адм. дело N33а-213/2024
р/с N2а-846/2022
15 января 2024 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В, судей фио, фио, при секретаре Абрамовой О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика призывной комиссии адрес на решение Измайловского районного суда адрес от 22 декабря 2022 года, которым постановлено:
"Административные исковые требования Тюрина Ивана Сергеевича к адрес Измайлово адрес, Объединенному военному комиссариату адрес о признании незаконным решения, действий членов призывной комиссии, обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Признать незаконным решение призывной комиссии адрес от 31 мая 2021 года о предоставлении Тюрину Ивану Сергеевичу отсрочки от призыва на военную службу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать",
УСТАНОВИЛА:
Тюрин И. С. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии адрес, Объединенному военному комиссариату адрес о признании незаконным решения адрес Измайлово адрес от 31 мая 2021 года, действий членов адрес Измайлово адрес, выраженных в проведении заседания призывной комиссии 31 мая 2021 года без вызова фио, возложении обязанности на Призывную комиссию адрес не учитывать решение от 31 мая 2021 года при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки от призыва по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", мотивируя свои требования тем, что 31 мая 2021 года Призывной комиссией адрес в отношении административного истца было принято решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу до 30 июня 2022 года, в связи с обучением по программе среднего профессионального образования, однако административный истец на заседание призывной комиссии не вызывался, о реализации права на отсрочку самостоятельно не заявлял, документов, подтверждающих право на отсрочку от призыва не предоставлял, в настоящий момент Тюрин И.С. обучается по программе высшего образования в Российском университете транспорта, в связи с чем оспариваемое решение нарушает право административного истца на отсрочку от призыва на военную службу, поскольку не позволяет повторно воспользоваться данным правом по п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов настоящего административного дела следует, что 31 мая 2021 года призывной комиссией адрес принято решение о предоставлении Тюрину И.С. отсрочки от призыва на военную службу, на основании пп. "а" п.2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в связи с прохождением обучения по программе среднего профессионального образования до 30 июня 2022 года.
Решение о предоставлении Тюрину И.С. отсрочки до 30 июня 2022 года принято на основании представленной 03 февраля 2020 года Гуманитарным техникумом экономики и права справки, согласно которой срок обучения фио составляет 2 года 10 месяцев, с 01 сентября 2019 года по 30 июня 2022 года.
В настоящий момент Тюрин И.С. является студентом первого курса фио, окончание обучения 30 июня 2027 года.
10 октября 2022 года Тюрин И.С. обратился в Призывную комиссию адрес с заявлением о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в связи с обучением в высшем образовательном учреждения по очной форме обучения.
Разрешая заявленные административным истцом требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об их частичном удовлетворении путем признания незаконным решения призывной комиссии адрес от 31 мая 2021 года о предоставлении Тюрину И.С. отсрочки от призыва на военную службу по п. 2 ст. 24 ФЗ N 53-ФЗ, исходя при этом из того, что в соответствии с указанной нормой закона отсрочка от призыва на военную службу могла быть предоставлена призывнику по его волеизъявлению, при этом представителем административного ответчика не представлено достаточных доказательств, указывающих на то, что Тюрин И.С. был уведомлен о предоставлении ему отсрочки указанным решением призывной комиссии, как не представлено доказательств, подтверждающих, что Тюрин И.С. ходатайствовал о предоставлении ему отсрочки от призыва до 30 июня 2022 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Прохождение военной службы по призыву является основной формой реализации конституционной обязанности по защите Отечества.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Законом N 53-ФЗ освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 названного Закона).
Вопросы об отсрочке от призыва граждан на военную службу урегулированы статьей 24 Закона N 53-ФЗ, в том числе в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность (подпункты "а" - "д" пункта 2).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21 октября 1999 года N 13-П, отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением является с одной стороны, установленной законом гарантией конституционного права на образование, а с другой - составным элементом также установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан.
Согласно абзацу третьему подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, реализуется по четырем уровням образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (пункт 12 статьи 2, часть 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В соответствии с абзацами седьмым и девятым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют также граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам:
бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац седьмой);
магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры (абзац девятый).
Предусмотренная названным подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением случая, если первая отсрочка от призыва на военную службу предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым этого подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым поименованного подпункта (абзац тринадцатый подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ).
Приведенные нормы позволяют сделать вывод, что установленная федеральным законодателем система отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования в целом предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 26 марта 2020 года N 586-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина фио на нарушение его конституционных прав абзацами третьим и десятым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", конституционный принцип равенства всех перед законом, который распространяется не только на права, непосредственно закрепленные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением профессионального образования, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права. Такие различия должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов. Иное означало бы нарушение вытекающего из статьи 19 Конституции Российской Федерации принципа равного исполнения гражданами Российской Федерации своих конституционных обязанностей, в том числе конституционной обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества посредством несения военной службы по призыву.
Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что действующее федеральное законодательство устанавливает систему отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования и предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования (или одновременно с его получением) продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования, то есть рассматривает граждан, получивших профессиональное образование вне зависимости от его вида, как относящихся к одной категории субъектов.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, а также учитывая, что административным истцом как субъектом, относящимся к категории лиц, получивших среднее профессиональное образование, предусмотренное законом право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу на период очного обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования было реализовано, возможность предоставления повторной отсрочки в таком случае названными выше нормами федерального закона не предусмотрена, поскольку, административному истцу отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена не в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего общего образования, а как лицу, получившему основное общее образование и избравшему дальнейшее обучение в профессиональной образовательной организации по образовательной программе среднего профессионального образования, в связи с чем, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Доводы административного искового заявления о том, что административный истец самостоятельно не заявлял о реализации своего права на отсрочку от призыва на военную службу, не был вызван на заседание призывной комиссии, в связи с чем, решение Призывной комиссии от 31 мая 2021 года принято незаконно, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в материалах личного дела призывника фио имеются достаточные данные о том, что в отношении административного истца проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу, Тюрину И.С. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании предоставленной справки из Гуманитарного техникума экономики и права, в котором административный истец обучался с 01 сентября 2019 года по 30 июня 2022 года, в связи с чем Тюрин И.С. не мог не знать о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу, помимо этого, на момент принятия оспариваемого решения Призывной комиссией адрес действовал Указ мэра Москвы N12-УМ от 05 марта 2020 года "О введении режима повышенной готовности", согласно которому были введены ограничения, связанные с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в связи чем административным ответчиком правомерно принято решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в отсутствие административного истца.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Измайловского районного суда адрес от 22 декабря 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Тюрина Ивана Сергеевича к призывной комиссии адрес, Объединенному военному комиссариату адрес о признании решения, действий незаконными отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.