Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Нагорном А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу административного истца Аптекаря А.П. на решение Бутырского районного суда адрес от 02 февраля 2023 года по административному делу N 2а-13/2023 по административному исковому заявлению Аптекаря Антона Павловича к Управлению внутренних дел на Московском метрополитене Главного Министерства внутренних дел России по адрес, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес, Департаменту информационных технологий адрес, Отделу МВД по адрес о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Аптекарь А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению внутренних дел на Московском метрополитене Главного Министерства внутренних дел России по адрес, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес, Департаменту информационных технологий адрес, Отделу МВД по адрес о признании незаконными действия по задержанию и доставлению в Отдел МВД по адрес, а также использованию систем автоматического распознавания лиц, обязании удалить сведения об Аптекаре А.П. из автоматической системы распознавания лиц.
Требования мотивированы тем, что 22 августа 2022 года в 12 часов 15 минут административный истец задержан сотрудниками полиции на станции метро Белорусская; Аптекарю А.П. пояснили, что его лицо распознано в системе распознавания лиц "Сфера".
До 12 часов 45 минут административный истец находился в комнате полиции на станции метро Белорусская, после чего был доставлен в Отдел МВД по адрес.
Примерно в 13 часов 00 минут административного истца доставили в Отдел МВД России по адрес, после чего отпустили.
По мнению административного истца, являются незаконными действия административных ответчиков по использованию систем автоматического распознавания лиц, а также задержанию и доставлению в Отдел МВД по адрес.
Решением Бутырского районного суда адрес от 02 февраля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
С решением не согласен административный истец Аптекарь А.П, который в апелляционной жалобе просит решение отменить.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Аптекаря А.П. и его представителя фио, доводы апелляционной жалобы поддержавших, возражения административных ответчиков фио, фио, Пестикова И.В, фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку задержание Аптекаря А.П. и доставление в Отдел МВД совершены в соответствии с действующим законодательством, на основании документально подтвержденных обстоятельств, которые были приняты во внимание должностным лицом при совершении оспариваемых действий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Так судом установлено, что 22 августа 2022 года в 12 часов 15 минут Аптекарь А.П. остановлен сотрудниками полиции на станции метро Белорусская адрес в связи с наличием ориентировки по системе распознавания лиц.
Примерно в 13 часов 00 минут административный истец Аптекарь А.П. доставлен в Отдел МВД России по адрес и в 13 часов 15 минут освобожден.
В соответствии с положениями п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 года N 1636 "Об утверждении перечня объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), являющихся объектами транспортной инфраструктуры" станции метрополитена, включая вестибюли, эскалаторы или лестницы), а также иные помещения, обеспечивающие функционирование метрополитена, являются объектом транспортной инфраструктуры и транспортной безопасности.
В силу ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны обеспечивать на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также передачу таких данных в служебные помещения на объекте транспортной инфраструктуры, предоставленные (переданные) территориальным органам и (или) подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
При этом в соответствии с положениями Закона о транспортной безопасности к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности относятся, в том числе системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности.
Требования по обеспечению транспортной безопасности в части метрополитенов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года N 1641 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов)".
Данным нормативным правовым актом предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности метрополитена обязан, в том числе оснастить объект метрополитена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию, видеораспознавание, видеообнаружение, видеомониторинг, передачу данных с системы видеонаблюдения, хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток (п. 6, п. 9, п. 12, п. 15).
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года N1285-р "Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте" предусмотрено оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности московского метрополитена (дооснащение системой интеллектуального видеонаблюдения с функциями видеораспознавания, видеообнаружения и видеомониторинга платформ, станций, метромостов, перегонов, электродепо и коллекторов).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В соответствии с ч 3 ст. 9 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа.
Согласно п. 1.2 Положения о государственной автоматизированной информационной системе "Сфера", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17 марта 2021 года N328-ПП, ГАИС "Сфера" является государственной автоматизированной информационной системой адрес, содержащей информацию в электронной форме, в том числе программно-технические средства, предназначенные для автоматизации процессов централизованного сбора, обработки, хранения информации в целях обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры адрес.
В соответствии с п. 1.3 Положения о ГАИС "Сфера", целями создания ГАИС "Сфера" являются обеспечение безопасности и повышение уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и на транспорте общего пользования адрес за счет применения информационно-коммуникационных технологий путем организации централизованного сбора, хранения и обработки информации, содержащейся в ГАИС "Сфера", а также использования программных и технических средств, обеспечивающих информационное взаимодействие в электронной форме.
В силу ч. 1 ст. 1, п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию.
Подпунктом 13 пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" предусмотрено, что полиция имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пп. 4 п. 2 статьи 14 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право задерживать лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений.
В соответствии с частью 2 статьи 12.1 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" сведения, содержащиеся в запросах, направляемых гражданам и организациям в процессе оперативно-розыскной деятельности не подлежат разглашению, а именно раскрытие организации, методов или тактики и оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с использованием систем распознавания лиц.
Положениями ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года N152-ФЗ "О персональных данных" установлено, что сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч.1).
Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, о гражданстве Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о нотариате (ч.2).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. 44, 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).
Из материалов дела следует, что Аптекарь А.П. был задержан и доставлен в Отдел МВД по адрес для проверки личности, выяснения сведений о регистрации и проверки по базам розыска; выяснив указанные сведения Аптекарь А.П. был отпущен.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований Аптекаря А.П, поскольку действия административных ответчиков соответствовали вышеприведенным нормам права.
Как верно указал суд, права административного истца, гарантированные, в том числе, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", не нарушены, поскольку само по себе получение изображения Аптекаря А.П. в период нахождения на территории (общественном месте), попадающей под сектор наблюдения конкретной видеокамеры, установленной в целях обеспечения безопасности и повышения уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, не является способом сбора персональных (биометрических данных) Аптекаря А.П.; доказательства, подтверждающие факт незаконного распространения административными ответчиками персональных данных Аптекаря А.П, не имеется; в настоящее время какие-либо мероприятия, направленные на розыск фиоП не осуществляются.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административными ответчиками доказано, что обжалуемые действия совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, основания для совершения оспариваемых действий имелись, действия административных ответчиком соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бутырского районного суда адрес от 02 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.