Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ Исправительная колония N 24 Управления ФСИН России по Республике Коми, Управления ФСИН России по Республике Коми Федеральной службы исполнения наказаний на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 4 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 4 сентября 2023 года по административному делу N 2а-1994/2023 по административному иску Козлова Сергея Владимировича к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Козлов С.В. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным иском к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми (далее ФКУ ИК-24) и Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), в котором просил взыскать денежную компенсацию в размере 300000 рублей за нарушение условий содержания в названном исправительном учреждении.
В обоснование административного иска Козлов С.В. указал, что с 2015 года отбывает назначенное приговором суда наказание в отряде N 3 названной исправительной колонии, в помещениях общежитий которой отсутствовало горячее водоснабжение, имелось нарушение норм жилой площади, отсутствовала приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением.
Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 06 апреля 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФСИН России по Республике Коми.
Решением Ухтинским городским судом Республики Коми от 4 мая 2023 года с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Козлова С.В. взыскана денежная компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 70 000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 4 сентября 2023 года решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 4 мая 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми и заинтересованного лица Управления ФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 4 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 4 сентября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 7 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции - 20 ноября 2023 года, представитель ФКУ Исправительная колония N 24 Управления ФСИН России по Республике Коми, Управления ФСИН по Республике Коми и Федеральной службы исполнения наказаний ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе Козлову А.П. в иске, указывая на необоснованное присуждение истцу денежной компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судами не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что Козлов С.В. с 30 апреля 2009 года отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, в помещениях отряда N 3, с условиями содержания в котором административный истец связывает право на компенсацию, размещался в следующих секциях общежитий колонии: секция N 13 - со 2 февраля 2015 года по 8 февраля 2016 года, секция N 6 - с 9 февраля 2016 года по 9 августа 2017 года, секция N 13 - с 10 августа 2017 года по 01 августа 2018 года, секция N - со 2 августа 2018 года по настоящее время.
Судом первой инстанции также установлено, что Козлов С.В. в периоды с 01 ноября 2021 года по 28 января 2022 года, с 20 января по 9 февраля 2023 года убывал в стационар ФКЛГГУ Б-18 (больница) г. Ухта Управления ФСИН России по Республике Коми.
Согласно представленным административным ответчиком технических паспортов и копии отчетов о наполняемости спальных помещений судом установлено, что площадь секции N 6 отряда N 3 составляет 23, 67 кв.м, площадь секции N 9 отряда N 3 - 30, 26 кв.м, площадь секции N 13 отряда N 3 - 27, 3 кв.м.
В сентябре 2018 года в секции N общежития отряда N 3, в которой содержался административный истец, на каждого осужденного приходилось менее 2-х кв.м. метров площади помещения, что обоснованно расценено судом первой инстанции в качестве нарушения положения части 1 статьи 99 УИК Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции представителем административных ответчиков не оспаривалось отсутствие горячего водоснабжения в помещениях исправительного учреждения до 01 августа 2022 года.
Установив, что в период содержания административного истца в отряде N 3 ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми отсутствовало горячее водоснабжение с 02 февраля 2015 года до августа 2022 года, а также было допущено нарушение нормы жилой площади в сентябре 2018 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу о доказанности факта нарушения условий содержания административного истца в заявленный им период и наличии оснований для частичного удовлетворения административного иска, в связи с чем, присудил денежную компенсацию в размере 70 000 рублей.
Разрешая вопрос об обоснованности доводов истца относительно отсутствия горячего водоснабжения в помещениях общежитий отрядов ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми в период до 01 августа 2022 года, суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание то обстоятельство, что представитель административного ответчика не представил, как это предусмотрено статьёй 62 КАС Российской Федерации, доказательств наличия инженерных сетей горячего водоснабжения в помещениях общежитий колонии.
Оценив доводы административного истца, приведённые в административном исковом заявлении о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении, суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии материально-бытовых условий в заявленный период содержания в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми предъявляемым требованиям в части касающейся оборудования санитарных узлов горячим водоснабжением, в связи с чем правильно признали за Козловым С.В. право на денежную компенсацию, определив её размер в разумных пределах.
Отвергая доводы представителя административных ответчиков, сводящиеся к тому, что отсутствие горячего водоснабжения обусловлено постройкой помещений исправительной колонии в периоды, когда требования к оборудованию помещений санузлов исправительных колоний горячим водоснабжением отсутствовали, суды правильно руководствовался пунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также ранее действующих нормативных документов, в частности Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп, предусматривающей требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях исправительных учреждений.
Кроме того, в силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, и иным законодательством Российской Федерации.
Статья 8 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусматривает право гражданина на благоприятную среду обитания, которая, в свою очередь, предполагает возможность гражданина пользоваться во время гигиенических процедур горячей водой. Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство такое право никак не ограничивает.
Суды первой и апелляционной инстанции, разрешая вопрос об обоснованности требований истца о присуждении денежной компенсации, обоснованно исходили из несостоятельности доводов представителя исправительной колонии, сводящихся к утверждению о том, что Козлов С.В. обеспечивался горячей водой в объёме, достаточном для удовлетворения потребности питания и личных гигиенических нужд, посредством предоставления помывки согласно утверждённого графика в банно-прачечном комплексе, а также путём предоставления возможности кипятить воду электрическим водонагревателем в помещениях общежитий отрядов колонии.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Взыскивая компенсацию в размере 70000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Понятия разумности и справедливости являются оценочной категорией, чёткие критерии которых законодательством не предусмотрены.
Таким образом, в каждом конкретном случае суд вправе определить пределы разумности, справедливости и соразмерности компенсации с учетом конкретных обстоятельств дела.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 4 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 4 сентября 2023 года, оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ Исправительная колония N 24 Управления ФСИН России по Республике Коми, Управления ФСИН России по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 4 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 4 сентября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 29 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.