Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре Злобиной К.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-68/2023 по административному исковому заявлению Куксы А.А. об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по Ленскому одномандатному избирательному округу N 24 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва от 11 сентября 2023 года N 10/1-НД о результатах выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва
с апелляционной жалобой представителей административного истца Куксы А.А. - Москалева С.Ю. и Кузнецова М.С. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя административного истца Куксы А.А. - Кузнецова М.С, представителя заинтересованных лиц Сидоркиной Н.К. и Регионального отделения в Республике Саха (Якутия) Политической партии "Новые Люди" Лукина М.М, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2023 года ГС N 1261-VI на 10 сентября 2023 года были назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Решением Окружной избирательной комиссии Ленского одномандатного избирательного округа N 24 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва (далее - Окружная избирательная комиссия N 24) от 11 сентября 2023 года N 10/1-НД на основании протокола окружной комиссии выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва по избирательному округу были признаны состоявшимися, результаты выборов - действительными. Решено считать избранным народным депутатом Республики Саха (Якутия) по Ленскому одномандатному избирательному округу N 24 Сидоркину Н.К.
Кукса А.А, являвшийся зарегистрированным кандидатом в народные депутаты по указанному избирательному округу, обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением об отмене вышеуказанного решения Окружной избирательной комиссии N 24 и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей. В обоснование заявленных требований (с учетом уточнений) указал на допущенные участковыми избирательными комиссиями N N 224, 226, 227, 228 при подсчете голосов избирателей нарушения требований статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)", которые не позволяют с достоверностью определить действительное волеизъявление избирателей. По мнению административного истца, состав участковых избирательных комиссий N N 224, 226, 227, 228 был сформирован с нарушением закона, поскольку их члены, направленные Региональным отделением партии "Новые люди", не давали Окружной избирательной комиссии N 24 письменные согласия на назначение их членами участковых избирательных комиссий; член участковой избирательной комиссии N 226 с правом решающего голоса Ш. находилась и находится в непосредственном подчинении у кандидата Сидоркиной Н.К.
Кроме того, административный истец указал, что в нарушение запрета проводить предвыборную агитацию лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим на протяжении избирательной компании агитацию в пользу кандидата Сидоркиной Н.К. проводил действующий глава Ленского района. С учетом изложенного Кукса А.А. просил отменить решение Окружной избирательной комиссии N 24 от 11 сентября 2023 года N 10/1-НД "О результатах выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва по Ленскому одномандатному избирательному округу N 24" в части подведения итогов голосования участковых избирательных комиссий избирательных участков N N 227, 228, 224, 226; обязать Окружную избирательную комиссию N 24 произвести повторный ручной подсчет голосов избирателей на избирательных участках N N 227, 228, 224, 226 и внести изменения в сводную таблицу об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 24 с отметкой "Повторная" с учетом результатов повторного подсчета голосов по избирательным участкам N N 227, 228, 224, 226.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе с учетом дополнений представители административного истца Куксы А.А. - Москалев С.Ю. и Кузнецов М.С. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, приводя в обоснование жалобы доводы, изложенные в административном иске. Кроме того, указывают, что суд не дал оценки всем доказательствам, представленным в материалы дела, ограничивал административного истца в реализации процессуальных прав, необоснованно отказывал в удовлетворении ходатайств, игнорируя сложность дела, рассмотрел его в одном судебном заседании. Представленные в суд фрагменты видеозаписей, на которых частично зафиксирована процедура сортировки избирательных бюллетеней, их подсчет, порядок признания бюллетеней недействительными, свидетельствуют о допущенных участковыми избирательными комиссиями N N 224, 227, 228 нарушениях, при которых достоверно определить действительное волеизъявление избирателей не представляется возможным, что привело к нарушению конституционного права административного истца быть избранным. Однако суд уклонился от оценки данных обстоятельств. Суд также не отразил в обжалуемом решении результат оценки показаний свидетеля М. и нотариально заверенного заявления данного свидетеля, содержащего сведения о нарушениях, допущенных членами участковой избирательной комиссии N 228; не дал оценки приобщенной к материалам дела жалобе Якутского регионального отделения (регионального исполнительного комитета) Всероссийской Политической Партии "Единая Россия" о нарушениях порядка подведения итогов голосования членами участковой избирательной комиссии N 228, о подчинении члена участковой избирательной комиссии N 226 Ш. кандидату Сидоркиной Н.К, о нарушении порядка признания бюллетеней недействительными.
Таким образом, ни один довод административного истца не нашел правовой оценки и отражения в решении суда, которое мотивировано только констатацией правильности проведенного участковыми избирательными комиссиями подсчета голосов на основании пояснений председателей данных комиссий, а не на основании представленных доказательств. Полагают, что суд первой инстанции был явно заинтересован в исходе дела в пользу административного ответчика. Считают, что с учетом выявленных обстоятельств проверка подсчета голосов избирателей должна быть обязательной.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Куксы А.А. - Кузнецов М.С. доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений поддержал. Представитель заинтересованных лиц Сидоркиной Н.К. и Регионального отделения в Республике Саха (Якутия) Политической партии "Новые Люди" Лукин М.М. возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 3 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
С учетом того, что административным истцом оспаривались результаты выборов, суждение суда о пропуске заявителем срока на подачу административного иска в суд со ссылкой на часть 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит ошибочным. Однако данные выводы суда не повлияли на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Статья 77 Федерального закона N 67-ФЗ устанавливает основания отмены решения об итогах голосования и результатах выборов.
В пункте 1.2 названной статьи определены конкретные нарушения законодательства о выборах, влекущие отмену судом соответствующего уровня решение комиссии об итогах голосования (подпункты "а" - "г"), а также в качестве таковых признаются нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Обстоятельства, при установлении которых суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов, закреплены в пункте 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ (подпункты "а - "д"), в том числе иные нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (подпункт "е").
Порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) установлен Законом Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) о выборах).
В соответствии с пунктом 13 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ решения комиссии о результатах выборов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решение комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания) (пункт 16 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 69 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум (часть 1).
Согласно пункту 2 статьи 69 Федерального закона N 67-ФЗ на основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.
Прием протоколов нижестоящих комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов комиссии по приему протоколов нижестоящих комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена нижестоящей комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола нижестоящей комиссии с приложенными к нему документами члену вышестоящей комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов и выполнение контрольных соотношений.
Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии об итогах голосования составлены в соответствии с требованиями закона, предъявляемыми к составлению протокола и (или) сводной таблицы, член вышестоящей комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу вышестоящей комиссии. Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии с правом решающего голоса, передавший члену вышестоящей комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей комиссии об итогах голосования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Федерального закона N 67-ФЗ по данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 статьи 67 настоящего Федерального закона. Для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.
К протоколам об итогах голосования комиссий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую комиссию протоколов об итогах голосования (пункт 4 статьи 69 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 70 Федерального закона N 67-ФЗ на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии N 24 принято в соответствии с положениями статей 28, 69, 70 Федерального закона N 67-ФЗ, единогласно всеми членами территориальной комиссии с правом решающего голоса, протокол N 1 о результатах выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) по Ленскому одномандатному избирательному округу N 24 подписан всеми присутствующими членами данной комиссии с правом решающего голоса. Сводная таблица подписана председателем и секретарем комиссии.
Обращаясь в суд, административный истец указал на нарушения, допущенные участковыми избирательными комиссиями при подсчете голосов избирателей, а также на незаконный состав указанных комиссий.
Суд первой инстанции, проанализировав законоположении, приведенные в статье 77 Федерального закона N 67-ФЗ, статье 94 Закона Республики Саха (Якутия) о выборах, каких-либо нарушений, которые не позволили выявить действительную волю избирателей на выборах в народные депутаты республики Саха (Якутия) седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24, что является обязательным условием для отмены решения о результатах выборов, не установил.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к таким суждениям, подробно и аргументированно изложены в судебном акте, с приведением конкретных норм права, регулирующих порядок подсчета голосов избирателей.
Суд апелляционной инстанции, проверяя доводы Куксы А.А. о незаконности судебного решения, находит их необоснованными ввиду неправильного толкования административным истцом норм законодательства о выборах, и исходит из того, что ссылки административного истца на нарушения, допущенные, по его мнению, на отдельных избирательных участках при проведении голосования, при подсчете голосов и установлении итогов голосования, не имеют правового значения для разрешения заявленных им требований по настоящему административному делу, поскольку проверка законности решений участковых избирательных комиссий не отнесена к компетенции суда субъекта Российской Федерации, согласно правилам подсудности, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (статьи 19-21), такие решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий могут быть оспорены в соответствующем районном суде.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Судебной коллегией установлено, что решения компетентных судов, которыми были бы отменены решения участковых избирательных комиссий об итогах голосования на соответствующих избирательных участках, не выносились.
В этой связи ссылки Куксы А.А. на допущенные нарушения на участковых избирательных участках N N 227, 228, 224, 226 (нарушения при формировании участковых избирательных комиссий, при сортировке избирательных бюллетеней, при подсчете голосов), на отсутствие в обжалуемом решении оценки пояснений свидетеля М. достоверность оспариваемых результатов выборов по одномандатному избирательному округу N 24 не опровергают.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
Утверждения административного истца о допущенных нарушениях при проведении предвыборной агитации, выразившихся в том, что глава Ленского района, пользуясь своим служебным положением, призывал (агитировал) в публичных местах избирателей голосовать за кандидата Сидоркину Н.К, были предметом проверки судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку не были подтверждены достоверными и объективными доказательствами. Каких-либо нарушений при проведении предвыборной агитации самой Сидоркиной Н.К. также не установлено.
Доводы апеллянтов относительно ограничения процессуальных прав административного истца, отказа судом в удовлетворении ходатайств стороны административного истца нарушениями норм процессуального права по смыслу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются, данные процессуальные действия осуществлены судом с учетом конкретных обстоятельств судебного разбирательства и круга юридически значимых обстоятельств, соответствуют принципам руководящей роли суда, состязательности и равноправия сторон, не повлияли на исход дела и не являются безусловным основанием к отмене судебного акта.
Вопреки доводам апелляционной жалобы стороны не были ограничены в реализации своих процессуальных прав, все ходатайства сторон были рассмотрены судом в установленном законом порядке, решения по ним должным образом мотивированы. Сам по себе отказ суда в удовлетворении ходатайств при соблюдении процедуры их рассмотрения не свидетельствует об ущемлении прав участников судопроизводства, при этом право удовлетворить или отказать в удовлетворении ходатайства с учетом мнения сторон относится исключительно к компетенции суда.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, а также сведений о существенных нарушениях норм материального и процессуального права.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда судебная коллегия не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителей административного истца Куксы А.А. - Москалева С.Ю. и Кузнецова М.С. - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационная жалоба, представление через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение шести месяцев со дня вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.