Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Дегтеревой О.В, при помощнике судьи Макушненко В.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Клановского С.С. на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 30 августа 2023 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить частично, признать незаконными решения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по Москве и Московской области от 22.04.2022 года N 220000064265/48962/22, от 01.08.2022 года N 220000076388/1216323/22, от 07.04.2023 года N 230000008578/428073/23 в части отказа во включении в страховой стаж Клановского.., дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы, обязать Филиал N 9 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Клановского.., дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период его работы с 21.07.1980 года по 02.12.1980 года в локомотивном депо Свердловск-Сортировочная Свердловской ж.д. в должности помощника машиниста тепловоза, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
Клановский С.С. 13.04.2023 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - ОСФР по г. Москве и Московской области) в лице филиала N 9, в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (т. 1 л.д. 75-76) просил о признании незаконными решений ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 22.04.2022, 01.08.2022 и 07.04.2022, обязании включить в страховой стаж периоды работы в линейном ОВД на ст. Москва-Белорусская с 11.05.1984 по 12.08.1987 и в локомотивном депо ст. Свердловск-Сортировочная Свердловской железной дороги с 11.08.1981 по 21.10.1981, а также период обучения в техникуме железнодорожного транспорта с 01.09.1977 по 31.07.1981, признании истца пенсионером по старости (по возрасту) с 06.12.2022 в связи с наличием 42-летнего страхового стажа с назначением пенсии с 06.12.2022 и ее выплатой со всеми выплатами и доплатами, в том числе за звания "Заслуженный артист Российской Федерации" и "Народный артист Российской Федерации", назначаемыми в связи с выходом на пенсию по старости, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, поскольку его страховой стаж составляет более 42 лет, который подтвержден надлежащими доказательствами, однако при неоднократных обращениях в назначении пенсии ответчиком необоснованно отказано ввиду недостаточности стажа, в то время как в 2004 году истцу присвоено звание "Ветеран труда", что свидетельствует о том, что на момент его присвоения у истца имелся стаж работы не менее 25 лет.
В судебном заседании истец требования поддержал, ответчик в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, представив возражения на иск.
30.08.2023 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Клановский С.С. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии истец Клановский С.С. доводы жалобы поддержал, ответчик ОСФР по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам поданной апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из трудовой книжки серии МТ-I N 0357503 датой заполнения 21.07.1980 года Клановский С.С,... года рождения, с 01.09.1977 по 31.07.1980 обучался в Даугавпилсском техникуме железнодорожного транспорта и с 21.07.1980 по 02.12.1980 работал помощником машиниста тепловоза на производственной практике в Локомотивном депо Даугавпилс, с 11.08.1981 по 21.10.1981 работал Локомотивном депо ст. Свердловск-Сортировочная Свердловской железной дороги и уволен в связи с призывом в Армию, службу в рядах Советской Армии истец проходил с 10.11.1981 по 31.10.1983, с 20.01.1984 по 13.03.1984 работал на Даугавпилсском ремонтном заводе, с 01.05.1984 по 12.08.1987 проходил службу в органах внутренних дел на ст. Москва-Белорусская, с 18.09.1987 по 23.02.1988 работал в Автокомбинате N 5, с 18.05.1988 по 27.12.1988 на Очаковском заводе ЖБК, с 14.02.1989 по 18.04.1990 в СМУ N 2 Мосметростроя, с 29.04.1990 по 10.08.1990 актером в Театре-студии "Театральная студийная мастерская", а с 10.08.1994 работает начальником штаба народной дружины в ГКУ "Московский городской штаб народной дружины".
13.01.2022 истец обратился в ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 21 ч. 1 ст. 30 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и решением ответчика от 22.04.2022 в ее назначении отказано ввиду отсутствия специального стажа, поскольку представленные истцом справки Гильдии актеров кино России о том, что с 1991 года он является членом Межрегиональной общественной организации Гильдия актеров кино России, и ГБУК г. Москвы "Государственный театр киноактера" о том, что Клановский С.С. работал на постоянной основе в системе кинематографии в должности актера с 1992 года по 31.12.2007 не свидетельствуют о выполнении работы в должности и по профессии, предусмотренных Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447, наименование профессии "актер" в Списке не предусмотрено.
26.07.2022 Клановский С.С. обратился в ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и решением от 01.08.2022 в назначении страховой пенсии по старости отказано, поскольку страховой стаж истца для ее назначения на основании ч. 1.2 ст. 8 указанного закона составляет 29 лет 08 месяцев 11 дней, а право на назначение пенсии по ч. 1 ст. 8 этого закона возникнет не ранее... по достижении возраста 63 лет.
03.04.2023 истец повторно обратился в филиал N 9 ОСФР по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и решением ответчика от 07.04.2023 в назначении страховой пенсии по старости отказано, поскольку страховой стаж истца для ее назначения на основании ч. 1.2 ст. 8 указанного закона составил 35 лет 04 месяца 01 день, а право на назначение пенсии по ч. 1 ст. 8 этого закона возникнет не ранее... по достижении возраста 63 лет, при этом из подсчета стажа исключен период с 11.08.1981 по 21.10.1981, мотивы по которым указанный период исключен из стажа в решении не приведены.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с 01.01.2019 на основании Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), а в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 8 указанного закона условиями назначения пенсии является также продолжительность страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с применением положений ст. 35 указанного закона о переходных положениях).
При этом в силу ст. 3 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Кроме того, с 01.01.2019 Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" дополнена ч. 1.2, которая устанавливает, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а положения ст. 13 этого же Федерального закона о порядке исчисления страхового стажа дополнены частью 9, которая устанавливает, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 настоящей статьи.
На момент обращения истца к ответчику с заявлением от 03.04.2023 действовала редакция ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, которая предусматривает, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п. 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 настоящей статьи, а периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений ч. 10 настоящей статьи (в двойном размере).
Так, положения ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусматривали, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, этом а часть 2 ст. 12 устанавливает, что периоды, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, в соответствии с которой страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с подп. "о" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления. При этом начиная с 01.01.2019. в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений ч. 1(1) ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447, право на пенсию за выслугу лет (в зависимости от стажа творческой работы на сцене и (или) достижения возраста установлено в зависимости от продолжительности стажа работы артистам балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющим сольные партии, артистам (гимнастам, эквилибристам, акробатам всех наименований, кроме акробатов - эксцентриков) цирков и концертных организаций, артистам балета (в том числе балета на льду), артистам - исполнителям танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах, артистам театров мимики и жеста, травести (артистам, исполняющим роли мальчиков, подростков, девочек), артистам цирков и концертных организаций (акробаты - эксцентрики, мотовелофигуристы, балансеры, наездники, дрессировщики диких зверей, клоуны (коверные), исполняющие номера жанров циркового искусства, дающие право на пенсию за выслугу лет, силовые жонглеры, жонглеры, лилипуты - артисты всех наименований, а также борцы), артисткам - вокалисткам (солисткам) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально - драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания, артистам - вокалистам (солистам) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально - драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств, артистам профессиональных хоровых коллективов, исполняющим сольные партии, артистам, играющим на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах, артистам - кукловодам в театрах кукол, артистам детских театров и театров юного зрителя, артисткам и артистам драматических театров, артистам - исполнителям трюковых
номеров (каскадерам), артистам хора профессиональных художественных коллективов.
Разрешая требования в части оспаривания решений ответчика об отказе в назначении пенсии по п. 21 ч. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции правомерно исходил из того, что сведений о работе истца по профессии и в должностях, указанных Списке профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447, не представлено, а возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с приложением 6 к нему при обращениях к ответчику в 2022 и 2023 годах истец не достиг.
Отказывая в удовлетворении требований Клановского С.С. об обязании назначить страховую пенсию по старости на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции правомерно исходил из того, что для определения продолжительности страхового стажа на основании ч. 1.2 ст. 8 этого Федерального закона" в него включаются только периоды непосредственно работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, периоды временной нетрудоспособности, а также периоды прохождения военной службы по призыву и периоды участия в специальной военной операции (в период прохождения военной службы), а иные периоды (включая периоды обучения, время прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (кроме периодов прохождения военной службы по призыву и периодов участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы) в страховом стаже для определения права для назначения пенсии по указанному основанию не учитываются независимо от того, что ранее действовавшим законодательством такие периоды подлежали включению в страховой (трудовой, общий) стаж.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и данных о стаже (для назначения страховой пенсии), указанные в трудовой книжке периоды работы истца с 21.07.1980 по 31.12.2022 (кроме периода работы с 11.08.1981 по 21.10.1981 в Локомотивном депо ст. Свердловск-Сортировочная Свердловской железной дороги и периода прохождения службы в органах внутренних дел на ст. Москва-Белорусская с 01.05.1984 по 12.08.1987, а также периода обучения с 01.09.1977 по 31.07.1980 в Даугавпилсском техникуме железнодорожного транспорта и отпусков без сохранения заработной платы) в страховом стаже истца учтены и его продолжительность составила 35 лет 04 месяца 01 день.
С учетом вышеприведенных положений действующего законодательства оснований для включения в страховой стаж для определения его продолжительности в целях назначения пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов обучения и прохождения службы в органах внутренних дел судом правомерно не установлено.
В этой части ссылки апелляционной жалобы истца на применение положений ст. 90 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" о включении в страховой стаж периода прохождения военной и приравненной к ней службы, п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, которым утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, о включении в трудовой стаж периода обучения, не основаны на действующем пенсионном законодательстве, учитывая, что положения ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ при исчислении стажа для назначения пенсии по ч. 1.2 ст. 8 этого закона не применяются.
Ссылка апелляционной жалобы истца на присвоение ему звания "Ветеран труда", о чем выдано удостоверение 19.11.2004, а также на положения ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которым ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, не влечет отмену судебного решения, поскольку положения Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" не определяют порядок исчисления страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости.
При рассмотрении требований истца об обязании включить в страховой стаж период работы в Локомотивном депо Свердловск-Сортировочная Свердловской ж.д. в должности дублера помощника машиниста тепловоза и помощником машиниста тепловоза, суд первой инстанции установил, что об указанном периоде имеется запись в трудовой книжке истца, он учтен в сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица, мотивов, по которым он исключен из страхового стажа оспариваемые решения не содержат, на основании чего пришел к выводу об обоснованности таких требований истца, однако обязал ответчика включить в стаж период с 21.07.1980 по 02.12.1980, при этом не учел, что истец работал в Локомотивном депо Свердловск-Сортировочная Свердловской ж.д. в период с 11.08.1981 по 21.10.1981 и именно он не учтен ответчиком в страховом стаже истца, в то время как период работы истца с 21.07.1980 по 02.12.1980 помощником машиниста тепловоза на производственной практике в Локомотивной депо Даугавпилс в страховой стаж учтен в бесспорном порядке, в связи с чем в этой части решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 30 августа 2023 года в части обязания включить в специальный стаж Клановского С.С, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период его работы с 21.07.1980 года по 02.12.1980 года в локомотивном депо Свердловск-Сортировочная Свердловской ж.д. в должности помощника машиниста тепловоза изменить, указав на обязание ОСФР по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы Клановского С.С. в локомотивном депо Свердловск-Сортировочная Свердловской ж.д. с 11.08.1981 по 21.10.1981, в остальной части решение Кунцевского районного суда города Москвы от 30 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Клановского С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.