Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Аликсиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу представителя административного истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 февраля 2023 года по административному делу N 2а-358/2023 по административному исковому заявлению Шихман Ирины Юрьевны к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным, отмене распоряжения о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента и исключении информации из реестра,
УСТАНОВИЛА:
Шихман И.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России, в котором просила признать незаконным и отменить распоряжение Минюста России от 18 ноября 2022 года о включении ее в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющим функции иностранного агента (далее-реестр), обязать исключить сведения о ней из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, мотивируя требования тем, что никогда не осуществляла политическую деятельность в интересах иностранных источников, ни под каким воздействием, оказанным иностранным источником, не находилась.
Оспариваемое распоряжение является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации, Международного пакта о гражданским и политических правах; применение к ней законодательства о средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, свидетельствует о нарушении принципа равенства.
Внесение административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, является несоразмерным вмешательством в ее права, гарантированные статьей 29 Конституции Российской Федерации; ограничение прав обусловлено политической мотивацией.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении требований, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца фио, со ссылкой на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение норм материального права и полагая выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Минюста России по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст. ст. 150 - 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствии административного истца, извещенного о дате и времени судебного заседания, об уважительных причинах неявки не уведомивших, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ распределил бремя доказывания между сторонами и, установив, что права административного истца не нарушены административным ответчиком, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Так, из материалов дела следует, что Минюстом России от 18 ноября 2022 года принято распоряжение N 1548-р о включении Шихман И.Ю. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента на основании части 3 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 года N481-ФЗ).
Основанием для принятия такого решения послужила информация, поступившая 24 октября 2022 года из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации, согласно которой Шихман И. Ю. является российской журналисткой, телеведущей, видеоблогером.
В 2017 году запустила авторское шоу на видеохостинге "YouTube" "А поговорить?.." с эксклюзивными интервью с гостями программы.
В рамках выпусков обсуждается общественно-политическая повестка.
Шихман И.Ю. распространяет/распространяла сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах: "Facebook" https://www.facebook.com/irina.shikhman - около 9, 8 тыс. подписчиков, доступ к социальной сети ограничен;
"Вконтакте" https://vk.com/irinashikhman - около 1, 6 тыс. подписчиков;
"YouTube" https://www.youtube.com/channel/UCp2J7GRxQ 36QLqW4ReLLt5g - около 2, 4 млн подписчиков;
"Telegram" https://t.me/apogovoritofficial - около 47, 9 тыс. подписчиков;
"Instagram" https://www.instagram.com/irinashikhman/ - около 318 тыс. подписчиков, доступ к социальной сети ограничен;
"Одноклассники" https://ok.ru/group/61659326185540 - около 20 подписчиков;
интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, https://taplink.cc/irinashikhman;
интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, https://shop.apogovorit.ru/.
За период с октября 2021 года по октябрь 2022 года выявлены факты распространения Шихман И.Ю. сообщений и материалов иностранных средств массовой информации ООО "Телеканал Дождь", "Сибирь.Реалии", SIA "Medusa Project", выполняющих функции иностранного агента, а также сообщений и материалов фио, фио, включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
1. фио приговорили к 22 годам колонии строгого режима по обвинению в госизмене" (https://t.me/apogovoritofficial/534) (05.09.2022).
2. "Историка из Барнаула оштрафовали за грустные реакции
к антивоенным постам" (https://t.me/apogovoritofficial/470) (26.07.2022).
3. "Встречаемся в 20:00" (https://t.me/apogovoritofficial/458) (18.07.2022).
4. "С 2018 года в Петербурге обсуждают легализацию стрит-арта" (https://t.me/apogovoritofficial/411) (02.07.2022).
5. фио: судьба России, избиение, работа на Кириенко, отмена русской культуры" (https://www.youtube.com/ watch?v=tqPstCHnCIc) (27.06.2022).
6. "Уличный художник фио решилпоздравить Екатеринбург с Днем России... " (https://t.me/apogovoritofficial/377) (18.06.2022).
7. "Экс-депутат гордумы Воронежа фио предположила, почему на марка автомобиля горят леса" (https://t.me/apogovoritofficial/307) (12.06.2022).
8. фио и фио остались единственными журналистами в Мариуполе" (https://t.me/ apogovoritofficial/220) (22.03.2022).
9. фио ? о зараженных птицах и уничтожении славянского этноса" (https://t.me/apogovoritofficial/217) (20.03.2022).
10. фио. Побег из России, уголовное дело, конфликт с Венедиктовым // А поговорить?.." (https://www.youtube.com/ watch?v=QxEd3AuywG4) (06.02.2022).
18 ноября 2022 года в Минюст России из Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Управление) поступила информация, содержащая материалы политической направленности, участие в создании и (или) распространении которых принимала Шихман И.Ю.
Управлением зафиксированы факты осуществления Шихман И.Ю. политической деятельности на адрес в интересах иностранного источника в связи с оказанным на нее иностранным источником воздействием, поскольку приведенные материалы содержат публикации Шихман И.Ю, в которых указанное лицо предоставляет площадку для распространения негативных мнений о принимаемых органами государственной власти Российской Федерации решениях, а также содержатся недостоверные сведения, затрагивающие проведение специальной военной операции на адрес, а также в отношении должностных лиц, осуществляющих государственную службу и военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, формируя, общественно-политические взгляды и убеждения, относительно проводимой Российской Федерацией политики.
Установлено распространение в телеграм-канале https://t.me/apogovoritofficial материалов и сообщений иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента: SIA "Medusa Project" 20 и 22.03.2022, 12.05.2022, 15.07.2022; Медиа-проекта "ОВД-Инфо" 06, 07, 20.05.2022, 29.07.2022, 02, 09, 16.09.2022, 07.10.2022; ООО "Телеканал Дождь" 05.09.2022, 18.07.2022.
Шихман И.Ю. осуществляет интервьюирование лиц, занимающих проукраинскую позицию, высказывающихся негативно о проведении специальной военной операции на Украине с 24 февраля 2022 года: фио про бомбоубежище, чёрный юмор, фальшивые слезы звёзд // А поговорить? (видео-интервью фио от 27.03.2022, народный артист Украины, Киев, https://www.youtube.com/watch?v=NGBcAeaJjn8); Белоника про уголовное дело, лицемерие Канделаки и Баскова, магию и Бандеру // А поговорить? (интервью от 18.04.2022 с фио, Франция, https://www.youtube.com/watch?v= SSKeZ24uznY); Доктор Комаровский о трагедии Харькова, имперском мышлении и детях под обстрелами // А поговорить? (интервью с Доктором Комаровским от 15.09.2022, Украина, https://www.youtube.com/ watch?v=--d5fZAo_GI); фио. Спецоперация, смерть мужа, долги, эмиграция А поговорить? (интервью с фио от 19.03.2022, https://www.youtube.com/ watch?v= BYlSp4YE5rw); Как адрес предсказал судьбу России. И что будет дальше? // А почитать? (интервью с фио от 01.06.2022, https://www.youtube.com/watch?v=BGmlUHvo3cM); фио про поколение Z, ватных рокеров и самурая-Навального // А поговорить? (интервью с фио от 12.10.2022, Израиль, Тель-Авив, https://www.youtube.com/ watch?v=pks-WLkqGDU); фио. Почему провалилась русская оппозиция? А поговорить? (интервью с фио от 10.08.2022, Израиль, https://www.youtube.com/watch?v=7CWyRoc7B7w); Монеточка. Беременность, травля, жизнь без денег // А поговорить? (интервью Монеточки от 08.05.2022, Вильнюс, https://www.youtube.com/watch?v=0z4v14SN5NU); фио. Развод с Шацем, работа в Украине, жизнь в Испании // А поговорить? (интервью с фио от 05.06.2022, https://www.youtube.com/watch?v=Ox0fZYgDrWA).
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства, в удовлетворении заявленных требований отказал и исходил из того, что необходимая совокупность обстоятельств, подтверждающих нарушение прав административного истца и несоответствие закону оспариваемого распоряжения административного ответчика по настоящему административному делу, не установлена, поскольку распространение контента на ресурсе "А поговорить?" (https://www. youtube.com/channel/UCp2J7GRxQ36QLqW4ReLLt5g) с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике формирует общественно-политические взгляды и убеждения подвергающие критике действий российских властей в связи с проводимой Россией специальной военной операцией на адрес; интервьюерами являются известные широкому кругу общественности личности, поэтому высказывания осуществляются в интересах государства Украина, Минюст России пришел к выводу об осуществление политической деятельности Шихман И.Ю. в интересах иностранного источника, государства Украина.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждены доказательствами.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Минюст России ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (далее - список).
Пунктом 9 Порядка ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 28 июня 2021 года N 106 (далее - Порядок), действовавшим в период вынесения оспариваемого Распоряжения, предусмотрено, что основанием для включения физического лица, выполняющего функции иностранного агента, в список является распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации, издаваемое на основании (помимо добровольного заявления), в том числе документа, подтверждающего осуществление деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление, поступившего от государственных органов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 вышеназванного Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ (далее - Закон N 272-ФЗ), физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на адрес в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).
Политическая деятельность осуществляется в следующих формах: участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий; публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований; вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность; финансирование указанной деятельности.
В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 статьи 2.1 Закона N 272-ФЗ, Минюст России включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Суд первой инстанции, установив, что Минюстом Российской Федерации представлены доказательства, подтверждающие обоснованность решения и право на принятие оспариваемого решения, соблюдение порядка его принятия и информирования, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным, оно принято в соответствии со статьей 227 КАС РФ; юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, исходя из требований части 9 статьи 226 КАС РФ; между сторонами законно распределено бремя доказывания (статья 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ); собранных по делу доказательств достаточно для принятия правильного решения; оценка доказательствам дана по правилам статьи 84 КАС РФ; все фактические обстоятельства дела тщательно исследованы и доказаны; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка о том, что действия Минюста России основаны на законе, прав и законных интересов административного истца не нарушают; факта превышения предоставленных Минюсту России полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам административного истца не установлено.
Несмотря на доводы апелляционной жалобы, судом верно применены положения Закон N 272-ФЗ, в котором изложены основания для признания физического лица лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что решение Минюста обусловлено политической мотивацией носят надуманный характер.
Утверждение в апелляционной жалобе на то, что административный истец, осуществляя журналистскую деятельность, выражала свое мнение по разным значимым вопросам, что не является политической деятельностью, на законность принятого решения не влияют, осуществление права на свободу выражения мнения (и свободу прессы), может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, в целях сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, ее независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране. Высказывания и публикации административного истца были направлены на политическую дестабилизацию, дискредитацию военной операции.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что административный истец не получал денежных средств от иностранных источников, являются несостоятельными, учитывая, поступившие в Минюст России сведения из Федеральной службы по финансовому мониторингу, оснований не доверять которым не имеется.
Как верно указал суд решение соответствует положениям Конституции Российской Федерации, Международного пакта о гражданских и политических правах, не нарушает права административного истца.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, исследования доказательства по делу, которые отвечали принципам достоверности, доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Нормы материального права при рассмотрении дела судом применены правильно, нарушений такого толка судом не допущено, и ссылка на это в апелляционной жалобе безосновательна.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется; решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.