Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, судей: Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Анисимовой Н. Р. на определение Ленинградского областного суда от 19 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционной суда общей юрисдикции от 19 октября 2023 года, по административному делу N 3а - 98/2023 по административному исковому заявлению Анисимовой Н. Р. о признании не действующим в части областного закона Ленинградской области от 7 июля 2014 г. N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" и постановления Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2018 г. N 5128 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области" полностью.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения Анисимовой Н.Р. и её представителя Номоконовой К.О, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Парфеновой Е.Г. об оставлении судебных актов без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
24 июня 2014 г. законодательным собранием Ленинградской области принят областной закон N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области", который 7 июля 2014 г. подписан губернатором Ленинградской области, 22 июля 2014 г. официально опубликован на официальном интернет - портале администрации Ленинградской области в сети Интернет www.lenobl.ru и вступил в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 1 областного закона к полномочиям Правительства Ленинградской области отнесены следующие полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности:
- утверждение схем территориального планирования муниципальных районов, внесение в них изменений (пункт 1);
- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, внесение в них изменений (пункт 2);
- утверждение генеральных планов поселений, городских округов, внесение в них изменений (пункт 4).
В пункте 1 части 2 этой же статьи указано, что к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, относится осуществление полномочий:
по принятию решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки (подпункт "а");
по принятию решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения с учётом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, и направлению копии такого решения заявителям (подпункт "б");
по подготовке проекта правил землепользования и застройки, проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки (подпункт "г");
по утверждению правил землепользования и застройки или направлению проекта правил землепользования и застройки на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту (подпункт "и");
по внесению изменений в правила землепользования и застройки, в том числе путём их уточнения (подпункт "к").
Частью 1 статьи 3 областного закона определено, что предусмотренное в нём перераспределение полномочий между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области устанавливается на неограниченный срок.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2018 г. N 518 утверждён Генеральный план муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, который 18 января 2019 г. опубликован на официальном интернет- портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru и вступил в силу с 19 января 2019 г.
Анисимова Н.Р, проживающая в Санкт-Петербурге и владеющая на праве собственности земельным участком с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", относящимся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения и имеющим разрешённое использование: для ведения дачного хозяйства, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1, 2, 4 части 1, подпунктов "а", "б", "г", "и", "к" пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 3 областного закона Ленинградской области от 7 июля 2014 г. N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" и постановления Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2018 г. N 5128 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области", ссылаясь на их противоречие федеральному законодательству.
В обоснование заявленных требований указала, что до принятия Генерального плана её земельный участок находился в границах населённого пункта пос. Ольшанки. В результате принятия Генерального плана границы населённого пункта изменились и её земельный участок стал находиться за границами населённого пункта, в связи с чем необоснованно, с нарушением требований статей 31, 32, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", был выведен из зоны жилой застройки, чем нарушаются её права собственника на использование земельного участка по своему усмотрению.
Определением Ленинградского областного суда от 19 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционной суда общей юрисдикции от 19 октября 2023 года, производство по делу в части требований Анисимовой Н.Р. о признании недействующими пунктов 1, 2, 4 части 1, подпунктов "а", "б", "г", "и", "к" пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 3 областного закона Ленинградской области от 7 июля 2014 г. N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" и постановления Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2018 г. N 5128 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области" в части иной территории, не связанной с земельным участком с кадастровым номером N, прекращено.
На судебные акты Анисимовой Н.Р, подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение, в связи с нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела. Указала на нарушение своих прав оспариваемыми постановлениями.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Прекращая производство по делу в части требований Анисимовой Н.Р. о признании не действующими отдельных положений областного закона Ленинградской области от 7 июля 2014 г. N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области", суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что административный истец субъектом правоотношений, регламентируемых данным областным законом не является и не может являться, оспариваемыми положениями безусловно не затрагиваются права и законные интересы административного истца.
Кроме того, доказательств, подтверждающих нарушения личных прав, свобод и законных интересов Анисимовой Н.Р. положениями постановления Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2018 г. N 5128 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Первомайское сельское поселение", которыми урегулированы градостроительные правоотношения в отношении территории муниципального образования "Перюмайское сельское поселение", не связанной с земельным участком с кадастровым номером N, в материалах дела не имеется. При этом правом на обращение в суд в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц административный истец законом не наделён.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что производство по делу, в части требований Анисимовой Н.Р. о признании не действующим постановления Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2018 г. N 5128 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Первомайское сельское поселение" в части иной территории муниципального образования "Первомайское сельское поселение", не связанной с земельным участком с кадастровым номером N, подлежит прекращению.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 данного кодекса.
В пункте 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что суд прекращает производство по административному делу, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 указанного кодекса.
Пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Решением Ленинградского областного суда от 19 июля 2023 г. в удовлетворении административного иска Анисимовой Н.Р. о признании не действующим постановления Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2018 г. N 5128 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Первомайское сельское поселение" в части нахождения земельного участка с кадастровым номером N вне границ населённого пункта на землях сельскохозяйственного назначения и вне зоны жилой застройки территориальной зоны для коллективного садоводства ТЖ-4 отказано. Решение суда ни Анисимовой Н.Р, ни иными лицами, участвующими в деле, не обжаловалось и вступило в законную силу.
При вынесении данного решения судом проверены полномочия Правительства Ленинградской области по принятию оспариваемого Анисимовой Н.Р. постановления Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2018 г. N 5128 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Первомайское сельское поселение" и установлено, что постановление принято в пределах полномочий и в установленной форме, с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие.
Установлено также, что в соответствии с оспариваемым Генеральным планом земельный участок с кадастровым номером N из границ пос. Ольшанки не исключался, поскольку данный земельный участок никогда не входил в границы пос. Ольшанки и до настоящего времени в границы указанного населенного пункта не включен.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену судебных актов по указанным в жалобе основаниям, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение Ленинградского областного суда от 19 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционной суда общей юрисдикции от 19 октября 2023 года, по административному делу N 3а - 98/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Анисимовой Н. Р. - без удовлетворения.
Определение Ленинградского областного суда от 19 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционной суда общей юрисдикции от 19 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.