Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., и судей Жолудовой Т.В., Дегтеревой О.В., при помощнике Орловой А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГКУ ЦЗН г. Москвы по доверенности Амбурцевой А.А. на решение Перовского районного суда города Москвы от 19 декабря 2022 года, которым постановлено:
Взыскать с Хоменко... в пользу ГКУ Центр занятости населения г. Москвы сумму в размере 19980 рублей,
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение г. Москвы "Центр занятости населения города Москвы" (далее - ГКУ ЦЗН г. Москвы) 13.05.2022 обратилось в суд с иском Хоменко С.А. о взыскании денежных средств выплаченных в качестве социальных выплат за период с 14.06.2016 по 28.01.2020 в виде пособия по безработице и дополнительных выплат материальной поддержки безработного гражданина на общую сумму 352121, 25 руб, мотивируя обращение тем, что 14.01.2016 Хоменко С.А. обратилась к истцу и была признана безработным гражданином, в связи с чем ей назначалось пособие по безработице и иные доплаты к нему, ответчик была предупреждена о том, что работы и заработка не имеет, а в случае обнаружения факта получения пособия обманным путем выплаты прекращаются, сумма незаконного полученного пособия подлежит возврату. Впоследствии при проверке достоверности данных сведений из выписки из ЕГРЮЛ от 21.10.2021 истец узнал, что ответчик с 01.12.2008 является учредителем и генеральным директором ООО "Коллаж", о чем при обращении к истцу не сообщила; являясь учредителем коммерческой организации Хоменко С.А. не могла быть признана безработным гражданином и не имела права на получение пособия, которое является неосновательным обогащением.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, ответчик иск не признала, просила применить срок по ст.196 ГК РФ.
19.12.2022 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель истца Амбурцева А.А. по доводам апелляционной жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы представителя истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Хоменко С.А,... года рождения, обратилась в отдел трудоустройства "Новогиреевский", являющийся структурным подразделением ГКУ ЦЗН города Москвы, где приказом от 18 января 2016 г. N018/Д491/164 была признана безработным гражданином с 14 января 2016. Хоменко C.A. была предупреждена под подпись о том, что работы и заработка не имеет, а в случае обнаружения факта (либо попытки) получения пособия обманным путем (сокрытия факта трудоустройства, получения трудового дохода и др.) выплата пособия по безработице прекращается, сумма незаконно полученного пособия подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 19.04.1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в период с 14.01.2016 по 13.07.2016, Хоменко С.А. было назначено пособие по безработице 850 рублей, а также по ст.13 Закона города Москвы "О занятости населения в городе Москве" и Постановления Правительства Москвы от 27.01.2009 г. N 47-ПП была назначена материальная поддержка в виде доплаты к пособию по безработице 850 рублей.
Приказом от 13.09.2016 г. N 077Д202/164 Хоменко С.А. была снята с учета в качестве безработного гражданина с прекращением всех ей назначенных выплат, в связи с трудоустройством ч. 2 ст. 35 Закона о занятости.
Хоменко С.А. по направлению службы занятости была направлена на временные работы по городской целевой программе содействия занятости населения - испытывающие трудности в поиске работы в ООО "Мастерская г-жи Лопатиной", где работала вязальщицей с 14.03.2016 г. по 30.04.2016 г. с окладом 8500 рублей, на основании ст. 24 Закона о занятости и ст. 9, 13 Закона г. Москвы от 01.10.2008 N 46 "О занятости населения в городе Москве" и Положения о порядке оказания дополнительной материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах либо временного трудоустройства, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27 января 2009 г. N 47-ПП, Хоменко С.А. была назначена материальная поддержка на период временного трудоустройства с 14.03.2016 г. по 30.04.2016 г. в размере 9900 рублей за счет средств регионального бюджета (Приказ от 17.03.2016 г. N 077А201/164), а также материальная поддержка на иждивенцев за счет средств бюджета города Москвы в размере 5100 рублей (Приказ от 17.03.2016 г. N 077А198/164).
Приказом ГКУ ЦЗН от 10.05.2016 г. N 131Д172/164 Хоменко С.А. была признана безработным гражданином, на период с 06.05.2016 г. по 05.11.2016 г. ответчику было назначено пособие по безработице в размере 850 рублей, доплата к пособию в размере минимальной величины пособия по безработице 850 рублей, приказом от 23.05.2016 г. N 144Д525/164 Хоменко С.А. была снята с учета в качестве безработного гражданина.
10.11.2016 г. Хоменко С.А. по направлению службы занятости была повторно направлена на временные работы по городской целевой программе содействия занятости населения испытывающие трудности в поиске работы в ООО "Мастерская г-жи Лопатиной" (Приказ о приеме на работу от 11.05.2016 г. N 53-2016 и срочный трудовой договор N 53). Хоменко С.А. была принята на должность вязальщика с 11.05.2016 г. по 30.06.2016 г, ей был установлен должностной оклад в размере 8500 рублей, а также была назначена материальная поддержка на период временного трудоустройства с 11.05.2016 г. по 30.06.2016 г. в размере 9900 рублей за счет средств регионального бюджета приказом от 18.11.2016г. N323A3878/164, а также материальная поддержка на иждивенцев за счет средств бюджета города Москвы в размере 5100 рублей.
01.07.2016 Хоменко С.А. обратилась в отдел трудоустройства "Новогиреевский", являющийся структурным подразделением ГКУ ЦЗН города Москвы, приказом от 04 июля 2016 г. N186/П330/164 была признана безработным гражданином с 01 июля 2016 г, с назначением пособия по безработице 850 рублей, материальной поддержки в виде доплаты к пособию по безработице 850 рублей. Приказом от 17.08.2016 г. N 230Д322/164, Хоменко С.А. была снята с учета в качестве безработного гражданина с прекращением всех ей назначенных выплат, в связи с признанием гражданина занятым.
Приказом от 18 августа 2016 г. N231/П214/164 ответчик была признана безработным гражданином с 17 августа 2016, с выплатой с 17.08.2016 г. по 16.02.2016 г. пособия по безработице в размере 850 рублей, и материальной поддержки в виде доплаты к пособию в размере 850 рублей, снята была 14.09.2016.
Также 01.09.2016 г. Хоменко С.А. по направлению службы занятости была направлена на временные работы по городской целевой программе содействия занятости населения - испытывающие трудности в поиске работы в РОО "Семейный клуб "Перово", приказом от 01.09.2016 г. N38/ИТ Хоменко С.А. была принята на должность администратора на период с 01.09.2016 г. по 30.10.2016 г, с окладом в размере 7500 рублей, и на период временного трудоустройства с 01.09.2016 г. по 31.10.2016 г. ответчику назначены выплаты в размере 9900 рублей за счет средств регионального бюджета, а также материальная поддержка на иждивенцев за счет средств бюджета города Москвы в размере 5100 рублей.
Приказом от 02 ноября 2016 г. N307/П3475/164 ответчик была признана безработным гражданином с 01 ноября 2016 г, ей было назначено с 01.11.2016 г. по 30.04.2016 г. пособие по безработице в размере 850 рублей, доплаты к пособию в размере минимальной величины пособия по безработице 850 рублей и компенсация расходов за пользование услугами городского общественного транспорта - 1275 рублей, приказом от 15.11.2016 г. N 320Д2713/164 Хоменко С.А. была снята с учета.
03.11.2016 г. Хоменко С.А. по направлению службы занятости была направлена на временные работы по городской целевой программе содействия занятости населения - испытывающие трудности в поиске работы в РОО "Семейный клуб "Перово" на должность администратора с 03.11.2016 г. по 30.11.2016 г, ей был установлен должностной оклад в размере 7700 рублей и назначена материальная поддержка на период временного трудоустройства с 03.11.2016 г. по 30.11.2016 г. в размере 9900 рублей за счет средств регионального бюджета, а также материальная поддержка на иждивенцев за счет средств бюджета города Москвы в размере 5100 рублей.
Приказом от 02 декабря 2016 г. N337/П2371/164 Хоменко С.А. была признана безработным гражданином с 01 декабря 2016 г, ей было назначено пособие по безработице в размере 850 рублей, и материальная поддержка в виде доплаты к пособию в размере минимальной величины пособия по безработице 850 рублей.
05.12.2016 по 06.12.2016 Хоменко С.А. по направлению службы занятости была направлена по программе общественные работы в РОО "Семейный клуб "Перово" на должность педагога дополнительного образования с должностным окладом в размере 7700 рублей, с 05.12.2016 по 16.12.2016 Хоменко С.А. была назначена материальная поддержка в период общественных работ в размере 9900 рублей.
Приказом от 17.03.2017 г. N 076Д2824/174 Хоменко С.А. была снята с учета в качестве безработного гражданина с прекращением всех ей назначенных выплат.
16.03.2017 г. Хоменко С.А. по направлению службы занятости была направлена на временные работы по городской целевой программе содействия занятости населения - испытывающие трудности в поиске работы в РОО "Семейный клуб "Перово", где работала специалистом по связям с общественностью с 16.03.2017 г. по 30.04.2017 г. с окладом в размере 7800, 00 рублей, на период временного трудоустройства с 16.03.2017 г. по 30.04.2016 г. ответчику выплачивалось по 9900 рублей за счет средств регионального бюджета, а также материальная поддержка на иждивенцев за счет средств бюджета города Москвы в размере 5100 рублей.
Приказом от 03 мая 2017 г. N123/Д500/174 ответчик была признана безработным гражданином с 02 мая 2017 г, с 02.05.2017 г. по 11.11.2017 г. Хоменко С.А. выплачивалось пособие по безработице в размере 850, 00 рублей, доплата к пособию в размере минимальной величины пособия по безработице 850 рублей, снята ответчик с учета приказом от 04.05.2017 г. N 124Д2692/174.
04.05.2017 г. Хоменко С.А. по направлению службы занятости была направлена на временные работы по городской целевой программе содействия занятости населения - испытывающие трудности в поиске работы в РОО "Семейный клуб "Перово", где работала специалистом по связям с общественностью с 04.05.2017 г. по 30.06.2017 г. с окладом 7800 рублей, на период временного трудоустройства с 04.05.2017 г. по 31.05.2017 г. ответчику выплачивалось по 9900 рублей за счет средств регионального бюджета, а также материальная поддержка на иждивенцев за счет средств бюджета города Москвы в размере 5100 рублей.
Приказом от 14 июня 2017 г. N165/Д1437/174 ответчик была признана безработным гражданином с 13 июня 2017 г, с 13.06.2017 г. по 12.12.2017 г. Хоменко С.А. было назначено пособие по безработице в размере 850 рублей, доплаты к пособию в размере минимальной величины пособия по безработице 850 рублей, снята с учета приказом от 19.06.2017 г. N 170Д1380/174.
Также 15.06.2017 г. Хоменко С.А. по направлению службы занятости была направлена на временные работы по городской целевой программе содействия занятости населения - испытывающие трудности в поиске работы в ООО "РОНАС", куда была принята на должность менеджера по рекламе с 15.06.2017 г. по 31.08.2017 г. с окладом 7800 рублей, а также истцом Хоменко С.А. была назначена материальная поддержка на период временного трудоустройства с 15.06.2017 г. по 31.08.2017 г. в размере 9900 рублей за счет средств регионального бюджета, а также материальная поддержка на иждивенцев за счет средств бюджета города Москвы в размере 5100 рублей.
Приказом от 05 сентября 2017 г. N248/Д2104/174 была признана безработным гражданином с 04 сентября 2017 г, назначено пособие по безработице в размере 850, 00 руб. и доплата к пособию в размере минимальной величины пособия по безработице - 850 рублей.
05.09.2017 г. Хоменко С.А. по направлению службы занятости была направлена на временные работы в ООО "РОНАС", где работала менеджером по рекламе с 06.09.2017 г. по 31.10.2017 г. с окладом 7800 рублей, материальная поддержка на период временного трудоустройства с 06.09.2017 г. по 31.10.2076 г. выплачена в размере 9900 рублей за счет средств регионального бюджета, а также материальная поддержка на иждивенцев за счет средств бюджета города Москвы в размере 5100 рублей.
Приказом от 02 ноября 2017 г. N306/Д528/174 ответчик была признана безработным гражданином с 01 ноября 2017 г, с 01.11.2017 г. по 30.04.2018 г. было назначено пособие по безработице в размере 850 рублей, а также Хоменко С.А. была назначена материальная поддержка в виде доплаты к пособию в размере минимальной величины пособия по безработице - 850 рублей, приказом от 13.11.2017 г. N 317Д1749/174 Хоменко С.А. была снята с учета с прекращением всех ей назначенных выплат, в связи с трудоустройством.
Так, 05.09.2017 г. Хоменко С.А. по направлению службы занятости была направлена на временные работы по городской целевой программе в ООО "РОНАС" на должность менеджера по рекламе с 03.11.2017 г. по 31.10.2017 г, ей был установлен должностной оклад в размере 8900 рублей, и была назначена материальная поддержка на период временного трудоустройства с 03.11.2017 г. по 15.12.2017 г. в размере 9900 рублей, а также материальная поддержка на иждивенцев за счет средств
Приказом от 26 декабря 2017 г. N306/П1833/174 Хоменко С.А. была признана безработным гражданином с 22 декабря 2017 г, с выплатой пособия по безработице в размере 850, 00 рублей, доплаты к пособию в размере минимальной величины пособия по безработице - 850 рублей, приказом от 10.12.2018 г. N 344Д1005/174 Хоменко С.А. была снята с учета в качестве безработного гражданина с прекращением всех выплат.
Приказом от 20 декабря 2018 г. N354/Д1750/184 ответчик признана безработным гражданином с 12 декабря 2018, а также истцом Хоменко С.А. с 12.12.2018 г. по 31.12.2018 г. было назначено пособие по безработице в размере 850, 00 рублей, с 01.01.2019 по 11.06.2019 - 1500 рублей, назначена материальная поддержка в виде доплаты к пособию в размере минимальной величины пособия по безработице - 850 рублей.
27 сентября 2019 года Хоменко С.А была направлена на обучение в ГБОУ ДПО центр "Профессионал" с назначением стипендии в размере 11280 рублей с 16.10.2019 по 13.11.2019г, приказом от 23 января 2020 г. N023/Д522/204 была признана безработным гражданином с 16 января 2017 г, в период с 01.04.2020 г. по 31.03.2021 г. было ответчику назначено пособие по безработице в размере 1500 рублей, а также доплаты к пособию в размере 850 рублей и компенсация расходов за пользование услугами городского общественного транспорта 1450 рублей, с 28.01.2020г. назначена материальная помощь в размере 4900 рублей.
В результате проверки достоверности данных Хоменко С.А. отделом трудоустройства "Новогиреевский" ГКУ ЦЗН по базе ИФНС России было выявлено, что Хоменко С.А. в период получения пособия по безработице являлась учредителем генеральным директором и учредителем ООО "КОЛЛАЖ" с 01.12.2008 г, сведений о работе в ООО "КОЛЛАЖ" ответчиком истцу в указанный период признания ее безработной и назначении выплат, пособий, ответчиком не подавалось.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 21.10.2021 (л.д. 71 т. 2), в связи с чем приказами от 02.09.2020 ответчик была снята с регистрационного учета в качестве безработного ввиду попытки получения пособия обманным путем и выплата пособий ей прекращена (л.д. 161- 163 т.2).
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), в соответствии с пунктом 1 статьи 3 которого - безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно абзацу 10 статьи 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются, в том числе, граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными не могут быть признаны граждане: представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Безработными не могут быть признаны граждане представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Согласно пункту 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 настоящего закона.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса (п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ).
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств должно было узнать о таком нарушении права.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было заявлено о пропуске срока исковой давности.
Представитель истца, возражая против этого заявления ответчика, указывал, что о нарушении своего права Центр занятости узнал 02.09.2020, после поступления из пенсионного органа сведений о занятости ответчика.
Между тем, согласно положениям п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ для установления начала течения срока исковой давности должны приниматься во внимание не только день, когда истцу стало известно о нарушении своего права, в данном случае о предполагаемом нарушении Хоменко С.А. требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению меры социальной поддержки в виде пособия по безработице, но и день, когда истец в силу своих компетенции и полномочий должен был об этом узнать.
Согласно подп. 6 п. 2 Закона N 1032-1 деятельность государственной службы занятости населения, в числе прочего направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Введенным в действие с 01.07.2011 Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пунктом 4 статьи 15 вышеназванного Закона органам службы занятости предоставлено право запрашивать сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
В соответствии с п. 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891 (действовали в спорный период и утратили силу только в связи с изданием постановления Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909), государственные учреждения службы занятости населения также вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст.ст. 1102, 1109 ГК РФ об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ", устанавливающей понятие лиц, которые являются занятыми, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку оснований для регистрации в качестве безработного гражданина Хоменко С.А, являвшейся занятым гражданином с 01.12.2008 года не имелось, с учетом того, что ответчик постоянно в течение каждого календарного года проходила перерегистрацию и получала пособие по безработице и меры дополнительной материальной поддержки получены в результате предоставления недостоверных данных, имеющих значение для назначения указанных социальных выплат, и недобросовестного поведения; получение ответчиком за счет бюджетных средств пособия по безработице и дополнительных материальных выплат признано незаконным.
Вместе с тем, Центром занятости пропущен срок исковой давности, о применении которого было заявлено ответчиком, что является самостоятельным основанием для отказа в иске по периоду определенному судом, так как до 02.09.2020 сведения в отношении ответчика из ПФР РФ и ИФНС г.Москвы истец не запрашивал, ответчик неоднократно в течение каждого календарного года признавалась безработной, при этом последним приказом от 20.12.2018 была признана безработной, приказом от 13.06.2019 снята с учета и поставлена вновь на учет приказом от 23.01.2020, с учетом обращения истца в суд с иском 13 мая 2022, и заявленного ответчиком срока, суд пришел верно к выводу, что истцом пропущен срок по взысканию выплаченных сумм за период до 13.05.2019, взыскав неосновательное обогащение за период с 13.05.2019 по 28.01.2020 на общую сумму 19980 руб. с Хоменко С.А.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами. Оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок обращения в суд с иском истцом не пропущен и применен судом неверно, судебная коллегия отклоняет, поскольку данный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции. Вопреки доводам жалобы на требования о взыскании неосновательного обогащения распространяется общий трехлетний срок исковой давности, предусмотренный пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку судом установлено, что денежные средства выплачивались ответчику по 28.01.2020 г, с учетом ее неоднократного признания безработным гражданином, исковое заявление подано 13.05.2022 г, срок исковой давности по настоящему спору не пропущен по периоду установленному судом с 13.05.2019 по 28.01.2020, поэтому с выводом суда о взыскании с ответчика 19980 руб. судебная коллегия соглашается.
Кроме того, данный довод относительно применения судом пропуска срока по ст.196 ГК РФ не свидетельствует о неправильном применении судом норм права, сводится к переоценке доказательств и установлению иных обстоятельств по обособленному спору, оснований для иной оценки которых, суд апелляционной инстанции по исследованным материалам дела не установил.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено; доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда города Москвы от 19 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГКУ ЦЗН г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.