Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре И.В. Лялиной, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе Симоновской межрайонной прокуратуры адрес на решение Симоновского районного суда адрес от 25 января 2023 года по административному делу N2а-40/2023 по административному иску адрес к Симоновской межрайонной прокуратуре адрес о признании незаконными представления,
УСТАНОВИЛА:
адрес обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным представление Симоновской межрайонной прокуратуры адрес N21-1-2021 от 9 июня 2021 года об устранении ГБОУ "Школа N1272" нарушений законодательства.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что на основании государственного контракта предоставляет образовательному учреждению услуги связи (доступ к сети Интернет), поэтому представление затрагивает интересы Общества, к которому возможно предъявление претензий по поводу выполнения условий контракта. Информация в представлении не соответствует действительности, а услуга контент-фильтрации по контракту при предоставлении доступа в Интернет обеспечивается. При этом отсутствует техническая возможность ограничить доступ к конкретному ролику на уровне оператора связи.
Решением Симоновского районного суда адрес от 25 января 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Об отмене решения суда просит прокурор по доводам апелляционной жалобы.
Представитель Симоновской межрайонной прокуратуры адрес, прокуратуры адрес фио Макирова доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель адрес по доверенности фио возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представитель ГБОУ "Школа N1272" по доверенности фио пояснил, что детям не должна быть доступна информация экстремистского содержания.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.
При рассмотрении административного дела установлено, что от 9 июня 2021 года и.о. Симоновского межрайонного прокурора адрес в отношении директора ГБОУ "Школа N1272" фио вынесено представление N21-1-2021 об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности в связи с выявленными нарушениями.
Так, прокуратурой проведена проверка соблюдения положений федерального законодательства в ГБОУ адрес "Школа N 1272", в ходе которой установлено, что в компьютерном классе школы по адресу: адрес, 1-й Кожуховский пр-д, д. 17 предоставляется беспрепятственный доступ к аудиовизуальным экстремистским материалам из Федерального списка экстремистских материалов (N 3245), что противоречит ст. ст. 3, 12, 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", ст. ст. 11, 14, 16 Федерального закона от 29 октября 2012 г. N436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также п.п. "г" п. 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1447-р о внедрении и актуализации системы исключения доступа к интернет - ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся.
Согласно государственному контракту на оказание услуг связи для органов исполнительной власти адрес на 2019-2021 годы, заключенному между Департаментом информационных технологий адрес и адрес, административный истец оказывает в пользу органов исполнительной власти адрес услуги связи, в том числе доступ в Интернет.
Согласно техническому заданию, являющемуся приложением к заключенному между Департаментом информационных технологий адрес и адрес государственному контракту, дополнительно к услугам "Доступ в Интернет" предполагается применение функциональности "Контент-фильтрация", которая должна обеспечивать в полном объеме выполнение требований Федерального закона от 29 декабря 2010 года N436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Федерального закона от 25 июля 2002 года N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение закона в представлении не указано на каких конкретно ресурсах, прокуратурой был обнаружен запрещённый контент. Также в решении указано, что требования прокуратуры технически не выполнимы, поскольку ограничить доступ к конкретному аудиофайлу на сайте, использующем протокол с шифрованием https на уровне оператора связи, не представляется возможным.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Пунктом 3 статьи 22, статьей 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на адрес запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст.ст. 11, 14, 16 Федерального закона от 29.10.2012 N436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", оборот вышеозначенной запрещенной информационной продукции, в местах, доступных для детей, в частности, в школах, не допускается; для этих целей применяются административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей от указанной информации.
Материалами дела подтверждается, что информация, возможность беспрепятственного доступа к которой установлена в ходе проведенной прокурором проверки компьютерного класса Школы, включена в федеральный список экстремистских материалов; несовершеннолетние учащиеся образовательного учреждения имеют возможность свободного доступа к запрещенной информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию, что является недопустимым, не соответствует задачам образования воспитания социализации творческой реализации несовершеннолетних. адрес по контракту обязано обеспечивать контент-фильтрацию, в том числе в соответствии с законодательством о противодействии экстремистской деятельности.
При таких данных, представляется, что, у прокурора имелись достаточные основания для внесения оспариваемого представление в адрес Школы, ответственной за безопасные условия обучения детей. Прокурор в рассматриваемых правоотношениях действовал в пределах полномочий и в соответствии с законом, представлением права адрес не нарушены, никаких обязанностей на юридическое лицо не возложено, а самой Школой представление не оспаривалось.
Учитывая изложенное, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что административным ответчиком не доказаны обстоятельства, имеющие значение, и не представлены доказательства того, что основания для принятия оспариваемого представления имелись.
Напротив, административным истцом не доказан факт нарушения прав, свобод и законных интересов.
При указанных обстоятельствах решение районного суда подлежит отмене, с принятием по настоящему делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда адрес от 25 января 2023 года отменить и принять по настоящему делу новое решение об отказе удовлетворении административного иска адрес к Симоновской межрайонной прокуратуре адрес о признании незаконными представления.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России. Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 31 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.