Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-804/2023) по кассационным жалобам Алексейчука "данные изъяты", ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от20 февраля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 августа 2023г. (N33а-7565/2023) по административному иску Алексейчука И.В. к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о признании ненадлежащими условий содержания, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Алексейчук И.В. обратился с административным иском к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о признании ненадлежащими условий содержания в камерах N 6 и N 7 отряда N 1 СУОН исправительного учреждения со 02 февраля по 16 сентября 2022г. со взысканием денежной компенсации в размере 200000 рублей.
В обоснование указал, что содержался в камерах N 6 и 7 отряда N 1 СУОН, где качество питьевой воды было ненадлежащим, отсутствовало горячее водоснабжение, приточно-вытяжная вентиляция; нарушалась нормы площади в камере; антисанитарное состояние камер; в санузле установлена чаша Генуя, использование которой причиняет дискомфорт, в связи с наличием заболевания "данные изъяты", в камере неприятный запах, отсутствие вентиляции, доступ к раковине, расположенной в санузле, во время отправления естественных нужд другими осужденными, ограничен; был вынужден спать на двухъярусной кровати (из кроватей стоящих вплотную друг к другу) в результате лишён индивидуального спального места; отсутствовали надлежащие столы и стулья, приходилось пищу принимать холодной; имеющаяся в душевой комнате и раздевалкой занавеска не препятствовала намоканию одежды; отсутствие комнаты для религиозных обрядов; оборудование и площадь прогулочных дворов не соответствует нормативам; количество розеток не соответствовало норме; проводка к лампам искусственного освещения не скрыта, не имеет изоляции.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 февраля 2023г. административный иск Алексейчука И.В. удовлетворен частично.
Признаны ненадлежащими условия содержания Алексейчука И.В. в ФКУ ИК-24 У ФСИН России по Республике Коми в части необеспечения централизованным горячим водоснабжением санитарных приборов в камерах N 6 и N 7 отряда N 1 строгих условий отбывания наказания со 02 февраля по 16 сентября 2022г.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Алексейчука И.В. взыскана компенсация в размере 7000 рублей за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
В остальной части административный иск Алексейчука И.В. оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 августа 2023г. решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 февраля 2023г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Алексейчук И.В. просит отменить постановленные по делу судебные акты, удовлетворить административный иск в полном объеме.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что с 03 апреля 2018г. по 17 сентября 2022г. Алексейчук И.В. содержался в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, с 17 июня 2019г. - в строгих условиях.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 апреля 2022г. по делу N 2а-1358/2022, вступившим в законную силу, в пользу Алексейчука И.В. взыскана денежная компенсация за ненадлежащие условия содержания в отряде N 1 (СУОН) ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми за период с июня 2019г. по январь 2022г, в том числе в камере N 6 указанного отряда.
В столовой исправительного учреждения имеется система очистки воды, доступ к которой не ограничен, питьевая (кипяченная и охлажденная) вода предоставляется осужденным, находящимся, в том числе и в отряде строгих условий содержания с каждым приемом пищи, также в отряде у осужденных имеются емкости для заполнения питьевой водой.
Поставку холодного водоснабжения в сети ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми осуществляет МУП "Ухтаводоканал" по государственным контрактам, заключаемым ежегодно.
По результатам лабораторных исследований проб воды, отобранных из разводящей сети в 2022 году, установлено, что вода по микробиологическим показателям соответствует требованиям санитарного законодательства. По ряду санитарно-химических показателей (общее железо, бор, кальций, магний) имеются незначительные отклонения от гигиенических нормативов.
Возможность получения осужденным очищенной питьевой воды в столовой учреждения имелась.
Микробиологические нарушения качества подаваемой в водопровод воды отсутствовали, доказательств появления каких-либо заболеваний у административного истца с учётом его индивидуальных особенностей в результате использования воды, подаваемой в водопроводную сеть исправительного учреждения, не установлено.
Централизованное горячее водоснабжение в камерах отряда СУОН отсутствовало по 01 августа 2022г, что не оспаривалось административными ответчиками.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 02 июня 2020г. по делу N 2-1363/2020, вступившим в законную силу, на ФКУ ИК- 24 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ПКТ ОСУОН, всех камер ШИЗО, ОК учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки (ванны), душевые сетки и т.п.). 01 августа 2022г. решение суда исполнено.
Учитывая изложенное, централизованное горячее водоснабжение в отряде N 1 СУОН отсутствовало со 02 февраля до 01 августа 2022г.
Из технического паспорта здания "ПКТ с ШИЗО", где размещен отряд N 1 СУОН ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, следует, что площадь камеры N 7 указанного отряда составляет 24, 4 м2.
Согласно сведениям о размещении спецконтингента ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми по состоянию на 05 апреля 2022г. в камере N 7 отряда N 1 содержалось 4 осужденных, исходя из площади, указанной в техническом паспорте 24, 4 м2, на 1 осужденного приходилось 6, 1 м2; по состоянию на 5 июля 2022г. в камере N 7 содержалось 7 осужденных, исходя из площади камеры в 24, 4 м2, на 1 осужденного приходилось 3, 5 м2.
Представлением прокуратуры от 20 сентября 2022г. N 17-02-2022 установлены превышения лимитов наполняемости камер ПКТ для осужденных отряда СУОН в камере N 7, однако, нарушений связанных с содержанием осужденных с нарушением нормы жилой площади в камере N 7 не установлено, как не установлено таких нарушений и в камере N 6 исправительного учреждения.
В камерах находится, в том числе двухъярусная металлическая кровать (одна на двух человек), тумбочка (одна на двух человек), стол для приёма пищи, табурет (по количеству спальных мест).
В камере N 7 содержалось до 8 человек, нормы жилой площади соблюдались.
Оснащенность камер NN 6 и 7 обязательными предметами мебели позволяла соблюдать минимальную нормы площади в отношении осужденного.
Довод административного истца об отсутствии приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением подтверждён решением Ухтинского городского суда Республики Коми суда от 07 декабря 2021г. по делу N 2-2801/2021, которым на ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми в срок до 31 декабря 2023г. возложена обязанность установить в помещениях СУОН, камерах ШИЗО, блоке одиночных камер, камерах карантинного отделения приточно-вытяжную вентиляцию в соответствии с пунктом 19.3.6 Свода.
Согласно сообщению ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми от 30 августа 2022г. мероприятие по установке приточно-вытяжной вентиляции, в том числе в камерах СУОН, не выполнено, в связи с отсутствием денежных средств.
По информации ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, из представленных фотоматериалов следует, что вентиляция камер СУОН осуществляется через форточки двух окон, установленных в каждой камере и вентиляционные отверстия в стенах, противоположных окнам.
Представлением Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях от 20 сентября 2022г. установлено, что в камере N 7 отряда СУОН имеются следы подтеков и плесени, отслоения штукатурки, в камере N 6 такие отклонения не выявлены.
Отклонения по внутреннему состоянию камеры не носили характер систематических, администрацией предпринимались и приняты меры по их устранению, обстоятельств прямого намерения со стороны исправительного учреждения причинить вред административному истцу не установлено.
Санитарные узлы камер оборудованы чашей Генуя. Данное обстоятельство нарушением прав административного истца со стороны административного ответчика не является, так как не представлено доказательств того, что данный санитарный прибор не может использоваться осужденным по назначению, в силу имеющихся у него индивидуальных физиологических особенностей.
Размещение умывальника в одном помещении с чашей Генуя, учитывая период нахождения истца в указанной камере (в течение порядка 7 месяцев), прав административного истца не нарушает в связи с недоказанностью причинения данным обстоятельством каких-либо неблагоприятных последствий.
Санитарный узел камеры отгорожен от остальной площади камеры кирпичными перегородками на всю высоту с полноразмерным дверным блоком.
Согласно представленным фотоматериалам расположение двухъярусных кроватей не свидетельствуют об их тесном размещении либо о возможности причинения данным обстоятельством вреда либо угрозы его возникновения.
В камерах имеются столы и стулья, используемые для приёма пищи. Камеры оборудованы розетками.
Доводы административного истца о наличии между душевым помещением и раздевалкой тканевой занавески, которая не спасала одежду от намокания не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
На территории исправительного учреждения имеется православная церковь.
Согласно информации ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми площади четырех прогулочных дворов осужденных, содержащихся в отряде СУОН, составляют 21 м2, 58, 2 м2; 55, 2 м2, 67, 2 м2. Права прогулки административный истец не лишался.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, разъяснениями. содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что условия содержания административного истца Алексейчука И.В. не в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства в части отсутствия централизованного горячего водоснабжения санитарных приборов в камерах NN 6 и 7 отряда N 1 СУОН со 02 февраля 2022г. по 1 августа 2022г, в связи с чем, взыскал в его пользу денежную компенсацию в размере 7000 рублей.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, положений "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных Приказом Минстроя России от 20 октября 2017г. N1454/пр, ином приведенном выше правовом регулировании.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Алексейчука И.В. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 7 000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Доводы кассационных жалоб не опровергают правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от20 февраля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 августа 2023г. оставить без изменения, кассационные жалобы Алексейчука "данные изъяты", ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми. ФСИН России-без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от20 февраля 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 августа 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 февраля 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.