Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" Жучковой А.О. на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15.03.2023 N5-93/2023, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 26.06.2023 N12-782/2023, состоявшиеся в отношении акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15.03.2023 N5-93/2023, оставленным без изменения решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 26.06.2023 N12-782/2023, акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (далее - АО "СЗППК") привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей без конфискации орудия совершения или предметов административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "СЗППК" Жучкова А.О. выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, недоказанностью обстоятельств, на основании которых приняты оспариваемые судебные акты.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 статьи 11.15.1 названного Кодекса, совершенное умышленно, влечет административную ответственность по части 3 указанной статьи.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 N 1653 (далее - Требования N 1653).
Согласно пункту 5 указанных Требований N 1653 настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиками) Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, перевозчиками иностранных государств, выполняющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации.
Субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны в том числе информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части, их касающейся (подпункт 13 пункта 6 Требований N1653).
Как усматривается из материалов дела, 02.02.2023 по адресу: Санкт-Петербург пр.Римского-Корсакова д.47 лит А пом.6-Н АО "СЗППК", осуществляющее деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ N, допустило умышленное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, в нарушение подпункта 13 пункта 6 Требований N1653, поезд N 801А "Ласточка" маршрут "Санкт-Петербург главный - Великий Новгород", (вагон N 1, общесетевой номер ЭС2Г-02301; вагон N 2, общесетевой номер ЭС2Г-02302; вагон N 3, общесетевой номер ЭС2Г-02303; вагон N 4, общесетевой номер ЭС2ГО-02304; вагон N 5, общесетевой номер ЭС2ГО- 02305), не обеспечен информацией в наглядной и доступной форме для всех физических лиц, находящихся на указанном транспортном средстве, о требованиях Закона N 16-ФЗ в части, их касающейся, запрета перевозки по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам; запрета проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; запрета совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по делу установлено, что АО "СЗППК" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности.
В настоящей жалобе защитник АО "СЗППК" заявляет об отсутствии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как умысел на невыполнение требования по обеспечению транспортной безопасности не установлен.
Данный довод нельзя признать состоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Судебными инстанциями объективно установлено, что АО "СЗППК", будучи осведомленным о несоответствии пяти вагонов поезда N 801А "Ласточка" маршрута "Санкт-Петербург главный - Великий Новгород", требованиям по обеспечению транспортной безопасности, использовало данное транспортное средство для перевозки пассажиров. За неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности АО "СЗППК" ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по частям 1, 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что общество не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку обязанность по соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности возложена на собственника транспортного средства ОАО "РЖД", являются несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
При рассмотрении дела установлено и материалами дела подтверждено, что именно на АО "СЗППК" как перевозчика возложена обязанность информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся в поезде N 801А "Ласточка" маршрут "Санкт-Петербург главный - Великий Новгород", о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части, их касающейся.
При рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы защитника АО "СЗППК" на постановление судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии со статьями 26.1, 29.10, частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебных актах дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судьи пришли к выводу о законности и обоснованности привлечения юридического лица к административной ответственности по части 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях АО "СЗППК" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых судебных актов не является.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что постановление о назначении ООО "данные изъяты" административного наказания исполнено. Назначенный административный штраф оплачен в полном объеме 26.09.2023 (л.д. 248).
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Обществу по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 3 статьи 11.15.1 названного кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15.03.2023 N5-93/2023, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 26.06.2023 N12-782/2023, состоявшиеся в отношении акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" Жучковой А.О. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.