Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "ТРАНСКОМ" Арбузникова А.А. на постановление судьи Таганского районного суда адрес от 15.05.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "ТРАНСКОМ",
УСТАНОВИЛ:
13.12.2022 г. старшим инспектором отдела организации контроля за пребыванием иностранных граждан Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по адрес в отношении ООО "ТРАНСКОМ" (далее также - Общество) был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Таганский районный суд адрес.
Постановлением судьи Таганского районного суда адрес от 15.05.2023 г. ООО "ТРАНСКОМ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с принятым актом, защитник ООО "ТРАНСКОМ" фио обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит прекратить производство по делу, либо снизить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, назначить наказание в виде предупреждения. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что обжалуемое постановление является незаконным, необоснованным, принято с нарушением норм действующего законодательства; изложенные в рапорте должностного лица выводы не обоснованы и не подтверждены материалами дела; в материалы дела представлены только копии административного материала, отсутствует оригинал протокола об административном правонарушении; Общество не является субъектом вменяемого ему правонарушения, факт наличия трудовых отношений между выявленным иностранным гражданином и Обществом не доказан; в отношении Общества вынесено 33 постановления по аналогичным делам, общая сумма назначенных штрафов составила сумма, что повлечет негативные последствия, Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, ранее не привлекалось к административной ответственности, правонарушение не носит умышленный характер, сведений о наступлении вредных последствий не имеется, отягчающие ответственность обстоятельства отсутствуют, в связи с чем, возможно применение положений ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Законный представитель, защитник ООО "ТРАНСКОМ" фио в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела юридическое лицо и защитник уведомлены надлежащим образом. Сообщений об уважительных причинах неявки и ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, в связи с чем, жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, наступает за не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на адрес и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона РФ N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно протоколу об административном правонарушении, 20.06.2022 г. в 10:20 по адресу: адресо, с. адрес, адрес Битца, на территории строительства жилого комплекса "Южная Битца", в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства выявлен факт нарушения юридическим лицом ООО "ТРАНСКОМ" требований п. 8 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ, выразившегося в не выполнении им обязанности по уведомлению до 00:01 24.06.2022 г. территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином адрес, осуществляющим трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего по вязке арматуры.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения судьей районного суда ООО "ТРАНСКОМ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. ст. 18.15 КоАП РФ, постановлением от 15.05.2023 г.
Между тем, с данными выводами судьи Таганского районного суда адрес согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является его разрешение в соответствии с законом.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, вменяемого ООО "ТРАНСКОМ", заключается в не выполнении обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Как установлено судьей Таганского районного суда адрес, правонарушение, вменяемое ООО "ТРАНСКОМ", совершено 24.06.2022 г.
Вместе с тем, из материалов дела, в частности из письменных объяснений гражданина адрес, усматривается, что он осуществляет трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего по вязке арматуры с 23.01.2022 г.
Следовательно, с учетом положений п. 8 ст. 13 Федерального закона РФ N 115-ФЗ, обязанность заказчика работ (услуг), привлекшего и использующего для осуществления трудовой деятельности указанного иностранного гражданина, по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), должна быть исполнена в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения соответствующего договора, то есть до 00:01 27.01.2022 г.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, поскольку законом предусмотрен конкретный срок, в течение которого ООО "ТРАНСКОМ" обязано было выполнить возложенную на него законом обязанность по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, то правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, совершение которого вменяется Обществу, не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение, в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, то есть с 27.01.2022 г. Таким образом, указанный срок истек 27.01.2023 г.
В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В нарушение указанных норм, судья Таганского районного суда адрес привлек Общество к административной ответственности 15.05.2023 г, то есть за пределами срока давности.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление и решение по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и решения и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом вышеизложенного, постановление судьи Таганского районного суда адрес от 15.05.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ТРАНСКОМ" не может быть признано законным и подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30. 8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Таганского районного суда адрес от 15.05.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "ТРАНСКОМ" отменить.
Производство по указанному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.