Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Жолудовой Т.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Орловой А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Аплеснина О.Г. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Аплеснина О.Г. к ГУ МВД России по МО о признании права на пенсию за выслугу лет, отказать;
УСТАНОВИЛА:
Аплеснин О.Г. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Московской области о признании права на пенсию за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований указал, что состоял на службе в органах военизированной пожарной охраны Министерства внутренних дел Киргизской Советской Социалистической Республики (Управление пожарной охраны Министерства внутренних дел Кыргызской Республики после 1990 г, впоследствии переименовано в Государственную противопожарную службу при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики). Уволен с действительной военной службы в запас приказом Министра чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики от 11 июля 2013 г. N 129. В 2013 году в Киргизской Республике ему была назначена пенсия за выслугу лет, как сотруднику Государственной противопожарной службы. В 2015 году он переехал на постоянное место жительства в РФ, где в 2017 году приобрел гражданство РФ. В апреле 2022 года он обратился в ЦПО ГУ МВД России по Московской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", однако в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием специального соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой по вопросу пенсионного обеспечения уволенных военнослужащих Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики. Полагает данный отказ незаконным, поскольку Соглашением от 24 декабря 1993 года созданы специальные условия для назначения пенсий лицам рядового и начальствующего состава реформированных органов.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержал, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Аплеснин О.Г, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, судом не учтено, что истец проходил действительную военную службы в МЧС Кыргызской Республики, и в соответствии с Указом президента Кыргызской Республики от 24 августа 2003 года УП N 27 "О реформировании государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел", которым определено, что Государственная противопожарная служба Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 21.04.2023 решение Тверского районного суда города Москвы от 10.11.2022 отменено, по делу принято новое решение, которым иск Аплеснина О.Г. к ГУ МВД России по Московской области о признании права на пенсию за выслугу лет удовлетворен, признано право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2023 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 21.04.2023 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Отменяя апелляционное определение, суд кассационной инстанции в определении от 10.08.2023 указал, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет указанным в нем категориям граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы, не предусмотрено возложение на пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в подразделениях по чрезвычайным ситуациям государств-участников Содружества, в связи с их переездом на территорию Российской Федерации, судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы международного и национального права при установлении наличия у Аплеснина О.Г. права на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
При новом апелляционном рассмотрении дела, проверив материалы дела, выслушав истца Аплеснина О.Г, представителя истца Архипчук К, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГУ МВД России по Московской области Тимахова И.А, просившего оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с 12 июля 2013 года Аплеснин О.Г. являлся получателем пенсии по выслуге лет по линии МЧС Республики Киргизия, выплата пенсии прекращена 01 мая 2022 года, в связи с переездом на новое место жительства, данные обстоятельства подтверждаются извещением к пенсионному листу серии П N 001355, а также пенсионным делом истца N 6/4-01015.
В связи с получением гражданства РФ и переездом в РФ Аплеснин О.Г. обратился в ГУ МВД России по Московской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в чем 09 июня 2022 года ему отказано на том основании, он не относится к числу лиц, социальное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Также в ответе на заявление указано, что Соглашение от 24 декабря 1993 года не возлагает на Министерства внутренних дел сторон обязанность осуществлять пенсионное обеспечение лиц, проходивших перед увольнением службу в подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему Министерства внутренних дел.
Из представленной в материалы дела копии материалов пенсионного дела N 6/4-01015 следует, что Аплеснин О.Г. на момент увольнения занимал должность начальника команды военизированной противопожарной части N 22 Отдела государственной противопожарной службы г.Кара-Балта и Жайылского района Управления государственной противопожарной службы Чуйской области Агентства государственной противопожарной службы при МЧС Кыргызской Республики.
Таким образом, суд установил, что на момент увольнения истец занимал должность в системе МЧС Кыргызской Республики.
Судом также установлено, что до увольнения истца со службы Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Кыргызской Республики Указом Президента Республики передана в ведение Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, которое преобразовано в Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики. Главное управление Государственной противопожарной службы при МЧС Кыргызской Республики переименовано в Агентство государственной противопожарной службы при МЧС Кыргызской Республики.
Российская Федерация и Республика Кыргызстан являются участниками Соглашений стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992, "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24.12.1993 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска Аплеснина О.Г, при этом исходил из того, что из содержания положений Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, Соглашением от 24 декабря 1993 года на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
Таким образом, учитывая, что на момент увольнения истец занимал должность в системе МЧС Кыргызской Республики, а не в МВД Кыргызской Республики, Аплеснин О.Г. не относится к числу лиц, пенсионное обеспечение которых осуществляется МВД России.
Отклоняя доводы представителя истца, суд указал, что тот факт, что Аплеснин О.Г. состоял на службе в органах военизированной пожарной охраны МВД Кыргызской Республики, которая в дальнейшем была передана в ведение МЧС Кыргызской Республики, так как на момент увольнения истец проходил службу в системе МЧС Кыргызской Республики, не свидетельствует о наличии у истца права на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с Соглашением от 24 декабря 1993 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Российская Федерация и Республика Киргизия являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 года на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
При рассмотрении требований Аплеснина О.Г. судом первой инстанции правильно применены вышеуказанные положения закона и международного договора к установленным по делу обстоятельствам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца материалами дела не подтверждается принадлежность последнего места службы истца к системе органов внутренних дел Кыргызской Республики.
Аплеснин О.Г. уволен со службы в Агентстве государственной противопожарной службы при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Кыргызской Республики и ему назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства по чрезвычайным ситуациям Кыргызской Республики в 2013 году, службу в органах МВД Кыргызстана или МВД Российской Федерации он не проходил.
Договор (соглашение) между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о взаимном пенсионном обеспечении сотрудников подразделений по чрезвычайным ситуациям не заключался, поэтому правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации бывших сотрудников иных органов и учреждений, не входящих в систему органов внутренних дел Российской Федерации, в связи с переездом на постоянное жительство в Российскую Федерацию не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную суду первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, являются процессуальной позицией истца, основаны на ошибочном толковании норм права и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенного судебного постановления в апелляционном порядке.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аплеснина О.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.