Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.
судей фио, фио
при секретаре Бабашкиной З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании, по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Большаковой Н.И. - адвоката фио на решение Кунцевского районного суда адрес от 06 февраля 2023 года по административному делу N 2а-13/23 по административному исковому заявлению Большаковой Надежды Ивановны к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного учета земельного участка, обязании осуществлять государственную регистрацию, внесении изменений в ЕГРН,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Большакова Н.И. обратилась в суд с иском к Управлению Росреестра по адрес, в котором просила обязать административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес произвести кадастровый учет с уточнением сведений о площади земельного участка с установлением границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170403:176 расположенным по адресу: адрес, адрес, адрес по результатам проведенного межевания. Требования мотивированы тем обстоятельством, что административный истец на праве собственности владеет жилым домом общей площадью 200, 7 кв. расположенным по адресу: адрес, адрес, адрес, построенным в 1993 году. Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью по фактическому использованию 1810 кв.м, с кадастровым номером 50:26:0170403:176, который принадлежит административному истцу на основании договора дарения от 03 сентября 1994 года, где указана площадь 1500 кв, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуально жилищное хозяйство. Истцом используется земельный участок фактической площадью 1810 кв. адрес земельного участка закреплены забором и существуют на местности в неизменном виде более 15 лет, споров по фактическим границам со смежными землепользователями не имеется. На основании договора дарения истец внесла сведения о праве собственности в ЕГРН в 2019 года 09 сентября без установления границ земельного участка в соответствии с земельным законодательством, с указанием в особых отметках статуса как "актуальные, ранее учтенные". При постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, межевания не производилось, границы земельного участка не устанавливались. Договор дарения не содержит сведений о местоположении границ земельного участка истца при его образовании.
Ранее, земельный участок предоставлялся для ведения личного подсобного хозяйства и во владение на основании Постановления Главы администрации адрес адрес N124 от 03.11.1992 года площадью 0, 18 га т.е. 1800 кв, с 1992 года фактически земельный участок используется в пределах данной площади, а именно 1800 кв, забор установлен именно в пределах этой площади и некогда не передвигался в течении 30-ти лет. В техническом паспорте на домовладение в разделе план земельного участка по адресу: адрес, адрес, адрес, указано фактическое использование земельного участка площадью 1812 кв. сведения от 02.06.1999 года. Административный истец подала 27.10.2022 г..межевой план, составленный кадастровым инженером в органы Росреестра адрес для установления и уточнения границ земельного участка с учетом фактического использования более 15 лет. 09.02.2022 года в проведении государственного кадастрового учета в связи с нарушением п.32 части 1 статьи 26 Закона о ГРН ввиду того, что нет обоснований увеличение площади земельного участка, отказано.
Решением Кунцевского районного суда адрес от 06 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит об отмене данного судебного акта как незаконного, поскольку судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, поскольку судом не учтено, что необходимые документы для проведения государственного кадастрового учета земельного участка предоставлены, оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не имелось.
В судебную коллегию апелляционной инстанции явился представитель административного истца - адвокат фио, которая просила решение отменить по доводам апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика Росреестра по адрес, действующей по доверенности фио, явился, просил решение суда оставить без изменений, жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, приходит к выводу, что имеются правовые основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; поскольку решение суда является не законным, в виду не правильного установления фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2014 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу статьи 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2).
Статьей 22 данного Федерального закона предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (часть 6).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10).
Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 26 названного выше Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: 5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Требования к межевым планам, оформленным в электронной форме в виде файлов в формате ХМL -схем, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Согласно пункту 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Из пункта 72 Требований следует, что для оформления графической части межевого плана применяются специальные условные знаки в соответствии с приложением к Требованиям.
Пунктом 4.4 Приказа Росреестра от 10 июля 2015 года NП/367 "Об организации работ по предоставлению в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа" установлено, что при уточнении границ земельных участков необходимо учитывать, что в контуре уточняемой границы должны быть указаны все точки: новые точки, сведения о которых включаются в межевой план, существующие точки, местоположение которых не изменилось или было уточнено в результате кадастровых работ, и прекращающие существование точки.
В судебном заседании суда первой инстанции установлено, что административный истец на праве собственности владеет жилым домом общей площадью 200, 7 кв. расположенным по адресу: адрес, адрес, адрес, построенным в 1993 году.
Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью по фактическому использованию 1810 кв.м, с кадастровым номером 50:26:0170403:176, который принадлежит административному истцу на основании договора дарения от 03 сентября 1994 года, где указана площадь 1500 кв, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуально жилищное хозяйство.
Истцом используется земельный участок фактической площадью 1810 кв. адрес земельного участка закреплены забором и существуют на местности в неизменном виде более 15 лет, споров по фактическим границам со смежными землепользователями не имеется.
На основании договора дарения истец внесла сведения о праве собственности в ЕГРН в 2019 года 09 сентября без установления границ земельного участка в соответствии с земельным законодательством, с указанием в особых отметках статуса как "актуальные, ранее учтенные".
При постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, межевания не производилось, границы земельного участка не устанавливались.
27.10.2022 г. истцом предоставлен межевой план, составленный кадастровым инженером в органы Росреестра адрес для установления и уточнения границ земельного участка с учетом фактического использования более 15 лет.
09.11.2021 г. Управление уведомлениями от 09.11.2021 г. N КУВД- 001/2022-45281622/1, приостановило предоставление государственной услуги сроком до 9 февраля 2022 г.
В связи с непредставление документов, 09.02.2022 г. Управление оформленными уведомлениями от 09.02.2022 г. N КУВД- 001/2022-45281622/5, в предоставлении услуги отказало в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении спорного объекта.
Суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявления, в виду отсутствия доказательств, подтверждающих прав на земельный участок, в отношении которого административным истцом подано заявление о предоставлении государственной услуги об уточнении границ земельного участка, отсутствии доказательств, существования земельного участка в заявленных границах, и не установления факта нарушений должностными лицами административного ответчика требований действующего законодательства.
Вместе с тем, судом не учтено, что в силу требований части 2 статьи 62, частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ ообязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Из материалов дела следует, что устраняя недостатки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета изменений принадлежащего ей земельного участка, Большаковой Н.И. представлены административному ответчику межевой план земельного участка, документы, содержание данные обмеров земельного участка органов технической инвентаризации, свидетельствующих о том, что площадь земельного участка составила 1800-1812 кв.м, в том числе представлно постановление главы администрации адрес адрес N 124 от 03.11.1992г. на выдачу во владение земельного участка пл. 0, 18 га.
Отказывая в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета, а впоследствии отказывая административному истцу в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с неустранением причин, препятствующих ему, административный ответчик сослался на то, что документы, включенные в состав приложения межевого плана, в нарушение пункта 70 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921, не подтверждают прохождение уточненной границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170403:176, межевой план содержит неверное приведение закрепленных характеристик, неверно указано происхождение частей границ уточняемого земельного участка.
Вместе с тем в силу пункта 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Из приобщенного к материалам дела межевого плана земельного участка от 23 ноября 2021 года (л.д.48-69) следует, что он содержит раздел "Исходные данные" с указанием перечня документов, использованных при подготовке плана, и их реквизитов, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, к межевому плану представлены схема геодезических построений, договор, постановление, свидетельство о праве собственности.
При этом основания, по которым административный ответчик пришел к выводу о том, что документы, включенные в состав приложения межевого плана, не подтверждают прохождение уточненной границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170403:176, а равно чему противоречит прохождение уточненной границы земельного участка, административным ответчиком не указаны.
Данным обстоятельствам в нарушение требований статей 62, 178, 180, 226 КАС РФ суд правовой оценки в решении не дал, суд счел возможным положить в основу решения возражения административного ответчика, посчитав их достаточными для отказа в удовлетворении заявленных требований, При этом суд первой инстанции в ходе судебного разбирательства не установили не проверил доводы истца, фактически освободив администраивного ответчика от обязанности доказать правомерность принятого им решения.
Доказательств, что представленный административным истцом межевой план не соответствует положениям пункта 70 Требований, административный ответчик в подтверждение своей правовой позиции суду не представил.
Таким образом, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в соответствии с положениями пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных Большаковой Надежды Ивановны требований к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного учета земельного участка, обязании осуществлять государственную регистрацию, внесении изменений в ЕГРН. При этом судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление Росреестра по адрес обязанность повторно рассмотреть заявления о государственном кадастровом учете изменений в отношении объекта недвижимого имущества, поскольку разрешение данного вопроса относится к компетенции административного ответчика и суд не вправе подменять его.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда адрес от 06 февраля 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования по административному иску Большаковой Надежды Ивановны к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного учета земельного участка, обязании осуществлять государственную регистрацию, внесении изменений в ЕГРН -удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес от 11 декабря 2019 года об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170403:176.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес обязанность произвести кадастровый учет с уточнением сведений о площади земельного участка с установлением границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170403:176, расположенным по адресу адрес, адрес по результатам проведенного межевания.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23.01.2024г.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.