Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-2165/2023) по кассационной жалобе Мастина "данные изъяты" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 10 августа 2023г. (N33а-6372/2023) по административному иску Мастина В.Д. к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, первому заместителю начальника УИПСУ ФСИН России Лещеву "данные изъяты" о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в направлении для отбывания наказания в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, о признании незаконными и отмене решений ФСИН России об отказе в переводе в иное исправительное учреждение ближайшее к месту проживания родственников, возложении обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявления по вопросу перевода для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение Волгоградской области, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Мастин В.Д. обратился с административным иском к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в направлении его для отбывания наказания в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, о признании незаконными и отмене решений УИПСУ ФСИН России принятых по обращениям о переводе в иное исправительное учреждение, ближайшее к месту проживания родственников, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявления по вопросу перевода для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение на территории Волгоградской области, о присуждении компенсации в размере 500 000 рублей.
В обоснование указал, что 12 мая 2022г. прибыл для отбывания лишения свободы в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми на основании распределения ФСИН России. Данная исправительная колония находится на значительном расстоянии от места его проживания до осуждения и места жительства его родственников, что не позволяет общаться с ними, получать передачи. Считает направление его в исправительное учреждение на территории Республики Коми незаконным, нарушающим его права. Также оспаривает решения УИПСУ ФСИН России об отказе в удовлетворении его заявлений о переводе для отбывания наказания в исправительное учреждение на территории Волгоградской области. По утверждению административного истца, ему причинены нравственные страдания.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 апреля 2023г. административный иск Мастина В.Д. удовлетворен частично.
Признаны незаконными действия ФСИН России, выразившиеся в направлении Мастина В.Д. для отбывания назначенного наказания в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми.
Признано незаконным решение ФСИН России, оформленное письмом от 22 декабря 2022г. NОГ-12-66356 об отказе в переводе Мастина В.Д. в иное исправительное учреждение. ФСИН России обязано повторно рассмотреть обращение Мастина В.Д. о переводе в исправительное учреждение, соответствующего вида, расположенное в пределах территории субъекта Российской Федерации, в пределах места жительства его родственников.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Мастина В.Д. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении требований Мастина В.Д. к УФСИН России по Республике Коми, первому заместителю начальника УИПСУ ФСИН России Лещеву В.И. о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 10 августа 2023г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 апреля 2023г. об удовлетворении части заявленных Мастиным В.Д. требований отменено.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Мастина В.Д. отказано.
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 апреля 2023г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мастин В.Д. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 10 августа 2023г, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемого судебного постановления не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что приговором Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 19 января 2012г. Мастин В.Д. осужден по части 1 статьи 105, части 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок 11 лет 6 месяцев в ПК особого режима. Приговором Центрального окружного военного суда от 2 ноября 2021г. Мастин В.Д. осужден по части 1 статьи 205.2 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок 4 года, в соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору от 19 января 2012г, и назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет в ИК особого режима.
На основании указания ФСИН России от 23 марта 2018г. N03-19634 административный истец направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми (далее - ИК-24), куда прибыл 12 мая 2022г. из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области.
До осуждения административный истец проживал по адресу: "адрес".
Согласно материалам дела в г. Волгограде проживают брат, сын, а также отчим административного истца.
18 ноября 2022г. в УФСИН России по Республике Коми поступило заявление административного истца от 9 ноября 2022г. по вопросу о переводе его для дальнейшего отбывания наказания по месту его регистрации и проживания близких родственников в г. Волгоград.
22 ноября 2022г. это заявление отправлено для принятия решения в ФСИН России.
22 декабря 2022г. за подписью первого заместителя начальника УИПСУ ФСИН России Лещева В.И. административному истцу дан ответ (исх. NОГ-12-66356) об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о переводе.
Иных обращений по данному вопросу от административного истца не поступало.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия ФСИН России по направлению административного истца для отбывания наказания в исправительное учреждение, находящееся на территории Республики Коми, и решение должностного лица ФСИН России от 22 декабря 2022г. NОГ-12-66356 носят формальный характер и являются незаконными, в результате чего нарушены права административного истца, и как следствие, о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав следующее.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая гем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, охрана прав, свобод и законных интересов осужденных являются задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, включающего в том числе Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации)
Статья 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены (часть 1). По письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного (часть 2.1).
Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, частями первой, первой. 1 и третьей статьи 282.1, частями первой, первой. 1 и третьей статьи 282.2, статьей 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы (часть 4).
В соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Минюста России от 26 января 2018г. N17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое (далее - Порядок), в пункте 6 которого определено, что осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 -211, 275, 277 - 279, 281, частями первой, первой. 1 и третьей статьи 282.1, частями первой, первой. 1 и третьей статьи 282.2, статьей 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определенных ФСИН России.
Согласно пункту 9 Порядка вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденных за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к пожизненному лишению свободы, осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, а также осужденных, ранее переведенных в целях обеспечения личной безопасности, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осуществляется по решению ФСИН России.
Основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденных является заявление осужденных и (или) их родственников, обращение начальника исправительного учреждения, ликвидация или реорганизация исправительного учреждения, а также иные исключительные обстоятельства, препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (пункт 11 Порядка).
Перевод осуществляется: в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, по решению территориального органа УИС; в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, но решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается ФСИН России на основании мотивированного заключения территориального органа УИС о переводе (пункт 13 Порядка).
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации oт 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", определение либо изменение конкретного места отбывания осужденными уголовного наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными и должны осуществляться в соответствии с требованиями закона. При этом следует учитывать законные интересы осужденных, обеспечивающие как их исправление, так и сохранение, поддержку социально полезных семейных отношений (статьи 73, 81 УИК РФ). В связи с этим при рассмотрении административных исковых заявлений осужденных к лишению свободы, оспаривающих их направление в исправительные учреждения, находящиеся за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, судам следует устанавливать наличие возможности (невозможности) на момент направления таких лиц их размещения в имеющихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации исправительных учреждениях необходимого вида (часть 2 статьи 73 УИК РФ). При разрешении административного дела об оспаривании направления в исправительное учреждение осужденного из числа лиц, указанных в части 4 статьи 73 УИК РФ, суду также надлежит выяснять мотивы выбора административным ответчиком конкретного учреждения, в том числе с точки зрения его расположения.
Действующее законодательство, не предполагая произвольного определения места отбывания осужденным наказания, устанавливает открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод в другое исправительное учреждение. В этой связи к таким обстоятельствам может быть отнесена в том числе невозможность осужденного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Исходя из приведенных выше правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, одним из обстоятельств, подлежащих установлению при разрешении настоящего спора, является невозможность осужденного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Исходя из части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами.
В силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8). Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).
Как разъяснено в пунктах 17-19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022г. N21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N21), осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ). Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение). При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ. часть 4 статьи 200 АПК РФ). В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций. В случаях, когда в соответствии с законодательством органу или лицу, наделенным публичными полномочиями, предоставляется усмотрение при реализации полномочий, суд в соответствии с частью 1 статьи 1 и статьей 9 КАС РФ, статьей 6 АПК РФ осуществляет проверку правомерности (обоснованности) реализации усмотрения в отношении граждан, организаций.
Осуществление усмотрения, включая выбор возможного варианта поведения, вопреки предусмотренным законом целям либо в нарушение требований соразмерности является основанием для вывода о нарушении пределов усмотрения и для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункты 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). В том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд проверяет соблюдение указанного порядка (подпункт "б" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными.
Судом первой инстанции не учтены приведенные выше нормы и правовые позиции.
Согласно материалам дела административный истец на основании указания ФСИН России от 23 марта 2018г. Nисх-03-19634 направлен в распоряжение УФСИН России по Республике Коми для последующего распределения в исправительное учреждение Республики Коми, что соответствует положениям статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пункта 6 Порядка.
Исходя из справки по личному делу, в числе родственников административного истца значатся брат и отчим. При этом сведений о переписке административного истца с указанными родственниками в представленной "справке по переписке" не содержится.
Административным истцом каких-либо доказательств ведения переписки с братом и отчимом не представлено.
В карточке учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей нет сведений о свиданиях административного истца с братом, отчимом и другими родственниками, получения от них посылок или передач.
Как следует из справки, составленной сотрудником оперативного отдела ИК-24, за период отбывания лишения свободы в ИК-24 персональная карта для совершения телефонных переговоров, а также телефонные переговоры административному истцу не предоставлялись, с соответствующими заявлениями последний не обращался.
В заявлении от 9 ноября 2022г. содержится просьба административного истца о переводе для дальнейшего отбывания наказания по месту его регистрации и проживания близких родственников в г. Волгоград. При этом сведения о родственниках (адресах их проживания), в том числе о сыне, в заявлении административным истцом не указаны.
УФСИН России по Республике Коми вместе с данным заявлением направлена в ФСИН России справка по личному делу осужденного, в которой в числе прочего указаны сведения о родственниках последнего, а также информация об отсутствии предусмотренных статьей 81 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации обстоятельств, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания в ИК-24.
Из подписанного заместителем начальника УИПСУ ФСИН России В.И. Лещевым ответа от 22 декабря 2022г. (исх. NОГ-12-66356), в котором сообщено об отсутствии оснований для удовлетворения заявления административного истца о переводе, следует, что решение принято с учетом представленных сведений.
Также следует учесть, что административный истец в заявлении от 9 ноября 2022г. сведений о сыне (ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг. рождения) и наличии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности или затруднительности поддержания семейных связей из-за отдаленности проживания близких родственников, не указывал.
Кроме того, приложенные к административному иску копии свидетельства о рождении ФИО3 и свидетельства об установлении в отношении него отцовства административным истцом сами по себе не свидетельствуют о поддержании семейных связей между ними либо невозможности их поддержания именно по причине отдаленности места содержания административного истца от места проживания сына.
Как видно из приговора Центрального окружного военного суда от 2 ноября 2021г, допрошенный свидетель ФИО8 показал, что со своим отцом Мастиным В.Д. общение не поддерживает.
Административным истцом в ходе рассмотрения дела не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение его прав, свобод и законных интересов в результате оспариваемых действий (бездействия) административных ответчиков и принятых ими решений.
Отсутствие нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца в силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключает возможность признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) и решения.
При изложенных обстоятельствах оспариваемые действия по направлению административного истца для отбывания наказания в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми и решение об отказе в переводе не носят произвольный характер, основаны на законе, в связи с чем совокупность условий для удовлетворения в указанной части административного иска, предусмотренная статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствует.
При рассмотрении требований, поданных в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 названного Кодекса).
Согласно пункту 3 постановления Пленума N47 принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003г. N5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Содержание па законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
Во всяком случае, нахождение лиц, лишенных свободы, в пенитенциарных учреждениях неизбежно связано для них с ограничениями со стороны государства.
Не установлено обстоятельств, свидетельствующих о совершении административными ответчиками действий (бездействия) с намерением причинения административному истцу физических или нравственных страданий, о жестоком или унижающем человеческое достоинство обращении, о наступлении каких-либо неблагоприятных последствий для него.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для вывода о том, что в результате оспариваемых действий (бездействия) и решения административному истцу причинены страдания и переживания, степень которых превышает неизбежный уровень страдания, неотъемлемый от содержания в пенитенциарном учреждении с учетом режима места принудительного содержания.
В силу изложенного решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований административного истца отменено с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, оценил собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применил закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов суда апелляционной инстанции.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 10 августа 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мастина "данные изъяты"-без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 10 августа 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 февраля 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.