городского суда Амурской области от 20 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 4 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Шевцовой Т.С, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лобач С.А. обратилась в суд с названным иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о возложении на администрацию города Белогорска, ООО "Водоканал города Белогорска" обязанности по организации водоотведения на территории муниципального образования г..Белогорска, исключив сброс неочищенных канализационных, коммунально-бытовых стоков, вод на почву в районе расположения дома "адрес" и недалеко от него, вдоль городского коллектора от КНС-1 до КНС МПО-58 (МПС-58, МО-58), расположенного недалеко от указанного дома, включая географические координаты мест отбора проб воды и почв Росприроднадзором, а также территорию искусственных водных объектов (озер), соединенных между собой трубами, уложенными в грунт, путем разработки проектной документации системы водоотведения, в которой учесть: максимальные единовременные объемы коммунально-бытовых стоков от населения; максимальный объем сбросов отходов производства, ливневых стоков, который может единовременно сбросить в городскую систему водоотведения ООО "Маслоэкстракционный завод "Амурский" (при этом учесть объемы емкостей на очистных сооружениях завода, его производственных мощностей, с которых может осуществляться сброс); максимальные единовременные объемы стоков иных предприятий и организаций; максимальные объемы будущей ливневой канализации (строительство которой планируется в 2022 году); осуществления модернизации системы водоотведения города в соответствии с проектной документацией; изменения категории надежности электроснабжения канализационных насосных станций на всем протяжении до очистных сооружений и строительства на них дополнительных источников электрической энергии; выполнения иных действий для прекращения нанесения вреда окружающей среде, в том числе для прекращения затопления территории города, которое происходит в результате разлива неочищенных канализационных вод (стоков) на рельеф в зависимости от реальных причин остановки работы канализационной насосной
станции и/или ее неспособности периодически перекачивать неочищенные канализационные воды (стоки); возмещении вреда путем возложения на администрацию города Белогорска, ООО "Водоканал города Белогорска" обязанности по восстановлению нарушенного состояния почвы как компонента окружающей среды путем устранения последствий разливов неочищенных канализационных вод и проведения рекультивации земель либо иных восстановительных работ на загрязненном участке, установив срок для разработки проекта рекультивации земель либо иных восстановительных работ - 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и об ограничении деятельности ООО "Маслоэкстракционный завод "Амурский" до организации водоотведения, исключающего сброс неочищенных канализационных, коммунально-бытовых стоков, вод на почву на территории города Белогорска.
Требования основаны на положениях Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и мотивированы причинением вреда почвам, как компоненту окружающей среды, по причине разлива канализации на территории муниципального образования города Белогорска.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление Роспотребнадзора по Амурской области, в качестве соответчиков - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Белогорска", ИП Комиссаренко В.Н.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 8 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 18 июля 2022 года, на МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Белогорска" возложена обязанность организовать водоотведение на территории пер. Строительный г. Белогорска Амурской области, исключив сброс неочищенных канализационных, коммунально-бытовых стоков, вод на почву на территории пер. Строительного г. Белогорска Амурской области в течение одного календарного года со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части в иске отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 октября 2022 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 20 января 2023 года иск удовлетворен в части. На администрацию г. Белогорска возложена обязанность разработать проектную документацию системы водоотведения и организовать водоотведение на территории Амурской области, г. Белогорска, пер. Строительного, исключив сброс неочищенных канализационных, коммунально-бытовых стоков, вод на почву на указанной территории, в течение одного календарного года со дня вступления решения суда в законную силу. На администрацию г. Белогорска, ООО "Водоканал г. Белогорска" в солидарном порядке возложена обязанность устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем разработки проекта рекультивации нарушенных земель и осуществить рекультивацию земельного участка, расположенного по адресу: Амурская область, г. Белогорск, пер. Строительный, в течение одного календарного года со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 4 сентября 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований к ООО "Водоканал г. Белогорска" о возложении обязанности по осуществлению мероприятий, исключающих сброс неочищенных канализационных, коммунально-бытовых стоков, а также в части возложения на администрацию г. Белогорска, ООО "Водоканал г. Белогорска" обязанности по разработке проекта рекультивации нарушенных земель и осуществлению рекультивации земельного участка. В данной части принято новое решение. На администрацию г. Белогорска возложена обязанность организовать выполнение работ по разработке проектной документации по проведению капитального ремонта (реконструкции) системы водоотведения (канализационных сетей) по адресу: Амурская область, г. Белогорск, район "База-47" на участке КНС МО-58 до КНС1 по пер. Строительный, исключающих сброс неочищенных канализационных, коммунально-бытовых стоков, вод на почву на указанной территории, в течение одного календарного года со дня вступления решения суда в законную силу. На ООО "Водоканал г. Белогорска" возложена обязанность на основании проектной документации осуществить работы по проведению капитального ремонта (реконструкции) системы водоотведения (канализационных сетей) по адресу: Амурская область, г. Белогорск, район "База-47" на участке КНС МО-58 до КНС1 по пер. Строительный, исключающих сброс неочищенных канализационных, коммунально-бытовых стоков, вод на почву на указанной территории, в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований Лобач С.А. о возложении обязанности на администрацию г. Белогорска, ООО "Водоканал г. Белогорска" обязанности восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем устранения последствий разливов неочищенных канализационных вод и проведения рекультивации земель либо восстановительных работ на загрязненном участке отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Лобач С.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, услуги в сфере водоотведения на территории города Белогорска Амурской области предоставляет ООО "Водоканал города Белогорска".
28 октября 2021 года между муниципальным образованием города Белогорска и ООО "Водоканал города Белогорска" заключено концессионное соглашение N 2 в отношении комплекса технологически и функционально связанных объектов системы коммунального водоотведения муниципального образования города Белогорска, по условиям которого общество приняло на себя обязательство за свой счет реконструировать и (или) модернизировать имущество, состав и описание которого приведены во втором разделе настоящего Соглашения, и осуществить водоотведение, в том числи и очистку сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировку сточных вод в границах муниципального образования.
Согласно перечню объектов коммунальной инфраструктуры, под N 52 значатся канализационные сети по адресу: Амурская область, г. Белогорск, район "База 57". Указанная сеть обозначена на схеме от КНС N 1 до КНС МО N 58 (в том числе участок канализации по пер. Строительному).
Муниципальным образованием города Белогорска создано Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорска", основной целью которого является, в том числе организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.
Приамурским межрегиональным управлением Росприрододнадзора в рамках проведения плановых выездных проверок в 2018-2021 годах по обращению Лобач С.А. осуществлены выезды и проведены обследования участка, расположенного в районе домов "адрес"
На данном участке обнаружено истекание сточных вод из канализационного люка на почву, присутствие характерного запаха.
Согласно результатам испытаний специалистами филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" ЦЛАТИ по Амурской области (протоколы испытаний от 27 июля 2018 года N 142/2 гк, 46/4 гк(1), 46/4 гк (1), от 11 ноября 2019 года N 159/4 гк, от 3 июня 2021 года N 163/гк, от 24 июня 2021 года N 242/4 гк, от 30 сентября 2021 года N 590/1гк) установлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, в том числе нефтепродуктами в 2, 7 раза, фенолами летучими в 25, 8 раза, фольмальдегидами в 2, 14 раза.
По результатам проверки Приамурским межрегиональным управлением Росприрододнадзора ООО "Водоканал города Белогорска" и должностные лица неоднократно привлекались к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП Российской Федерации.
Согласно акта внеплановой выездной проверки от 23 декабря 2021 года осуществлен осмотр территории по месту нахождения канализационных колодцев, находящихся на балансе ООО "Водоканал города Белогорска", на участке КНС "МСП-58" и отбор проб (образцов) почвы.
Согласно экспертному заключению от 29 декабря 2021 года N 198 установлено превышение концентрации загрязняющих веществ, по показателям (по соотношению к фоновой пробе): фенолы летучие в пробе N 1 (канализационный колодец N 1) в 1.38 раза, в пробе N 2 (канализационный колодец N 2) в 1, 58 раза, нефтепродукты в пробе N 2 в 1, 29 раза, в пробе N 3 (канализационный колодец N 1) в 1, 6 раза, формальдегиды в пробе N 1 в 1, 14 раза, в пробе N 2 в 1, 6 раза.
По результатам проверки вынесено предписание N об устранении выявленных нарушений в срок до 5 мая 2022 года.
Согласно сведениям от 10 ноября 2022 года, ООО "Водоканал г. Белогорска" с целью устранения выявленных нарушений предписания от 30 декабря 2021 года N 12-05/2021-181-П-87 произвело очищение территории в районе д. N 4 по пер. Строительному механизированным способом, земляное полотно обработано дезинфицирующим раствором, завезен грунт, выполнены работы по планировке.
31 января 2022 года Приамурским межрегиональным управлением Росприрододнадзора в адрес ООО "Водоканал города Белогорска" направлено претензионное письмо о компенсации вреда окружающей среде в размере 97500 рублей в течение 30 дней со дня получения данного письма в связи с тем, что обществом допущено загрязнение земель вблизи дома "адрес". Ущерб возмещен в полном объеме.
Заключением судебной землеустроительной экспертизы ППК "Рокадастр" от 14 июля 2023 года определены границы и площадь загрязненного земельного участка. Также экспертом отображены места отбора проб в рамках проверок Управления Росприроднадзора в декабре 2021 года и в августе 2022 года.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 42 Конституции Российской Федерации, статей 1065, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 3, 11, 43.1, 77, 78 Федерального закона от 10 января 2022 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 2, 3, 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 "О водоснабжении и водоотведении", статей 16, 17, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 1, 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800, установив факт причинения вреда окружающей среде, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на администрацию г. Белогорска обязанности по организации системы водоотведения на территории пер. Строительного в г. Белогорске, а также возложении обязанности на администрацию г. Белогорска и ООО "Водоканал г. Белогорска" по устранению нарушения законодательства по охране окружающей среды путем разработки проекта рекультивации.
Отменяя решение суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции, исходя из установленных обстоятельств, положений статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на администрацию г. Белогорска Амурской области по организации разработки проектной документации проведения капитального ремонта (реконструкции) системы водоотведения (канализационных сетей) по соответствующему адресу, на ООО "Водоканал г. Белогорска" - по проведению капитального ремонта (реконструкции) системы водоотведения (канализационных сетей).
Сославшись на положения статей 34, 51, 77, 78 Федерального закона от 10 января 2022 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", разъяснения, содержащиеся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", в пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среде, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2022 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности на ответчиков по рекультивации земель.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
Доводы Лобач С.А. о нарушении норм материального и процессуального права, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили соответствующую оценку, о наличии оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют.
Иная оценка заявителем фактических обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства основаниями для отмены законных и обоснованных судебных актов служить не могут.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белогорского городского суда Амурской области от 20 января 2023 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 4 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.