Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Иванова Д.А, Ульянкина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление и.о. прокурора Тверской области ФИО4 (поступившее в суд первой инстанции 1 декабря 2023 года, в суд кассационной инстанции с делом
- 8 декабря 2023 года) на решение Пролетарского районного суда города Твери от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 7 июня
2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-1025/2022
по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Твери (далее УМВД России по городу Твери) к ФИО6 об установлении административного надзора, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
УМВД России по городу Твери обратилось в суд с вышеназванным административным иском, просило установить в отношении ФИО6 административный надзор на срок погашения судимости до 2 августа 2025 года и административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22:00 до 6:00 часов, за исключением работы в ночное время суток; запрещения выезда за пределы Тверской области без уведомления органа внутренних дел, если это не связано с трудовой деятельностью.
Требования мотивированы тем, что приговором Пролетарского районного суда города Твери от 9 сентября 2021 года ФИО6 осужден по статье 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к 10 месяцам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года 6 месяцев.
На основании статьи 70, части 4 статьи 64 Уголовного кодекса Российской Федерации к вновь назначенному наказанию частично присоединено основное и дополнительное наказание, не отбытые по приговору Пролетарского районного суда города Твери от 28 января 2020 года, окончательно назначено наказание в виде 1 года лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
ФИО6 отбывал наказание за совершение преступления небольшой тяжести в период нахождения под административным надзором, установленным решением Кольского районного суда Мурманской области от 14 апреля 2017 года (с учетом дополнений по решению Пролетарского районного суда города Твери от 29 января 2020 года).
Решением Пролетарского районного суда города Твери от 20 апреля 2023 года административное исковое заявление УМВД России по городу Твери удовлетворено, в отношении ФИО6 установлен административный надзор на срок со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения до погашения судимости по приговору Пролетарского районного суда города Твери от 9 сентября 2021 года (за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания в виде ограничения свободы) и административные ограничения в виде запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции; запрете пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 до 6 часов по местному времени (кроме случаев, связанных с трудовой деятельностью, медицинским обследованием или лечением); запрета выезда за пределы территории Тверской области (кроме случаев, связанных с трудовой деятельностью, медицинским обследованием или лечением; установлена обязательная явка 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные указанным органом.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 7 июня 2023 года вышеуказанное решение изменено, из второго абзаца его резолютивной части исключена фраза "за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания в виде ограничения свободы".
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданном во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационном представлении и.о. прокурора Тверской области ФИО4 ставится вопрос об изменении состоявшихся по делу судебных актов в части определения срока исчисления административного надзора, подлежащего в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, осужденными из мест лишения свободы" исчислению со дня отбытия административным ответчиком дополнительного наказания в виде ограничения свободы, а не со дня постановки ФИО6 на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2023 года кассационное представление передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В судебном заседании прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Блошенкова А.А. доводы кассационного представления поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении данного дела.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 4 части 2 указанной статьи Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Подпунктом 2 части 1 статьи 5 вышеназванного закона установлено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Вместе с тем, частью 4 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ предусмотрено, что в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
Аналогичные разъяснения даны в абзаце 3 пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года (в ред. от 22 декабря 2022 года) N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы (пункт 1 части 3 статьи 273 КАС РФ, часть 4 статьи 5 Закона об административном надзоре).
Из материалов дела следует и судами установлено, что приговором Калининского районного суда Тверской области от 8 декабря 2010 года (в редакции постановления Кольского районного суда Мурманской области от 24 ноября 2011 года) ФИО6 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации (в ред. ФЗ N 26-ФЗ от 7 марта 2011 года) с назначением наказания в виде 7 лет 11 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Названным приговором суда в действиях ФИО6 установлен особо опасный рецидив преступлений.
13 сентября 2017 года ФИО6 освободился из мест лишения свободы по отбытии наказания.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 14 апреля 2017 года в отношении ФИО6 установлен административный надзор на срок погашения судимости на 8 лет за вычетом срока истекшего после отбытия наказания до момента постановки на учет в органах внутренних дел по месту жительства или пребывания с соответствующими административными ограничениями.
Решением Пролетарского районного суда города Твери от 29 января 2020 года были дополнены установленные решением Кольского районного суда Мурманской области от 14 апреля 2017 года административные ограничения.
Приговором Пролетарского районного суда города Твери от 9 сентября 2021 года ФИО6 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему отменено условное осуждение по приговору Пролетарского районного суда города Твери от 28 января 2020 года и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 3 года, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Калининского районного суда Тверской области от 22 июля 2022 года неотбытая часть наказания в виде лишения свободы по приговору Пролетарского районного суда города Твери от 9 сентября 2021 года по статье 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, ФИО6 была заменена на наказание в виде ограничения свободы сроком на 3 месяца 6 дней, сохранено наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года. ФИО6 установлены ограничения: не изменять постоянного места жительства и не выезжать за пределы территории муниципального образования по месту жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. На ФИО6 возложена обязанность являться 1 раз в месяц в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в дни, установленные эти органом для регистрации.
2 августа 2022 года ФИО6 освобожден из ФКУ ИК-10 УФСИН России по Тверской области; 30 августа 2022 года поставлен на профилактический учет в филиале по Пролетарскому району города Твери ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области. 8 ноября 2022 года снят с учета уголовно-исполнительной инспекции в связи с отбытием срока наказания.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 (в ред. От 22 декабря 2022 года) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Исходя из того, что ФИО6 имеет непогашенную судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, за которое он осужден к лишению свободы, суды пришли к выводам о наличии предусмотренных законом оснований для установления для ФИО6 административного надзора на срок погашения судимости по приговору Пролетарского районного суда города Твери от 9 сентября 2021 года, поскольку он предполагает более длительный срок ее погашения.
При установленных по делу обстоятельствах, не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций, у судебной коллегии оснований не имеется.
Вместе с тем, при разрешении вопроса об исчислении срока административного надзора, суды ошибочно пришли к выводу, что он подлежит исчислению в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ со дня постановки ФИО6 на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, тогда как в силу части 4 статьи 5 указанного закона при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
При этом нарушение органом внутренних дел срока обращения в суд с заявлением об установлении административного надзора, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ не может являться основанием для неприменения вышеназванной правовой нормы.
В связи с изложенным, судебные акты в части установления срока административного надзора подлежат изменению, с определением срока исчисления административного надзора со дня отбытия ФИО6 дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
При таких обстоятельствах, указание в резолютивной части решении суда первой инстанции на то, что срок административного надзора подлежит исчислению за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания в виде ограничения свободы является правильным и не подлежало исключению судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационное представление И.о. прокурора Тверской области ФИО4 удовлетворить.
решение Пролетарского районного суда города Твери от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 7 июня
2023 года изменить в части определения срока исчисления административного надзора в отношении ФИО6
Срок административного надзора исчислять со дня отбытия ФИО6 дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.