Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Матушкиной Е.Г., действующей на основании доверенности в защиту интересов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 10 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, на вступившие в законную силу постановление судьи суда района имени Лазо Хабаровского края от 3 августа 2023 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 18 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 10 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи суда района имени Лазо Хабаровского края от 3 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 18 августа 2023 года, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 10 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее - МБДОУ детский сад N 10 р.п. Хор, детское учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности на срок 60 суток.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, защитник Матушкина Е.Г. ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, прекращении производства по делу.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания установлена административная ответственность.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, в соответствии с частью 14 статьи 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), в соответствии с которым законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2).
Статьей 20 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Материалами дела установлено, что должностным лицом административного органа по пожарному надзору Гутовым П.А. 16 февраля 2022 года МБДОУ детский сад N 10 р.п. Хор выдано предписание N 8/3 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренных статьями 53, 83, 89 (часть 1) Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пунктами 16 (подпункт "д"), 17, 25, 26, 54, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479; пунктом 4.2.22 Свода правил "СП 1.13130. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194, пунктами 5.14, 6.6.40 Свода Правил СП 484.1311500.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизации систем противопожарной защиты, Нормы и правила проектирования", утвержденные приказом МЧС России от 31 июля 2020 года N 582 (л.д.28-30).
Предписанием установлено в срок до 18 августа 2022 года выполнить ряд мероприятий (по 22 пунктам). По ходатайству детского учреждения срок исполнения предписания был перенесен на 30 июня 2023 года.
В ходе внепланового инспекционного визита МБДОУ детский сад N 10 р.п. Хор, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район имени Лазо, р.п. Переяславка, пер. Коммунальный, 4, проведенного должностным лицом административного органа 5 июля 2023 года, установлено, что выданное предписание не выполнено по всем пунктам, а именно:
- не обеспечено содержание в исправном состоянии наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц N4, N5, предназначенных для эвакуации людей из помещений N17 и N1;
- отсутствует (не представлена) документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных материалов в отделке, декоративно-отделочных материалов для покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений;
- отсутствуют (не представлены) инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты;
- отсутствует (не представлена) техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем;
- отсутствует (не представлена) информация о проведении испытаний средств обеспечения пожарной безопасности, срок эксплуатации которых истек в 2018 году;
- расстояние между приборами управления системы АПС и СОУЭ составляют менее 50 мм;
- отсутствуют предусмотренные двери на путях эвакуации первого этажа из лестничной клетки N 55 в коридор N 75;
- отсутствуют предусмотренные двери на путях эвакуации первого этажа из лестничной клетки N 83 в коридор N 75;
- отсутствуют предусмотренные двери на путях эвакуации в тамбуре N 89;
- отсутствуют предусмотренные двери на путях эвакуации из коридора N 93 в тамбур N 92 и в тамбуре 91;
- отсутствуют предусмотренные двери на путях эвакуации в лестничной клетке второго этажа N 52;
- замки эвакуационных дверей объекта защиты ведущих из помещений первого этажа N 20, а также из помещений второго этажа N 60, N 1 и N 15, ведущих непосредственно наружу, не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- отсутствуют предусмотренные двери на путях эвакуации в лестничной клетке второго этажа N41;
- на объекте защиты отсутствуют тепловые пожарные извещатели в отсеке потолка ограниченном строительными конструкциями, выступающими от потолка на расстояние более 0, 4 м в помещении кухни N 74;
- отсутствуют предусмотренные двери на путях эвакуации первого этажа из помещения раздевалки N 23 в тамбур N 29;
- отсутствуют предусмотренные двери на путях эвакуации в лестничной клетке второго этажа N 22;
- отсутствуют предусмотренные двери на путях эвакуации первого этажа из коридора в лестничную клетку N 27;
- отсутствуют предусмотренные двери на путях эвакуации первого этажа в лестничной клетке N 27;
- отсутствуют предусмотренные двери на путях эвакуации первого этажа в лестничной клетке N 13;
- отсутствуют предусмотренные двери на путях эвакуации первого этажа в тамбуре N 10;
- из помещения раздевалки N 6 дверь эвакуационного выхода на лестничную клетку второго этажа открывается не по направлению выхода;
- отсутствуют предусмотренные двери на лестничной клетке второго этажа N 10.
По результатам контрольного мероприятия 13 июля 2023 года составлен акт внепланового инспекционного визита (л.д.44-48).
Поскольку ранее юридическое лицо на основании постановления мирового судьи судебного участка N 57 судебного района "Район имени Лазо Хабаровского края" от 14 апреля 2022 года, вступившего в законную силу 14 мая 2022 года, было привлечено к административной ответственности по части 13 указанной статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа, который исполнен детским учреждением 10 августа 2022 года (л.д.34), изложенное повлекло обоснованное привлечение МБДОУ детский сад N 10 р.п. Хор по настоящему делу по событию, имевшему место 1 июля 2023 года, к административной ответственности по части 14 статьи 19.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Из буквального толкования диспозиции части 14 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного состава административного правонарушения применительно к обстоятельствам настоящего дела состоит в повторном невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Фактические обстоятельства дела указывают на то, что должностным лицом органа государственного пожарного надзора было повторно выдано законное предписание, однако МБДОУ детский сад N 10 р.п. Хор не приняло всех необходимых мер для его выполнения, на момент совершения правонарушения 1 июля 2023 года требования предписания об устранении нарушений противопожарной безопасности не исполнило.
Законность выданного предписания надлежаще проверена нижестоящими судами, о чем в судебных актах содержатся исчерпывающие выводы, обоснованность которых сомнений не вызывает.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о невозможности в полном объеме исполнить предписание надзорного органа по пожарной безопасности в связи с отсутствием собственных денежных средств, невыделения их в достаточном количестве учредителем - муниципальным районом имени Лазо отмены принятых по делу судебных актов и прекращения производства по настоящему делу не влекут.
Финансовая несостоятельность детского учреждения, непринятие его учредителем всех достаточных мер для приведения пожарной безопасности в надлежащее состояние обоснованно не признана судами основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку соблюдение требований пожарной безопасности должно быть безусловно обеспечено всеми возможными способами и средствами, так как имеет главную цель - защита прав детей на жизнь, здоровье, охрану имущества в случае пожара.
Копия решения суда района имени Лазо Хабаровского края от 26 сентября 2023 года, которым по административному исковому заявлению прокурора признано незаконным бездействие Управления образования администрации муниципального района имени Лазо, выразившееся в непринятии действенных мер к устранению нарушений в сфере пожарной безопасности МБДОУ детский сад N 10 р.п. Хор, также не свидетельствует о том, что детским учреждением до совершения рассматриваемого административного правонарушения, событие которого имело место 1 июля 2023 года, были приняты все зависящие и исчерпывающие меры, направленные на исполнение законного предписания органа государственного надзора (контроля).
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Сроки давности привлечения МБДОУ детский сад N 10 р.п. Хор к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, соблюдены.
Административное наказание МБДОУ детский сад N 10 р.п. Хор назначено в размере, предусмотренном для юридических лиц санкцией части 14 статьи 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление судьи суда района имени Лазо Хабаровского края от 3 августа 2023 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 18 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 10 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, оставить без изменения, жалобу Матушкиной Е.Г. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.