Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Ульянкина Д.В, Иванова Д.А, с участием прокурора ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Мельникова Александра Николаевича на решение Краснодонского городского суда Луганской Народной Республики от 11 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Луганской Народной Республики от 4 октября 2023 года, вынесенные по административному делу N 3ан/17/24/23 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-4 Управления ФСИН России по Луганской Народной Республике к Мельникову Александру Николаевичу об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приговором Ровеньсковского городского суда ЛНР от 4 мая 2018 года Мельников А.Н. осужден по п. "а" ч.3 ст. 171, ст. 71 Уголовного кодекса ЛНР к 6 годам лишения свободы. Постановлением Краснодонского городского суда ЛНР от 14 февраля 2023 г. постановлено считать Мельникова А.Н. осужденным по ст. 70, п. "а" ч.3 ст. 158 УК РФ к 6 годам лишения свободы. 29 августа 2023 г. Мельников А.Н. подлежит освобождению из мест лишения свободы.
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 4" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Луганской Народной Республике (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЛНР) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Мельникова А.Н. сроком на 1 год, с административными ограничениями в виде:
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 до 04.00 час. за исключением случаев, связанных с работой;
- запрещения выезда за пределы ЛНР без согласования с органами внутренних дел;
- обязательной явки 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование ссылался на то, что Мельников А.Н. подлежит освобождению из мест лишения свободы 29 августа 2023 года в связи с отбытием срока наказания по суда и в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре) в отношении него должен быть установлен административный надзор.
Решением Краснодонского городского суда Луганской Народной Республики от 11 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Луганской Народной Республики от 4 октября 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В отношении Мельникова А.С. установлен административный надзор сроком на 1 год. Срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства.
В отношении Мельникова А.С. установлены следующие административные ограничения:
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 до 04.00 час. за исключением случаев, связанных с выполнением работы в ночное время по трудовому договору;
- запрещения выезда за пределы ЛНР без разрешения органа внутренних дел;
- обязательной явки 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 14 декабря 2023 года, административным истцом ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.
Прокурор ФИО7 в судебном заседании суда кассационной инстанции просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 2 Закона об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частями 1, 3 статьи 3 Закона об административном надзоре определено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.Сроки административного надзора установлены статьей 5 Закона об административном надзоре, согласно которой административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с частью 3 статьи 5 данного закона срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На основании части 1 статьи 4 Закона об административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
- запрещение пребывания в определенных местах;
- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
- запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
- обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (в редакции от 22.12.2022 года), выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов данного дела, что приговором Ровеньсковского городского суда ЛНР от 4 мая 2018 года Мельников А.Н. осужден по п. "а" ч.3 ст. 171, ст. 71 Уголовного кодекса ЛНР к 6 годам лишения свободы. Постановлением Краснодонского городского суда ЛНР от 14 февраля 2023 г. постановлено считать Мельникова А.Н. осужденным по ст. 70, п. "а" ч.3 ст. 158 УК РФ к 6 годам лишения свободы.
Преступление, совершенное административным ответчиком в силу требований ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких.
Назначенное наказание Мельников А.Н. отбывал в ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЛНР, окончание срока отбывания наказания - 29 августа 2023 года.
Мельников А.Н, отбывая наказание, за допущенные нарушения неоднократно подвергался дисциплинарным взысканиям, в том числе водворению в штрафной изолятор, за что постановлением начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЛНР от 7 июня 2023 г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Установив, что Мельников А.Н. осужден по приговору суда за совершение тяжкого преступления, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления административного надзора административному ответчику.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении настоящего спора судами правильно применены нормы материального права, определены юридически значимые обстоятельства по делу и дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам. Установленные судом ограничения предусмотрены законом, необходимость их установления должным образом судом мотивирована, их исполнение не препятствует административному ответчику в реализации своих прав, в том числе права на труд.
Довод жалобы о нарушении права административного ответчика на участие в судебном заседании является несостоятельным, поскольку согласно протоколам судебных заседаний он участвовал в рассмотрении дела, как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции, имели возможность довести до суда свою позицию по делу. Кроме того, в суде первой инстанции в качестве представителя административного ответчика участвовал адвокат Карасева О.С.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в судах первой и второй инстанций или опровергали бы их выводы, и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит судебные постановления законными и обоснованными, поскольку они вынесены в соответствии с правильно примененным судами законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В кассационной жалобе обоснованность выводов судебных инстанций не опровергнута.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами также не допущено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Краснодонского городского суда Луганской Народной Республики от 11 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Луганской Народной Республики от 4 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Мельникова Александра Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.