Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Кирюхиной М.В., Тиханской А.В., при секретаре Бубновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-465/2022 по административному исковому заявлению Измайловского межрайонного прокурора адрес к Сухареву Михаилу Александровичу о признании информации запрещенной к распространению
по апелляционному представлению заместителя Измайловского межрайонного прокурора адрес фио на решение Измайловского районного суда адрес от 20 сентября 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Измайловский межрайонный прокурор адрес обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке ст.46 КАС РФ, о признании информации запрещенной к распространению, указывая, что 29 июня 2022 года Измайловской межрайонной прокуратурой адрес проведена проверка исполнения действующего законодательства при размещении информации в сети Интернет.
В ходе проведенного мониторинга интернет-сайтов установлено, что на интернет-сайте, находящемся в свободном доступе, по адресу: https://land.priziva.net/consult-sem-4/ размещена информация с указанием способа уклонения от прохождения службы в армии.
Согласно данным регистратора домена первого уровня администратором доменного имени второго уровня https://land.priziva.net/consult-sem-4/ является Сухарев М.А.
Административный истец просил признать информацию, размещенную в сети Интернет на интернет странице по адресу: https://land.priziva.net/consult-sem-4/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решением Измайловского районного суда адрес от 20 сентября 2022 года постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Измайловского межрайонного прокурора адрес к Сухареву М.А. о признании информации запрещенной к распространению - отказать.
В апелляционном представлении заместитель Измайловского межрайонного прокурора адрес просит отменить данный судебный акт как незаконный, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, сочтя возможным в соответствии со ст. ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных положениями части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что административным истцом не представлено доказательств того, что на сайте https://land.priziva.net/consult-sem-4/ размещена информация с указанием способа уклонения от прохождения службы в армии, которая запрещена распространению, поскольку из анализа содержания размещенных на сайте https://priziva.net/ сведений следует, что в информации на сайте содержится реклама предоставления платных медицинских и юридических услуг.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Реестр).
В силу ч. 5 ст. 15.1 указанного Федерального закона уполномоченные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией принимают решения, являющиеся основанием для включения в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в отношении видов информации, указанной в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ.
В отношении иных видов информации решения, являющиеся основанием для включения в Реестр сведений, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 29 июня 2022 года Измайловской межрайонной прокуратурой адрес проведена проверка исполнения действующего законодательства при размещении информации в сети Интернет.
Из материалов дела следует, что проверкой, проведенной прокуратурой установлено, что на сайте https://land.priziva.net/consult-sem-4/ размещена информация, которая пропагандирует сознательный отказ граждан от военной службы перечисленными в этой публикации способами.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра Интернет-ресурса и распечаткой текста с интернет-страницы сайта
https://land.priziva.net/consult-sem-4/.
Согласно данным регистратора домена первого уровня администратором доменного имени второго уровня https://land.priziva.net/consult-sem-4/ является Сухарев М.А.
Как следует из представленных документов, на сайте содержится информация о способах уклонения от военной службы, прямо указывает, что одним из способов уклониться от службы в армии является возможность по собственной инициативе грамотно подготовить медицинские документы с тем, чтобы в результате действий призывника призывная комиссия освободила от службы по состоянию здоровья. В целом информация пропагандирует сознательный отказ граждан от военной службы перечисленными в этой публикации способами, навязывает молодому поколению мнение об отсутствии у него обязанности по прохождению службы в армии.
Таким образом, размещенная на указанной интернет-странице информация по своему содержанию является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, так как содержит сведения и способы уклонения от прохождения службы в армии.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Статья 59 Конституции Российской Федерации возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным законом.
В силу статей 23 и 24 Федерального закона N 53-ФЗ от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Таким образом, Федеральным законом N 53-ФЗ определены категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока- от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Следовательно, служба в армии отнесена к предусмотренной законом обязанности, от несения которой возможно освобождение лишь в перечисленных выше случаях, к которым отмечаемое на рассматриваемой интернет странице нежелание служить в армии не относится.
Таким образом, граждане, преимущественно не достигшие возраста 18 лет, знакомясь с размещенными на данном сайте сведениями и воспринимая их как руководство к действию, будучи недостаточно информированными о предусмотренной законом ответственности за подобные действия (бездействия), а по существу - введенными в заблуждение относительно безнаказанности за совершения действий (бездействия), направленных на уклонение от воинской службы, фактически склоняются к нарушению закона, что противоречит интересам Российской Федерации, поскольку защита Отечества является долгом и конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации.
Статьей 328 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы и за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы.
Статьей 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.
Таким образом, размещение указанной информации на сайте в сети Интернет противоречит целям и задачам действующего законодательства о воинской службе, нарушает права Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на формирование правового сознания граждан, их отношение к военной службе, в том числе прав несовершеннолетних граждан при обучении по дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью их подготовку к военной или иной государственной службе.
Размещенная на Интернет-сайте по вышеуказанному адресу информация является запрещенной к распространению. Посещение страницы, размещенной на данном сайте, свидетельствует об открытости информации для всех без исключения граждан. Сайт не содержит ограничений к доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение в телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей описание способов уклонения от призыва в армию и исполнения воинской обязанности, побуждающей молодых людей к совершению действий, за которые может наступить как административная, так и уголовная ответственность. Кроме того, данная информация подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства. Следовательно, указанная деятельность нарушает публичные интересы Российской Федерации.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на вышеуказанном сайте, нашла свое подтверждение.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что в силу части 2 статьи 310 КАС РФ решение об отказе в удовлетворении административного иска, которое указанные нормы права и обстоятельства дела не учитывает, подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об удовлетворении требований Измайловского межрайонного прокурора адрес.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда адрес от 20 сентября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать информацию, размещенную в сети Интернет на интернет-сайте по адресу: https://land.priziva.net/consult-sem-4/ запрещенной к распространению на адрес.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.