Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., судей Дегтеревой О.В., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Колесниковой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. апелляционную жалобу ПАО "Аэрофлот" на решение Пресненского районного суда города Москвы от 05 апреля 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
ПАО "Аэрофлот" обратилось в суд с иском к Кривошееву А.О, с учетом уточнений просило взыскать задолженность по ученическому договору в размере 1 497 162, 85 руб.
В обоснование заявленных требований ссылалось на то, что Кривошеев А.О. принят на работу в ПАО "Аэрофлот" на должность пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов. 21 марта 2018 года между ПАО "Аэрофлот" и Кривошеевым А.О. заключен ученический договор, в соответствии с которым ответчик был направлен на переобучение по программе переподготовки на самолет А-319/320/321 в качестве второго пилота. По условиям ученического договора работник обязался проработать в ПАО "Аэрофлот" не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности, однако приказом от 10 сентября 2021 года ответчик на основании личного заявления был уволен с занимаемой должности по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника), в связи с чем обязан возместить расходы работодателя, затраченные на его обучение.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 05 апреля 2023 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Молокову А.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кривошеев А.О. принят на работу в ПАО "Аэрофлот" на должность пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов с 01 марта 2018 года, с ним заключен трудовой договор N 879 от 26 февраля 2018 года.
20 марта 2018 года между ПАО "Аэрофлот" и Кривошеевым А.О. заключен ученический договор на переподготовку на самолет А-319/320/321 в качестве второго пилота.
Переподготовка производится в ЧПОУ АША.
Согласно пункту 1.6 ученического договора завершением переподготовки является дата окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности.
Стороны согласились с тем, что переподготовка включает в себя самостоятельные этапы обучения: теория, тренажерная подготовка, аэродромная подготовка\летная подготовка на тренажере, наземная подготовка по вводу в строй, а также ввод в строй в рейсовых условиях.
Этапы следуют один за другим или могут быть организованы через некоторые промежутки времени (не более двух месяцев) в зависимости от производственных возможностей работодателя и (или) уважительных причин работника (пункт 1.7).
В соответствии с пунктами 2.1.4, 2.1.5 ученического договора ответчик принял на себя обязательство: проработать в ПАО "Аэрофлот" не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности;
возместить работодателю денежные средства, затраченные на его переподготовку, в соответствии с пунктами 5.1.1 - 5.1.3 в случаях: увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного настоящим договором срока обязательной работы; нарушения трудовой дисциплины, совершения других виновных действий, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрено увольнение с работы; отчисления работника за неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины; отказа от перевода на должность в соответствии с пунктом 1.9.
Также установлен перечень уважительных причин увольнения.
Стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях) составляет 1 434 800 руб. Стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты и составляет 17 470 руб./час, но не менее 2 271 100 руб. (пункт 4).
Согласно пункту 5.1 ученического договора если работник без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, он в соответствии со статьей 207 Трудового кодекса российской Федерации возвращает работодателю: стоимость переподготовки в соответствии с разделом 4 настоящего договора, затраты на дополнительную подготовку, иные расходы, связанные с переподготовкой, подтвержденные соответствующими документами.
Возмещение денежных средств, затраченных на переподготовку работника работодателем (пункты 5.1.1 - 5.1.3), производится путем внесения работником суммы долга, пропорционально времени, не отработанному работником в соответствии с пунктом 2.1.4 наличным платежом в кассу департамента бухгалтерского учета (пункт 5.2 ученического договора).
Датой завершения ввода в строй в качестве второго пилота считается 11 сентября 2018 года.
На основании заявления ответчика в соответствии с приказом от 10 сентября 2021 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника (п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации) 10 сентября 2021 года.
Согласно статье 198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью второй названной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ПАО "Аэрофлот", суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют допустимые и достоверные письменные доказательства каких-либо затрат именно на обучение ответчика в размере 1 497 162, 85 рублей. Содержащиеся в документах истца сведения носят общий информационный характер и не подтверждают реальный размер расходов, понесённых истцом на переподготовку именно Кривошеева А.О.
В обоснование исполнения своих обязательств по ученическому договору и подтверждение фактических расходов на подготовку пилота по программе переподготовки в качестве второго пилота, ПАО "Аэрофлот" представило подробный расчет, в соответствии с которым стоимость подготовки составила 1 027 761, 99 руб. (л.д. 104 т. 1). Данные расходы подтверждены приложением к расчету: справкой ЧПОУ "Авиашкола Аэрофлота", прейскурантом цен и тарифов, журналом использования тренажером, сведениями о расходах на оплату труда и начисленных страховых взносах, о стоимости электроэнергии, затратах на тренажерную подготовку (л.д. 105-210 т.1).
Судебная коллегия полагает, что представленными доказательствами подтверждаются расходы в указанном размере, оснований для отказа в их взыскании не имеется.
В расчет фактических расходов на ввод Кривошеева А.О. в строй в рейсовых условиях ПАО "Аэрофлот" включено (л.д. 59 т. 2): фонд оплаты труда инструкторов, отчисления во внебюджетные фонды, расходы административно-управленческого персонала (АУП) по Департаменту производства полетов, административно-управленческие расходы по ПАО "Аэрофлот", расходы на бортовое питание, рентабельность.
Подтверждены расходы истца по инструкторскому сопровождению ввода в строй в рейсовых условиях с отчислением во внебюджетные фонды в размере 337 373, 67 руб. в соответствии с расчетом, представленным в апелляционной инстанции.
В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о выплатах, осуществленных истцом Диденко Ю.Н, Логинову Д.В, Лукьянову А.Г, Беляеву М.С, Рубец А.М, Канищеву А.А, Чернову А.П. по инструкторскому сопровождению ввода в строй Кривошеева А.О. в рейсовых условиях (л.д. 85-103 т. 2).
Иные включенные истцом расходы являются общепроизводственными расходами, которые от ввода в строй ответчика не зависят и к его обучению напрямую не относятся и, соответственно, не подлежат возмещению применительно к положениям ст. 249 Трудового кодекса Российской Федерации.
Всего подтверждено расходов на сумму 1 349 796, 92 руб, с учетом неотработанного ответчиком времени: 540 362, 29 руб. = 1 349 796, 92 руб. / 1 826 (срок обязательной отработки) х 731 (не отработано).
Свои обязательства по ученическому договору ПАО "Аэрофлот" исполнило в полном объеме, ответчик в нарушение принятых на себя по ученическому договору обязательств не отработал в ПАО "Аэрофлот" пять лет, уволился по собственному желанию и затраты на переобучение пропорционально фактически не отработанному времени работодателю не возместил.
В этой связи решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 05 апреля 2023 года отменить.
Взыскать с Кривошеева А.О. в пользу публичного акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" денежные средства по ученическому договору в размере 540 362, 29 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 604 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.