Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В, судей Ивановой Т.С. и Курлаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курмаз Ольги Леонидовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права
по кассационной жалобе Курмаз Ольги Леонидовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 25 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Курмаз О.Л. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (далее - ОСФР по Ивановской области), в котором просила: признать незаконным решение от 28.10.2021 N187249/21 об отказе в перерасчете пенсии; обязать ответчика включить ей период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 30.10.1985 по 03.03.1987 в стаж работы в районах Крайнего Севера, учитываемый для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты с 16.02.2014.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 11 мая 2023 года исковые требования Курмаз О.Л. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 25 октября 2023 года решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 11 мая 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Курмаз О.Л. отказано.
В кассационной жалобе Курмаз О.Л. просит отменить апелляционное определение, оставить решение суда первой инстанции без изменения. В обоснование указывает на ошибочность правовой позиции суда апелляционной инстанции о том, что определение стажа работы в районах Крайнего Севера, учитываемого для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", производится без учета ранее действовавшего законодательства.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, организованном посредством использования систем видеоконференц-связи, представитель Курмаз О.Л. по доверенности Баранов М.Е. доводы кассационной жалобы поддержал, представитель ОСФР по Ивановской области по доверенности Комиссарова С.В. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Курмаз О.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, направила для участия в деле своего представителя. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность апелляционного определения, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Курмаз О.Л. с 16.02.2014 назначена пенсия за работу в районах Крайнего Севера на основании п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Общий страховой стаж составляет 28 лет 06 месяцев 05 дней. Стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет 06 месяцев 08 дней, в том числе, период ухода за детьми с 30.10.1985 по 03.03.1987 (1 год 04 месяца 04 дня).
22.10.2021 Курмаз О.Л. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, а именно перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 28.10.2021 N187249/21 в перерасчете пенсии Курмаз О.Л. отказано, поскольку отсутствует требуемый стаж работы в районах Крайнего Севера, который при расчете для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составил 14 лет 02 месяца 04 дня; в расчет не включен отпуск по уходу за ребенком с 30.10.1985 по 03.03.1987 (1 год 04 месяца 04 дня).
Полагая решение ответчика незаконным, Курмаз О.Л. обратилась в суд.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, применив ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 400-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. 167 КЗоТ РСФСР, разъяснения, содержащиеся в п.п. 14, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд первой инстанции, установив, что начало периода, о включении которого просит истец, имело место до 06.10.1992, принимая во внимание, что ранее действующее пенсионное законодательство предусматривало зачет периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, начавшегося до 06.10.1992, во все виды стажа, исходил из единообразного порядка исчисления стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости за работу на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, и пришел к выводу, что в стаж работы Курмаз О.Л. в районах Крайнего Севера для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии подлежит включению период ухода за ребенком до достижения возраста полутора лет с 30.10.1985 по 03.03.1987, при включении которого указанный стаж истца составит более 15 лет, что является достаточным основанием для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии и перерасчета истцу пенсии с даты её назначения в соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом суда первой инстанции не согласился, указав, что он основан на ошибочном толковании норм материального права.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое судебное постановление об отказе в удовлетворении заявленных Курмаз О.Л. исковых требований, судебная коллегия руководствовалась положениями ч. 8 ст. 13, ч. 4 ст. 17, ч. 1 ст. 18, ч. 6 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 4.2 ст. 14, подп. 6 п. 1 ст. 28Федерального закона от 17.12.2001 N 400-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и исходила из того, что порядок подсчета страхового стажа для определения права на досрочное назначение страховой пенсии предусматривает возможность применения ранее действовавшего законодательства, тогда как величина страхового стажа для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ определяется в соответствии с законодательством, действующим на день принятия пенсионным органом решения о назначении страховой пенсии (размера фиксированной выплаты к страховой пенсии), без применения ранее действовавших норм, в связи с чем пришла к выводу об отсутствии оснований для зачета в страховой стаж Курмаз О.Л. для определения её права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 30.10.1985 по 03.03.1987.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, исходя из следующего.
С 01.01.2002 пенсии гражданам назначались на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривавшего, в частности, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имевшим страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Трудовая пенсия по старости состояла из базовой части трудовой пенсии по старости, страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости. Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" был предусмотрен единый размер базовой части трудовой пенсии по старости, однако для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер базовой части трудовой пенсии по старости увеличивался на соответствующий районный коэффициент на весь период их проживания в указанных районах (местностях). При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства повышенный с учётом районного коэффициента размер базовой части трудовой пенсии за ними не сохранялся.
С 01.01.2008 Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" был дополнен, в том числе нормой, предусматривавшей повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.
Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в законную силу с 01.01.2015, введено понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, аналогичное существовавшему до 01.01.2015 понятию базового размера страховой части трудовой пенсии.
Право граждан на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости выделено законодателем в отдельную правовую норму - статью 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно части 4 которой лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ является элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Такое повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица. Установленное правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренной вышеназванной нормой, является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
При этом порядок подсчета страхового стажа по части 6 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ для определения права на досрочное назначение пенсии, с возможностью применения ранее действовавшего законодательства, отличается от порядка подсчета страхового стажа по части 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, которой закреплено исчисление страхового стажа только в календарном порядке.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Устанавливая такое правовое регулирование, федеральный законодатель предусмотрел возможность засчитывать в трудовой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), только в целях определения права на страховую пенсию.
Вместе с тем частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Таким образом, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определение количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера производится в соответствии с действующим законодательством, без применения ранее действовавших норм.
Ранее действовавшее законодательство предусматривало включение периодов отпуска по уходу за детьми во все виды стажа с целью реализации прав граждан на трудовые пенсии, при этом размер пенсии, исчисленной в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", повышался только определенным в статье 110 категориям граждан (Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, участникам Великой Отечественной войны, чемпионам Олимпийских игр и др.), то есть вне зависимости от наличия стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При этом норма о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 20 лет для женщин впервые была законодательно установлена лишь 01.01.2008 со вступлением в силу Федерального закона от 01.12.2007 N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" на основании статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР подлежал включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившего в законную силу 06.10.1992, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, на момент введения в действие льготы для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, предоставляющей право на сохранение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии независимо от места жительства пенсионера, уже был отменен порядок, при котором периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком включались в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Ввиду изложенного, и учитывая, что Курмаз О.Л. является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 16.02.2014, спорный период зачтен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права истца на досрочное назначение пенсии по старости, суд апелляционной инстанции правомерно не усмотрел оснований для включения Курмаз О.Л. периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет в стаж работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в рамках нового правового регулирования.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в определении судьи Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2022 N 18-КГ22-111-К4.
Таким образом, вопреки доводам кассатора, при разрешении спора судом апелляционной инстанции дано верное толкование норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства дела, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемом судебном постановлении содержатся исчерпывающие выводы судебной коллегии, вытекающие из установленных фактов.
Изложенные заявителем кассационной жалобы доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы судебной коллегии.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Курмаз Ольги Леонидовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.