Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Асанова Б.Б. на постановление судьи Перовского районного суда города Москвы от 14 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 31 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Асанова ***,
УСТАНОВИЛ:
13 сентября 2021 года командиром ОР ППСП ОМВД России по району Вешняки города Москвы в отношении гражданина Республики *** Асанова Б.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 31 ст. 18.8 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Перовский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Перовского районного суда города Москвы от 14 сентября 2021 года Асанов Б.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 31 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Асанов Б.Б. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, - 13 сентября 2021 года, он законно находился на территории Российской Федерации, был поставлен на учёт по месту пребывания до 10 декабря 2021 года; он в недостаточной степени владеет русским языком, однако в ходе производства по делу ему не был предоставлен переводчик.
В судебное заседание Асанов Б.Б, извещённый в установленном порядке, не явился, не подавал ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, с учётом ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, согласно которой судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме, прихожу к следующему.
Согласно ч. 11 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания.
В соответствии с ч. 31 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 11 настоящей статьи, совершённое в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
На основании п. 2 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно материалам дела, 13 сентября 2021 года в 19 часов 00 минут по адресу: город Москва, улица Красный Казанец, владение 19 сотрудниками ОР ППСП ОМВД России по району Вешняки города Москвы выявлен гражданин Республики *** Асанов Б.Б, который, прибыв на территорию Российской Федерации 14 февраля 2019 года в порядке, не требующем получения визы, по истечении установленного срока пребывания - 15 марта 2019 года в нарушение п. 2 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан уклонился от выезда с территории Российской Федерации, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 31 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Асанова Б.Б. подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 13 сентября 2021 года; рапортом командира ОР ППСП ОМВД России по району Вешняки горда Москвы В*** В.А.; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, от 13 сентября 2021 года; протоколом об административном задержании от 13 сентября 2021 года; объяснениями Асанова Б.Б.; информацией из АС ЦБДУИГ в отношении Асанова Б.Б.
Оц енив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о доказанности вины Асанова Б.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 31 ст. 18.8 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Асанов Б.Б. на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, - 13 сентября 2021 года законно находился на территории Российской Федерации является несостоятельным, поскольку опровергается приведёнными выше доказательствами.
На основании п. 2 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением, в том числе случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию (п. 3 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (п. 4 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан).
На момент истечения срока пребывания Асанова Б.Б. на территории Российской Федерации действовал Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утверждённый приказом МВД России от 18 декабря 2017 года N 933 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 7.2 Порядка в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 7 статьи 5 Федерального закона, в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина или по месту нахождения образовательной организации подается ходатайство о продлении срока временного пребывания "3".
На основании п. 14 Порядка по результатам рассмотрения заявления или ходатайства в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления или ходатайства к рассмотрению уполномоченным должностным лицом принимается одно из следующих решений:
14.1. О продлении срока временного пребывания (по заявлению иностранного гражданина или принимающей его стороны согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; по ходатайству иностранного гражданина или образовательной организации, указанной в подпункте 7.2 пункта 7 настоящего Порядка, в виде резолюции на ходатайстве);
14.2. Об отказе в продлении срока временного пребывания (приложение N 3 к настоящему Порядку).
После принятия решения о продлении срока временного пребывания по заявлению или ходатайству, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона, в миграционной карте иностранного гражданина проставляется отметка о продлении срока временного пребывания (приложение N 2 к настоящему Порядку) (п. 16 Порядка).
Согласно информации из АС ЦБДУИГ Асанов Б.Б. прибыл на территорию Российской Федерации 14 февраля 2019 года в порядке, не требующем получения визы, по истечении установленного срока пребывания - 15 марта 2019 года Асанов Б.Б. не обращался с заявлением о продлении срока пребывания на территории Российской Федерации после указанной даты в Порядке, установленном Приложением к приказу МВД России от 18 декабря 2017 года N 933, в миграционной карте ему проставлялась отметка о продлении срока временного пребывания. Кроме того, в материалах дела отсутствуют данные о наличии у Асанова Б.Б. действующего трудового договора на момент его выявления сотрудниками правоохранительных органов 13 сентября 2021 года.
Вопреки доводу жалобы, на досудебной стадии производства по делу Асанову Б.Б. разъяснялись права, предусмотренные КоАП РФ, в том числе право на пользование услугами переводчика, однако Асанов Б.Б. указывал, что русским языком он владеет, в услугах переводчика не нуждается. Кроме того, Асанов Б.Б. давал объяснения и производил записи в процессуальных документах на русском языке, не заявлял ходатайство в порядке ст. 24.4 КоАП РФ о предоставлении ему переводчика. Приведённые обстоятельства не позволили должностным лицам, оформлявшим административный материал, и судье районного суда усомниться во владении Асановым Б.Б. русским языком в той степени, которая необходима для понимания смысла и значения процессуальных действий, осуществляемых с его участием.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Асанова Б.Б. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеется основание для изменения постановления судьи районного суда.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрено санкцией ч. 31 ст. 18.10 КоАП РФ.
На основании подпункта "а" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" (далее - Указ Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364) установлено, что до 30 сентября 2021 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.
Поскольку на момент возбуждения дела об административном правонарушении и рассмотрения дела судьёй районного суда действовал подпункт "а" п. 2 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364, назначение Асанову Б.Б. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является неправомерным, в связи с чем постановление судьи Перовского районного суда города Москвы от 14 сентября 2021 года подлежит изменению путём исключения из него указания о назначении Асанову Б.Б. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу Асанова Б.Б. удовлетворить частично.
Постановление судьи Перовского районного суда города Москвы от 14 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 31 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Асанова *** изменить: исключить из него указание о назначении Асанову *** административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Перовского районного суда города Москвы от 14 сентября 2021 года оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.