Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Бибеевой С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чугунова Владимира Владимировича к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения о постановке на учет в части даты постановки на учет и возложении обязанности изменить дату поставки на учет для получения единовременной соц. выплаты для строительства или приобретения жилого помещения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 02-4445/2022)
по кассационной жалобе Чугунова Владимира Владимировича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 марта 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения представителя Чугунова Владимира Владимировича Карлова В.Ю, поддержавшего доводы жалобы, представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации Никитенко Д.А, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чугунов В.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) о признании незаконным решения МВД России о постановки на учет с 04.06.2014 и обязании изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения с 23.12.2013.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с 13.04.1998 по 15.08.2016 Чугунов В.В. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Стаж работы истца составляет 23 года 6 месяцев 3 дня. С заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец обратился 25.12.2013. Приказом N 122 от 04.06.2014 Управления федеральной миграционной службы по г. Москве истец поставлен на учет на получение ЕСВ в составе семьи 3 человека. Приказом N 319 от 23.09.2014 в учетное дело были внесены изменения в связи с изменением численного состава семьи. О том, что на учет истец был поставлен не с даты написания заявления (25.12.2013), а с 04.06.2014, Чугунов В.В. узнал только 05.04.2021, когда обратился с запросом в МДВ России. Истец полагает, что решение о дате постановки на учет для получения ЕСВ принято с нарушением срока, установленного Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ", что привело к нарушения его прав в части постановки на учет для получения ЕСВ с 25.12.2013.
Решением Замоскворецкого районного суда от 10 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 марта 2023 года, в удовлетворении исковых требований Чугунова Владимира Владимировича к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения МВД России о постановки на учет с 04.06.2014 и обязании изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения с 23.12.2013 отказано.
В кассационной жалобе Чугунов В.В. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что не дано оценки доводу жалобы о том, что в редакции Правил, действующих до 19.12.2018 сроки утверждения протоколов правовыми актами не были установлены. В настоящее время в действующей редакции Правил срок утверждения протокола правовыми актами установлен в 14 рабочих дней, т.е. разумный срок. Таким образом, если сроки утверждения не были установлены, значит правовой акт должен был быть издан либо незамедлительно, либо в разумный срок. Срок с 25.12.2013 по 04.06.2014 (более пяти месяцев) не может быть признан разумным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 13.04.1998 по 15.08.2016 Чугунов В.В. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации (в том числе в Федеральной миграционной службе РВ). Общий стаж работы истца в ОВД составляет 23 года 6 месяцев 3 дня.
25.12.2013 истец Чугунов В.В. обратился к начальнику УФМС России по г. Москве с заявлением о принятии его на учет для получения ЕСВ на него и членов его семьи: супругу - Чугунову С.Н, детей Чугунова Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ, Чугуновой Екатерины Владимировны, 05.03.2026 года рождения.
Протоколом N 10 от 16.01.2014 заседания Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ОВД РФ, прикомандированным к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства помещения, Чугунов А.В. признан нуждающимся в получении ЕСВ.
Протоколом N 29 от 14.05.2014г. заседания вышеуказанной комиссии, Чугунов В.В. с семьей в количестве из 3-х человек поставлен на учет на получение ЕСВ.
На основании выписки из приказа УФМС по г. Москве N 319 от 23.09.2014 истец поставлен на учет для получения ЕСВ, внесены изменения в учетное дело о включении сына ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи истца, для учета при расчете размера социальной выплаты.
Истец указывает, что только 05.04.2021 ему стало о постановки на учет на получение ЕСВ с 04.06.2014, а не с 25.12.2013, с чем он не согласен и оспаривает дату постановки не учет, исходят из того, что датой постановки на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является дата подачи первоначального заявления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия по принятию истца Чугунова В.В. на учет и определению очередности для получения единовременной социальной выплаты с 04.06.2014 в полной мере соответствуют порядку, установленному Правилами утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223, до внесения в них изменений об установлении срока рассмотрения обращения, и принятия решения комиссией о постановке или отказе сотрудника на учет для получения единовременной выплаты.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Дополнительно суд апелляционной инстанции указал следующее.
Дата подачи сотрудником заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и дата его принятия на учет (дата правового акта, утвердившего решение о принятии на учет) являются различными. Чугунов В.В. с заявлением о постановке на учет обратился 25.12.2013, Приказом УФМС России 04.06.2014 N 122 Чугунов В.В. поставлен на учет для получения единовременной выплаты. Основания для определения даты постановки истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты - датой его обращения с соответствующим заявлением отсутствуют.
Поскольку очередность предоставления единовременной социальной выплаты зависит от стажа службы сотрудника и даты подачи заявления, а не от даты принятия решения о постановке на учет, доводы истца о нарушении его прав на получение ЕСВ в связи с несвоевременным утверждением протоколов Комиссии не могут быть признаны обоснованными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, с приложением документов, указанных в данном пункте.
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (пункт 10 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В пункте 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (в редакции постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 от 25.03.2013, действующей на дату подачи истцом заявления - 25.12.2013) было указано, что решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Согласно пункту 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (в действующей редакции) решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа, с указанием фамилий, имен и отчеств (при наличии) сотрудников, их дат рождения, состава семьи и дат принятия заявления.
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
На основании пункта 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, при определении порядка очередности получения выплаты учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
В приложении к Правилам предоставления единовременной социальной выплаты приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Из изложенного следует, что законодательство, регулирующее порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет, которой является дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, утверждающего решение комиссии по предоставлению единовременной выплаты о принятии сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно пункту 25 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД России от 30 марта 2012 г. N 207 (далее - Порядок), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в органах внутренних дел, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что из системного толкования вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения, следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, утверждающего решение комиссии по предоставлению единовременной выплаты о принятии сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, и является датой постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты.
При постановке на учет ответчиком в соответствии с приведенными выше правовыми нормами, должна быть учтена дата подачи истцом заявления о постановке на учет, в связи с чем права истца не нарушены.
Доводы истца о том, что имеются правовые основания для изменения даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения на дату подачи заявления о постановке на учет - 23 декабря 2013 года, основаны на неверном толковании норм материального права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 10 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чугунова В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.