Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Чубаровой Н.В., судей Акульшиной Т.В., Куприенко С.Г., с участием прокурора Ларионовой А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тюрморезовым А.И., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куприенко С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Следственного комитета Российской Федерации в лице представителя фио на решение Головинского районного суда адрес от 20 апреля 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Следственного комитета РФ к фио, фио, фио, фио о выселении- отказать.
Встречный иск фио к Следственному комитету РФ о признании решения незаконным - удовлетворить частично.
Признать решение жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета РФ, оформленное протоколом N 73 от 13 декабря 2021 г, которым фио признан не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, и не принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, незаконным.
Обязать Следственный комитет РФ в лице жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета РФ повторно рассмотреть вопрос о предоставлении фио совместно с членами его семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, или жилого помещения в собственность.
В удовлетворении остальной части встречного иска- отказать,
УСТАНОВИЛА:
Следственный комитет РФ в лице представителя по доверенности фио обратился в суд с иском к фио, фио, фио, фио о выселении из служебного жилого помещения, находящегося по адресу: адрес, без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета по месту жительства по данному адресу, мотивировав тем, что спорное служебное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и принадлежит Следственному комитету на праве оперативного управления. В связи с прохождением службы в Следственном комитете Российской Федерации фио Следственным комитетом было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, по договору найма служебного жилого помещения от 11 марта 2020 г. N 179. В соответствии с пп. 1, 2, 4 и 5 Договора найма фио предоставлялось служебное жилое помещение для проживания совместно с членами его семьи (фио (супруга), фио (дочь), фио (сын)) на время прохождения службы в Следственном комитете. В связи с увольнением фио из Следственного комитета 8 ноября 2021 г. по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (приказ от 8 ноября 2021 г.N833-кца) в соответствии с пп. 11, 12 п. 6 Договора найма фио и члены его семьи в трехдневный срок были обязаны освободить служебное жилое помещение. В целях расторжения Договора найма и освобождения служебного жилого помещения Следственным комитетом фио и членам его семьи направлена претензия от 15 ноября 2021 г. N ОтВиВ-227/7-304-21 об освобождении служебного жилого помещения в добровольном порядке. Служебное жилое помещение до настоящего времени не освобождено. фио продолжает безосновательно пользоваться служебным жилым помещением, принадлежащим на праве оперативного управления Следственному комитету. фио не относится к категории граждан, выселение которых без предоставления другого жилого помещения невозможно
фио предъявлен встречный иск, в котором он просит признать незаконным решение Следственного комитета РФ в лице жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета РФ от 13 декабря 2021 г..о признании фио не нуждающимся в жилом помещении и непринятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, отраженное в протоколе N 73 от 13 декабря 2021 г..заседания жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета РФ; обязать Следственный комитет РФ в лице жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета РФ по заявлению фио, поданному 22 октября 2018 г, для решения вопроса о признании нуждающимся в жилых помещениях, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, принять решение, предусмотренное пп. "д" п. 10 Порядка признания сотрудников Следственного комитета и лиц, указанных в п. 2 и 3 ч. 21 ст. 35.1 Федерального закона от 28 декабря 2020 г..N ФЗ-403 "О Следственном комитете Российской Федерации", нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность и ведения такого учета, утвержденного приказом Следственного комитета РФ от 9 декабря 2020 г..N 132, о признании фио нуждающимся в жилом помещении и принятии фио на учет нуждающихся в жилых помещениях; обязать Следственный комитет РФ в лице жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета РФ в соответствии с пп. "б" п. 5 Порядка принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации и лицам, указанным в ч. 21 ст. 35.1 Федерального закона от 28 декабря
2010 г..N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", для приобретения или строительства жилых помещений или предоставлении им жилых помещений в собственность, утвержденного приказом Следственного комитета РФ от 9 декабря 2020 г..N 132, принять решение о внесении Председателю Следственного комитета Российской Федерации предложения о предоставлении фио единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с Порядком принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации и лицам, указанным в ч. 21 ст. 35.1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г..N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", для приобретения или строительства жилых помещений или предоставлении им жилых помещений в собственность, утвержденного приказом Следственного комитета РФ от 9 декабря 2020 г..N 132, принять решение о передаче в собственность фио и членам его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, вместо единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Встречный иск мотивирован тем, что в силу закона фио имеет право на обеспечение жилым помещением с учетом совместно проживающих с ним членов семьи путем предоставления ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения либо получения вместо единовременной социальной выплаты жилого помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета РФ.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца (ответчика по встречному иску) Следственного комитета РФ по доверенности фио исковые требования поддержал в полном объеме по доводам искового заявления, против удовлетворения встречного иска возражал по доводам письменных возражений, приобщенных к материалам дела, указывая, что фио совершены действия, которые свидетельствуют об умышленном ухудшении им своих жилищных условий, с момента совершения которых не прошло 5 лет, а именно прекращение регистрации в жилом помещении большей площадью, что привело к утрате права его использования.
Ответчик фио в судебном заседании суда первой инстанции против иска Следственного комитета РФ возражал, на удовлетворении встречного иска настаивал.
Ответчики фио, фио, фио о слушании дела извещены, в судебное заседание суда первой инстанции не явились.
Представители третьих лиц Управления по вопросам миграции... адрес, ОСЗН адрес УСЗН адрес - уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит Следственный комитет Российской Федерации в лице представителя фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представитель истца Следственного комитета РФ по доверенности фио в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда.
Ответчик фио в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы не признал, просил оставить решение суда без изменения.
Прокурор Ларионовой А.В. в заседание судебной коллегии явилась, указала на законность решения суда, доводы апелляционной жалобы полагала направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
Ответчики фио, фио, фио, представители третьих лиц Управления по вопросам миграции... адрес, ОСЗН адрес УСЗН адрес - уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, Головинской межрайонной прокурату адрес в заседание судебной коллегии не явились, извещены судом надлежащим образом.
Проверив материалы дела, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения отнесены законодателем к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
На основании ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 104
ЖК РФ, служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:
1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;
3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ст. 35.1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Следственному комитету, путем предоставления сотрудникам Следственного комитета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).
Сотрудникам Следственного комитета и лицам, указанным в ч. 21 настоящей статьи, на основании их обращения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам Следственного комитета, имеющим стаж службы не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и (или) сотрудников Следственного комитета и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в Следственном комитете.
В целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается сотрудник Следственного комитета:
1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживающий в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживающий в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживающий в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником Следственного комитета совершеннолетние дети, состоящие в браке.
При наличии у сотрудника Следственного комитета и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При определении уровня обеспеченности сотрудников Следственного комитета общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, в том числе при оценке действий, повлекших ухудшение их жилищных условий, под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Сотрудники Следственного комитета, которые с намерением получить единовременную социальную выплату или жилое помещение в собственность совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника Следственного комитета, относятся действия сотрудника Следственного комитета или членов его семьи, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, а также детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
2) с меной жилых помещений (обменом жилыми помещениями);
3) с невыполнением условий договора социального найма или договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, повлекшим выселение из жилого помещения в судебном порядке;
4) с выделением долей собственниками жилых помещений в праве общей собственности на жилые помещения;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Председателя Следственного комитета жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях:
1) лицами, уволенными со службы в Следственном комитете с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с п.п. 2 - 6 ч. 2 ст. 30 и ст. 30.2 настоящего Федерального закона;
Сотрудникам Следственного комитета, не имеющим жилых помещений по месту службы, предоставляются служебные жилые помещения.
В целях предоставления служебного жилого помещения не имеющим жилого помещения по месту службы признается сотрудник Следственного комитета:
1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.
Порядок признания сотрудников Следственного комитета нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия сотрудников Следственного комитета на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность, служебных жилых помещений устанавливаются Председателем Следственного комитета.
Как установлено судом, спорным жилым помещением является отдельная двухкомнатная квартира, общей площадью 77, 5 кв.м, (кадастровый номер: 77:09:0001016:8459), закрепленная на праве оперативного управления за Следственным комитетом Российской Федерации, расположенная по адресу: Москва, адрес, адрес, и включенная на основании распоряжения Следственного комитета от 23 декабря 2019 г. N 124-227ф в специализированный жилищный фонд Следственного комитета Российской Федерации с отнесением к служебным жилым помещениям жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности.
фио в органах прокуратуры и Следственного комитета РФ работал с 1 августа 1999 г, с 15 июля 1993 г. по 11 августа 1999 г. проходил службу в органах внутренних дел.
Приказом от 8 ноября 2021 г. N833-кца фио был освобожден от замещаемой должности руководителя отдела по расследованию преступлений в отношении несовершеннолетних Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации и уволен из Следственного комитета Российской Федерации 8 ноября 2021 г. по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 г N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
В связи с прохождением службы в Следственном Комитете Российской Федерации, фио совместно с членами его семьи (фио (супруга), фио (дочь), фио (сын)) на основании договора найма служебного жилого помещения N 179 от 11 марта 2020 г, передано за плату во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, для временного проживания в нем. В данном жилом помещении фио и члены его семьи зарегистрированы с 12 мая 2020 г.
Согласно п. 19 Договора, в случае расторжения или прекращения настоящего Договора в связи с прекращением трудовых отношений, а также прекращения пребывания в должности, замещаемой в центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
12 марта 2008 г. фио подано заявление руководителю следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по РК о постановке на очередь по улучшению жилищных условий.
Аналогичные заявления было поданы фио руководителю следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по РК 17 ноября 2010 г. и председателю жилищной комиссии - первому заместителю руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по адрес и адрес.
28 августа 2012 г. на основании решения жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета РФ по адрес и адрес, оформленного протоколом N 2, фио был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением и поставлен на учет для выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений.
Протоколом от 15 июня 2017 г. N 2 фио поставлен на учет в качестве нуждающегося в служебной жилой площади.
22 октября 2018 г. фио подано заявление в жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, или жилого помещения в собственность. Стаж службы фио в календарном исчислении на должностях прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре РФ и (или) сотрудников Следственного комитета РФ составлял 10 лет 11 месяцев.
13 декабря 2021 г. решением жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета РФ, оформленным протоколом N 73, фио признан не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, и непринятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, в связи с совершением действий по ухудшению жилищных условий, с указанием, что фио может быть принят на соответствующий учет не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий (с 12 мая 2021 г.).
15 ноября 2021 г. в адрес фио и.о. руководителя управления материально-технического и социального обеспечения Следственного комитета РФ было направлено Уведомление об освобождении жилого помещения по адресу: адрес, с указанием на п. 19 Договора найма.
Разрешая встречные требования, оценивая доказательства в их совокупности, на основании приведенных доказательств, суд первой инстанции учел, что согласно п. 3 Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, утвержденного Приказом СК России от 10 июля 2018 г. за сотрудниками, состоявшими по состоянию на 11 января 2018 г. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) в период службы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации или Следственном комитете, сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность. В данном случае вынесение решения о принятии сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность не требуется. фио в период службы, а именно 28 августа 2012 г. был поставлен на жилищный учет в Следственном комитете Российской Федерации, то есть до 11 января 2018 г, жилое помещение в собственность истцу не передавалось, единовременная социальная выплата не выплачивалась, сведений о том, что фио был снят с жилищного учета, не имеется. Таким образом, фио по состоянию на 11 января 2018 г. продолжал состоять на жилищном учете в Следственном комитете Российской Федерации.
Ссылка представителя истца (ответчика по встречному иску) как на основание для признания фио не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, и непринятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, на то, что фио совершены действия, которые свидетельствуют об умышленном ухудшении им своих жилищных условий, с момента совершения которых не прошло 5 лет, а именно прекращение регистрации в жилом помещении большей площадью, что привело к утрате права его использования, отклонена судом как необоснованная, поскольку указанные в решении действия, не относятся к действиям, указанным в ч. 19 ст. 35.1 Федерального закона от 28 декабря 2020 г. N ФЗ-403 "О Следственном комитете Российской Федерации". Кроме того, суд читывал, что фио и члены его семьи были сняты с регистрационного учета по месту жительства в адрес, вынуждено, в связи с переездом к месту службы фио в адрес. Данные жилые помещения им не принадлежали, в найме не находились.
На основании изложенного, учитывая, что иных жилых помещений, как в собственности, так и по договору социального найма ни истец, ни члены его семьи не имеют, стаж службы фио в календарном исчислении на должностях прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре РФ и (или) сотрудников Следственного комитета РФ по состоянию на дату увольнения составлял более 13 лет, суд пришел к выводу, что семья фио, исходя из вышеизложенных норм закона, имеет право на обеспечение жилым помещением, как семья сотрудника Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и сотрудника Следственного комитета, имеющего выслугу более 10 лет и получающего пенсию за выслугу лет, в свою очередь обязательства государственных органов перед ответчиком по предоставлению жилого помещения, не выполнены, решение жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета РФ, оформленное протоколом N 73 от 13 декабря 2021 г, которым фио признан не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, и не принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, является незаконным.
Также суд указал, что решение суда является основанием для отмены решения жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета РФ, оформленное протоколом N 73 от 13 декабря 2021 г, которым фио признан не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременного социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, и не принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность.
Принимая во внимание то, что вопрос о праве на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставлении жилых помещений в собственность, относится к компетенции соответствующей комиссии, при том, что суд не вправе подменять орган, в компетенцию которого входит рассмотрение заявлений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставлении жилых помещений в собственность, оснований для удовлетворения исковых требований об обязании принять решение о признании фио нуждающимся в жилом помещении и принятии фио на учет нуждающихся в жилых помещениях, принять решение о внесении Председателю Следственного комитета Российской Федерации предложения о предоставлении фио единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принять решение о передаче в собственность фио и членам его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, вместо единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции не нашел, в связи с чем полагал возможным в удовлетворении соответствующих исковых требований отказать. Кроме того, как выше было указано, фио в период службы, а именно 28 августа 2012 г. был поставлен на жилищный учет в Следственном комитете Российской Федерации, то есть до 11 января 2018 г, жилое помещение в собственность истцу не передавалось, единовременная социальная выплата не выплачивалась, сведений о том, что фио был снят с жилищного учета, не имеется.
Ввиду того, что суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания решения жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета РФ, оформленного протоколом N 73 от 13 декабря 2021 г, которым фио признан не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, и не принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, незаконным, в резолютивной части решения суд считал необходимым изложить данные требования в следующей редакции: обязать Следственный комитет РФ в лице жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета РФ повторно рассмотреть вопрос о предоставлении фио совместно с членами его семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность. Требования, предъявленные истцом, соответствуют указанным требованиям, однако изложены в иной редакции, которая требует дополнительных пояснений, что будет затруднительно при исполнении решения.
Невозможность выселения из служебных жилых помещений сотрудников, вышедших на пенсию по выслуге лет, состоящих на учете нуждающихся в получении жилого помещения, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Таким образом, поскольку фио и члены его семьи были вселены в жилое помещение по адресу: адрес, на законных основаниях, фио состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, за ним сохранялись право быть признанным в качестве нуждающегося в жилом помещении, состоять на учете и право на проживание в спорном жилом помещении после увольнения, что соответствует ст. 4 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации", фио и члены его семьи, согласно выводам суда, не могут быть выселены из спорного жилого помещения до решения вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты. фио и члены его семьи не владеют жилыми помещениями на праве собственности, праве социального найма или на ином праве. Спорная квартира является для них единственным жильем. фио состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, и его нуждаемость не отпала.
Таким образом, исковые требования Следственного комитета РФ отклонены в полном объеме.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о законности оспариваемого решения, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку направлены на иную оценку представленных доказательств, выводов суда, но не опровергают их. Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела; с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности; дал им надлежащую правовую оценку; спор разрешилв соответствии с материальным и процессуальным законом.
Учитывая, что 28 августа 2012 г. фио был поставлен на жилищный учет в Следственном комитете Российской Федерации, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Следственного Комитета Российской Федерации судебная коллегия считает правильным; жилым помещением или денежными средствами для его приобретения фио и его семья не обеспечены. При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы Следственного Комитета Российской Федерации, которые основанием к отмене решения об отказе в выселении ответчиков из спорного жилого помещения не являются, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки указанных обстоятельств судебная коллегия не установила.
Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения суда, судебная коллегия также не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда адрес от 20 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.