Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В., судей Лобовой Л.В., Рачиной К.А., при секретаре судебного заседания Деревской А.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. гражданское дело (номер дела в суде первой инстанции 2-3009/2023) по апелляционной жалобе Александрова И.А. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 30 мая 2023 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Александрова И.А. (паспорт гражданина РФ ХХХХХХХХХХХХХХ) к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Московской области" (ОГРН ХХХХХХХХХХХХХХХ) об обязании возобновить выплату пенсии за выслугу лет, отменить требование о возмещении денежных средств отказать",
УСТАНОВИЛА:
Александров И.А. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Ф КУ "Военный комиссариат Московской области", просил обязать ответчика возобновить выплату истцу пенсии за выслугу лет с 01.10. 2022 г, а также впредь ее выплачивать, с учетом перерасчета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о пенсионном обеспечении; отменить незаконное требование о возмещении истцом денежной суммы в размере ХХХХХХХХХ руб.
В обоснование заявленных требований Александров И.А. указал на то, что с ХХХХХХХ г..по ХХХХХХХ г..он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, а затем в Вооруженных Силах Р Ф. Приказом Министра обороны РФ от 0 8.06. 2012 г..N 1328 Александров И.А. уволен с военной службы с зачислением в запас. С ХХХХХХХ г..истцу выплачивалась пенсия за выслугу лет, составившую ХХ года Х месяцев ХХ дня военной службы. Приказом Следственного комитета от 12.08.2014 г..N 27-куо Александров И.А. принят на службу в ФГКОУ "Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени ХХХХХХХХХХХХХХ " (далее - Кадетский корпус) с назначением на должность заместителя директора- руководителя отдела воспитательной работы. Приказом Следственного комитета от 29.05.2015 г..N 21-кч Александрову И.А. присвоено первое специальное звание "полковник юстиции". Приказом Следственного комитета от 12.08.2016 г..N 14-куо, Александров И.А. назначен на должность первого заместителя директора Кадетского корпуса. В период с ХХХХХХ г..по ХХХХХХХХХХ г..истцу выплачивалась военная пенсия. При прохождении службы в Следственном комитете в указанный период ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере ХХ % пенсии в соответствии с Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 12.11.2012 г..N 73 "Об организации выплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, имеющим специальные звания ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере ХХ % пенсии, которая могла быть назначена" истцу не выплачивалась.
Письмом от 15.09.2022 г..N ЦСО-4643 Военный комиссариат Московской области уведомил истца о приостановлении выплаты военной пенсии с ХХХХХХХХ г..в связи с тем, что истцом незаконно были получены за период с 29.05.2015 г..по 30.09.2022 г..пенсионные начисления в сумме ХХХХХХХХХХХХХХХ руб. из Федерального бюджета по линии Министерства обороны, так как истец проходит службу в Следственном комитете Российской Федерации и ему присвоено специальное звание. И стцом было направлено обращение от ХХХХХХХ г..об отмене в досудебном порядке принятого решения с изложением правовых оснований законности получения им военной пенсии за выслугу лет. Однако, позиция В оенного комиссариата Московской области от ХХХХХХХХ г..ЦCO-5437 осталась неизменной, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Истец и его представитель в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Александров И.А. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Александрова И.А. и его представителя по доверенности Амилаевой Г.Н, возражения представителя ответчика по доверенности Хмарук О.С, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ХХХХХХХХХХХ г. по ХХХХХХХХХХХ г. Александров И.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, а затем в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказом Министра обороны РФ от 08.06.2012 г. N 1328 Александров И.А. уволен с военной службы с зачислением в запас. С ХХХХХХХХг. истцу выплачивалась пенсия за выслугу лет, составившую ХХ года ХХ месяцев ХХ дня военной службы.
Приказом Следственного комитета от 12.08.2014 г. N 27-куо, Александров И.А. принят на службу в ФГКОУ "Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени ХХХХХХХХХХХХХХ" (далее - Кадетский корпус) с назначением на должность заместителя директора-руководителя отдела воспитательной работы. Приказом Следственного комитета от 29.05.2015 г. N 21-кч Александрову И.А. присвоено первое специальное звание "полковник юстиции". Приказом Следственного комитета от 12.08.2016 г. N 14-куо, Александров И.А. назначен на должность первого заместителя директора Кадетского корпуса.
В период с ХХХХХХХХХХХХ г. по ХХХХХХХХХХХ г. истцу выплачивалась военная пенсия исходя из выслуги ХХ года Х месяцев и ХХ дня.
С 01.10.2022 г. истцу выплата пенсии за выслугу лет приостановлена, о чем сообщено в ФКУ "Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Западному военному округу". За период с ХХХХХХХХХ г. по ХХХХХХХХ г. истец одновременно проходил службу в Следственном комитете и получал пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Письмом от 15.09.2022 г. N ЦСО-4643 Военный комиссариат Московской области уведомил истца о приостановлении выплаты военной пенсии с ХХХХХХХХХ г. в связи с тем, что истцом незаконно были получены за период с ХХХХХХХХХХ г. по ХХХХХХХХХХ г. пенсионные начисления в сумме ХХХХХХХХХХХХ руб. из Федерального бюджета по линии Министерства обороны, так как истец проходит службу в Следственном комитете Российской Федерации и ему присвоено специальное звание.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе Александрову И.А. в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт поступления Александрова И.А, получающего пенсию Минобороны РФ, на федеральную государственную службу в Следственный комитет Российской Федерации и присвоения ему специального звания, о чем истец не уведомил военный комиссариат, тогда как пенсионерам при их поступлении на предусмотренную законодательством соответствующую службу, в том числе в Следственный комитет Российской Федерации, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается, в период с ХХХХХХХХХ г. по ХХХХХХХХХХ г. получал доход по основному месту работы, и назначенную по линии Минобороны России пенсию за выслугу лет.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, п енсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей" (Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-I).
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного Закона.
Статьей 5 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 определены виды пенсий, на которые лица, указанные в статье 1 этого закона, имеют право на основании норм данного закона. К их числу таких пенсий отнесены пенсии за выслугу лет, которые, в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 5 названного закона назначаются лицам, указанным в статье 1 закона, если они имеют предусмотренную этим законом выслугу лет на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 лицам, указанным в статье 1 названного закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Согласно требованиям части 2 статьи 6 Закона N 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статьи 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 г. N 6-П положение части 2 статьи 6 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в названном постановлении, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе (абзацы второй и третий пункта 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 г. N 6-П).
Статьей 11 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 определены федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при этом Следственным комитетом Российской Федерации пенсионное обеспечение осуществляется в отношении лиц, уволенных с военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации после 01.01.2017 года, а также членов их семей.
В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудников Следственного комитета Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 г. N 411, в соответствии с пунктом 2 которого в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона N 4468-1 засчитывается время службы в Следственном комитете в должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (воинского) звания, со дня назначения на должность.
При таких обстоятельствах с удебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прохождение им с ХХХХХХХХ г. федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации не относится к военной службе, статуса военнослужащего он не приобрел, что не дает оснований для приостановления выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, были предметом исследования суда первой инстанции, в результате которого получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании действующего законодательства либо направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут явиться поводом к отмене постановленного судом решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при назначении пенсии он не был ознакомлен под роспись о поступлении в какие органы он обязан сообщить ответчику, тем самым работа (служба) в Следственном комитете РФ не лишает права на получение пенсии, судебная коллегия отклоняет, поскольку к апелляционной жалобе истцом приложена фотокопия его заявления о назначении пенсии за выслугу лет, в котором он обязался при наступлении обстоятельств, лишающих его права на дальнейшее получение пенсии, либо на получении ее в меньшем размере, в том числе при зачислении на службу, поступлении на работу, незамедлительно сообщить об этом в банк по месту получения пенсии и в пенсионный отдел комиссариата по месту жительства, возврате переполученных сумм (л.д.141).
Данный документ был принят судебной коллегии в качестве дополнительного доказательства по ст. 327.1 ГПК РФ и подтверждает выводы суда о том, что о наступлении обстоятельств, лишающих Александрова И.А. права на получение пенсии, он узнал при зачислении его на службу на основании трудового договора в Следственный комитет РФ, однако сведений ответчику о данных обстоятельствах (зачисление на службу- поступление на работу) не предоставил и обязательство свое не выполнил.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом сроков изготовления мотивированного решения суда, протокола судебного заседания не влияют на правильность выводов суда, изложенных в решении, поэтому не являются основанием к отмене решения. Право истца на обжалование решения в апелляционном порядке не нарушено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены правильно; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе ответчика не приведено, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 30 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Александрова И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.