Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу страхового акционерного общества "ВСК" на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 05 апреля 2023 года, апелляционное определение Новгородского областного суда от 09 августа 2023 года по административному делу N 2а-662/2023 по административному исковому заявлению страхового акционерного общества "ВСК" (далее - САО "ВСК", Страховая компания) о признании незаконным отказ межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Боровичский" УМВД России по Новгородской области (далее- МОМВД России "Боровичский"), заместителя начальника ОГИБДД МО МВД России "Боровичский" подполковника Рогова Д.Г. в предоставлении информации по запросу, о возложении обязанности предоставить копии материалов дела об административном правонарушении (схемы дорожно-транспортного происшествия, объяснений участников и цифровых фотографий с места происшествия).
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
08 февраля 2023 года САО "ВСК" обратилось в МОМВД России "Боровичский" с запросом о предоставлении следующих копий материалов дела об этом происшествии: схемы дорожно-транспортного происшествия, объяснений участников дорожно-транспортного происшествия, цифровых фотографий с места дорожно-транспортного происшествия, указав в обоснование, что запрашиваемые документы необходимы для определения размера убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, по заявлению одного из участников дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), имевшего место 01 февраля 2023 года с участием двух автомобилей, Письмом заместителя начальника ОГИБДД МО МВД России "Боровичский" подполковника Рогова Д.Г. от 10 февраля 2023 года в предоставлении истребуемой информации отказано по тем мотивам, что требование о предоставлении запрашиваемых документов: схемы ДТП, объяснения участников ДТП и фото с места происшествия, не обосновано. При этом административный ответчик прямо указал в письме, что Страховщик вправе запрашивать представление только тех документов, которые необходимы для решения вопроса о страховом возмещении с учетом характера ущерба, причиненного конкретному потерпевшему. Однако причины по которым истребуемые страховщиком документы к таковым не относятся, административный ответчик не указал.
Не согласившись с таким решением, Страховая компания обратилась в суд с указанным выше административным иском, ссылаясь на нарушение своего права получить информацию/документы, необходимые для определения размера страхового возмещения, и несоответствие оспариваемого решения нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Решением Боровичского районного суда Новгородской области от 05 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Новгородского областного суда от 09 августа 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе САО "ВСК" ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, как незаконных в виду неправильного применения норм материального права, и о принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что судами допущены такого рода нарушения.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств участником, которого является профессиональное объединение страховщиков, определяются Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ).
Статья 30 поименованного закона, регламентируя вопросы информационного взаимодействия, устанавливает обязанность органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан бесплатно предоставлять по запросам страховщиков имеющуюся у них информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая связана со страховыми случаями по обязательному страхованию или с событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах (абзац первый пункта 1).
В целях информационного обеспечения реализации положений Федерального закона N 40-ФЗ также создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании (абзац первый пункта 3 этой же статьи).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении иска, суды сослались на отсутствие у страховщика права требовать у органов внутренних дел представления информации о ДТП. Документы, указанные в запросе страховой компании: схема места ДТП, объяснения участников, фото с места ДТП, не отнесены к необходимым для решения вопроса о выплате страховых сумм по договору обязательного страхования, не являются информацией, подлежащей представлению в порядке, установленном статьей 30 Федерального закона N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Выводы судов нельзя признать обоснованными.
Статья 30 Федерального закона N 40-ФЗ определяет основания и порядок предоставления страховым организациям и их профессиональному объединению конфиденциальной информации, связанной со страховыми случаями по обязательному страхованию, страхованию в рамках международных систем страхования или с событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 40-ФЗ установлено, что порядок реализации определенных этим законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Банком России в правилах обязательного страхования.
Во исполнение предоставленных полномочий Банком России принято положение от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Правила ОСАГО), которые наряду с другими положениями содержат нормы, определяющие порядок уплаты страховой премии (глава 2); перечень действий лиц при осуществлении обязательного страхования, в том числе при наступлении страхового случая (глава 3); порядок определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков и осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда (глава 4).
Пункт 3.10 Правил ОСАГО содержит исчерпывающий перечень документов, которые потерпевший на момент подачи заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков прилагает к заявлению в зависимости от вида причиненного вреда (абзацы второй - девятый).
Документы, которые необходимо приложить к заявлению о страховом возмещении в зависимости от вида причиненного вреда, предусмотрены пунктами 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7, 4.13, 4.18 Правил ОСАГО.
Абзацем 11 пункта 3.10 Правил ОСАГО установлен запрет страховщику требовать от потерпевшего документы, не предусмотренные перечисленными пунктами Правил.
Вместе с тем, пунктом 4.19 Правил ОСАГО страховщик наделен правом самостоятельно запрашивать органы и организации в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, о предоставлении перечисленных в пунктах 4.1, 4.2, 4.4, 4.7, 4.13, 4.18 документов. Страховщик вправе запрашивать предоставление только тех документов, которые необходимы для решения вопроса о страховом возмещении с учетом характера ущерба, причиненного конкретному потерпевшему.
Страховщик вправе принять решение о страховом возмещении в случае непредставления каких-либо из указанных в настоящих Правилах документов, если их отсутствие не повлияет на определение размера страхового возмещения.
В соответствии с пунктами 3.6, 3.11 и 3.13 Правил ОСАГО страховщик вправе назначить проведение независимой технической экспертизы транспортного средства или независимой экспертизы (оценки) в целях установления обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков в случае обнаружения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений транспортных средств и (или) обстоятельств причинения вреда, зафиксированных в представленном извещении о дорожно-транспортном происшествии.
Согласно пункту 2 Правил проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, утвержденных положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 433-ПО, экспертиза проводится не только на основании регистрационных документов на транспортное средство и документов о дорожно-транспортном происшествии, переданных потерпевшим страховщику, но и на основании иных документов, оформленных по факту и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия.
Из анализа приведенных правых норм в их системной взаимосвязи с установленной Федеральным законом N 40-ФЗ обязанности страховщика определить размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования следует, что страховая компания для решения вопроса о размере страховых сумм, подлежащих выплате по договору обязательного страхования вправе запросить у ГИБДД МВД России представление имеющихся в распоряжении административного ответчика документов по факту и обстоятельствам ДТП при условии обоснования их необходимости для выполнения обязанностей страховщика.
Как следует из текста запроса САО "ВСК", схема ДТП, объяснения участников ДТП, цифровые фотографии с места ДТП необходимы для решения вопроса о размере страхового возмещения.
Между тем судами не выяснялись причины, затрудняющие или делающие невозможным САО "ВСК" определить размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, в отсутствие запрашиваемых документов, путем осмотра транспортного средства застрахованного лица, обратившегося с заявлением о страховой выплате, и не устанавливалось затрудняет ли непредставление запрашиваемых документов исполнению обязанностей страховщика, несмотря на то, что эти вопросы имеют правовое значение для рассмотрения возникшего спора.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения в том числе органа государственной власти суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок его принятия и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (подпункты "б", "в" пункта 3 и пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с приведенными правовыми нормами обязанностью суда является установление всех обстоятельств дела с целью проверки законности действий административного ответчика, выразившихся в отказе представить запрашиваемые страховщиком документы, а также установить нарушаются ли права административного истца и определить способ их восстановления.
Приведенные требования процессуального закона судами не выполнены, допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, могли повлиять на исход дела, и без их устранения невозможна защита прав и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с этим судебная коллегия считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 327, 328 - 330 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
отменить решение Боровичского районного суда Новгородской области от 05 апреля 2023 года, апелляционное определение Новгородского областного суда от 09 августа 2023 года.
Административное дело N 2а-662/2023 по административному исковому заявлению страхового акционерного общества "ВСК" о признании незаконным отказ межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Боровичский" УМВД России по Новгородской области (далее- МОМВД России "Боровичский"), заместителя начальника ОГИБДД МО МВД России "Боровичский" подполковника Рогова Д.Г. в предоставлении информации по запросу, о возложении обязанности предоставить копии материалов дела об административном правонарушении (схемы дорожно-транспортного происшествия, объяснений участников и цифровых фотографий с места происшествия), направить на новое рассмотрение в Боровичский районный суд Новгородской области в ином составе суда.
Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 февраля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.