Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-912/2023) по кассационной жалобе Нафикова "данные изъяты" на решение Кольского районного суда Мурманской области от 19 июня 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 4 октября 2023г. (N33а-3822/2023) по административному иску Нафикова М.Р. о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Нафиков М.Р. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области и УФСИН России по Мурманской области о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации.
В обоснование указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области. В производстве Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области находится дело о нарушении ФГУП "Архангельское" ФСИН России антимонопольного законодательства. Ему как заявителю направлено письмо с указанием интернет-ссылки для участия в заседании комиссии по рассмотрению указанного дела с использованием систем видеоконференц-связи. С целью принять участие в данном заседании Нафиков М.Р. обратился с соответствующими заявлениями к административным ответчикам, на которые получил отказ с указанием на отсутствие технической возможности подключения к предоставленной интернет-ссылке. Административный истец просил суд признать действия (бездействие) незаконными, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 150 000 рублей.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 19 июня 2023г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 4 октября 2023г, в удовлетворении административного искового заявления Нафикова М.Р. отказано.
В кассационной жалобе Нафиков М.Р. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Нафиков М.Р. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области.
В спорный период на рассмотрении в Мурманском УФАС России находилось дело N о нарушении антимонопольного законодательства ФГУП "Архангельское" ФСИН России, одним из заявителей по которому выступал административный истец.
На поступившее обращение Нафикова М.Р. от 01 декабря 2022г, касающееся вопроса о возможности его участия в заседании по рассмотрению дела N назначенного на 20 января 2023г. в 11 часов 00 минут, Мурманским УФАС России заявителю направлена информация о возможности участия в указанном заседании путем подключения к ссылке http://fas3. tconf.rt.ru/c/0805500214, что подтверждается письмом от 14 декабря 2022г.
С целью участия в заседании Мурманского УФАС России, назначенного на 20 января 2023г. в 11 часов 00 минут, Нафиков М.Р. обратился с соответствующими заявлениями в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области и УФСИН России по Мурманской области.
В ответе ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области от 12 января 2023г. Нафикову М.Р. сообщено, что в исправительном учреждении имеется два помещения для проведения видеоконференцсвязи, однако техническая возможность позволяющая провести ВКС с Мурманским УФАС России по ссылке http://fas3.tconf.rt.rU/c/0805500214 отсутствует, а также разъяснено, что административный истец может принять участия в заседании Мурманского УФАС России через своего представители по доверенности.
Из ответа УФСИН России по Мурманской области от 20 января 2023г. следует, что в учреждении оборудованы кабинеты для проведения видеоконференцсвязи с судами общей юрисдикции, в связи с чем, организовать участие в заседании комиссии Мурманского УФАС России по рассмотрению дела N не представляется возможным.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 июля 2006г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста России от 4 июля 2022г. N110, Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 декабря 2015г. N401, утвержденным им Регламентом, пришел к выводу о том, что проведение заседаний Мурманского УФАС России с использованием видеоконференц-связи осуществляется через систему TrueConfServer, требующей подключение к сети Интернет, и использование которой в исправительном учреждении невозможно по техническим причинам, а также не предусмотрено действующим законодательством, пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца, и как следствие, отсутствию совокупности условий для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, отметив следующее.
В целях полноценной реализации участниками судопроизводства (лицами, участвующими в деле) предусмотренной процессуальным законодательством Российской Федерации возможности участия в судебном заседании посредством видео-конференц-связи приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 декабря 2015г. N 401 утвержден Регламент организации применения видео-конференц-связи при подготовке и проведении судебных заседаний (далее - Регламент).
В пункте 1.5 Регламента содержаться основные термины и понятия, согласно которым:
- оборудование ВКС - комплекс технических средств, состоящий из каналообразующего оборудования, программно-технических средств передачи аудио- и видеоинформации по каналам связи, отображения информации, ведомственной телефонии с интегрированной функцией передачи твердой копии документов (факсимильной связи), устройств конфиденциальной связи и резервного питания;
- абонент - федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды, учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), использующие ВКС для проведения судебных заседаний; техническое обеспечение ВКС - проведение сеансов ВКС и контроль функционирования программно-технических комплексов ВКС;
- организационная возможность ВКС - наличие объективной возможности проведения судебного заседания в режиме ВКС в пределах установленного законом срока рассмотрения дела, в том числе возможности проведения судебного заседания в данном помещении, в пределах рабочего времени с учетом территориальной удаленности участников процесса, количества рассматриваемых дел разными судами, разницы во времени абонентов, находящихся в разных часовых поясах, и так далее;
- техническая возможность ВКС - наличие исправного оборудования ВКС, каналов связи достаточной пропускной способности для проведения судебного заседания в режиме ВКС; лицо, ответственное за организацию ВКС - работник аппарата федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда, назначенный приказом председателя суда в качестве ответственного за организацию проведения судебных заседаний в режиме ВКС, взаимодействие с филиалами ФГБУ ИАЦ Судебного департамента и учреждениями ФСИН России.
Судебные заседания в режиме видеоконференц-связи могут проводиться только при наличии в судах технической, организационной возможностей и только в залах судебных заседаний, оснащенных программно-техническими комплексами ВКС ГАС "Правосудие", подключенными к ведомственной сети передачи данных ГАС "Правосудие" (пункт 1.6 Регламента).
Согласно договору N 3 безвозмездного пользования движимым имуществом от 28 марта 2022г, заключенному между Мурманским областным судом (Ссудодатель) и ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области (Ссудополучатель), исправительному учреждению в безвозмездное временное пользование передано движимое имущество, указанное в приложении N 1: терминал видеоконференцсвязи в комплектации (2 шт.), VoIP-шлюз в комплектации, телефонный/факсимильный аппарат в комплектации (2 шт.), источник бесперебойного питания в комплектации (2 шт.), устройство отображения в комплектации (2 шт.), коммутационный шкаф, маршрутизатор/коммутатор в комплектации.
Из ответа Федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитического центра поддержки ГАС "Правосудие"" следует, что оборудование ВКС в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области является частью подсистемы "Видеоконференцсвязь" ГАС "Правосудие" ИРЦВ.4255009.077.ПД.2 Указанная подсистема представляет собой систему закрытого типа (доступ к системе из сети Интернет отсутствует, что обеспечивает качественную и безопасную передачу данных) и предназначена для обеспечения объектов автоматизации услугами ВКС при проведении судебных заседаний и оперативных совещаний участников судебных процессов и работников судебной системы в режиме удаленного участия. Техническая возможность подключения указанного оборудования ВКС к конференциям, организованным в сети Интернет отсутствует.
В свою очередь, согласно представленным Мурманским УФАС России сведениям, комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по ходатайству лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а также по собственной инициативе, вправе принять решение о рассмотрении такого дела путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности осуществления видеоконференц-связи. Заседание комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства проводится в онлайн режиме посредством системы видеоконференц-связи TrueConfServer.
Данная система видеоконференц-связи является коммерческим продуктом внешней организации АО "ТСК", что следует из ответа ПАО "Ростелеком", в котором, также отражено, что между ПАО "Ростелеком" и ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области отсутствуют договорные обязательства по предоставлению технического сопровождения аппаратуры видеоконференцсвязи и услуг по подключению к системе видеоконференцсвязи.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, система TrueConfServer ? программная система унифицированных коммуникаций с поддержкой разрешения 4К Ultra HD, которая работает через Интернет или в закрытой локальной сети (информация из открытых источников), технически не может подключаться к оборудованию ВКС, установленному в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, являющемуся частью подсистемы "Видеоконференцсвязь" ГАС "Правосудие" ИРЦВ.4255009.077.ПД.2, которая представляет собой систему закрытого типа (доступ к системе из сети Интернет отсутствует).
Изложенное свидетельствует о том, что у ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области объективно отсутствовала возможность для предоставления Нафикову М.Р. доступа к участию в заседании Мурманского У ФАС России по ссылке http://fas3. tconf.rt.ru/c/0805500214 с использованием системы видеоконференц-связи TrueConfServer, использование которой исправительными учреждениями, к тому же, не предусмотрено действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, со стороны административных ответчиков не было совершено действий, нарушающих права и свободы Нафикова М.Р, не было создано препятствий к осуществлению его прав и свобод, на него не была незаконно возложена какая-либо обязанность, а отсутствие у исправительного учреждения возможности обеспечить участие Нафикова М.Р. в заседании Мурманского УФАС России с использованием систем видеоконференц-связи не повлекло за собой правовых последствий в виде нарушения процессуальных или имущественных прав административного истца.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым бездействием прав и законных интересов Нафикова М.Р, соответственно законные основания для удовлетворения административного иска Нафикова М.Р. отсутствуют.
Выводы судов основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 19 июня 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 4 октября 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу Нафикова "данные изъяты"-без удовлетворения.
Решение Кольского районного суда Мурманской области от 19 июня 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 4 октября 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 февраля 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.