Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Щербакова Я. С. на решение Ленинградского областного суда от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 7 августа 2023 года по административному делу 3а - 82/2023 по административному исковому заявлению Щербакова Я. С. к ГБУ Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки", Правительству Ленинградской области об оспаривании решения об отказе исправить ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании исправить ошибки методом индексации ранее установленной решением суда рыночной стоимости, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, внести изменения в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав представителя Щербакова Я.С. Рази А.Е, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей ГБУ ЛО "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" Костина Д.О, представителя Правительства ЛО Вилаевой М.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щербаков Я.С. обратился в Ленинградский областной суд с административным иском к ГБУ Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки", Правительству Ленинградской области об оспаривании решения об отказе исправить ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании исправить ошибки методом индексации ранее установленной решением суда рыночной стоимости, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, внести изменения в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, расположенных в Кировском районе Ленинградской области, кадастровая стоимость которых по состоянию на 1 января 2021 года установлена, соответственно, в размере: 17 328 615 рублей, 22 486 857, 87 рублей, 21 149 384, 35 рублей, 26 012 158, 72 рублей. Полагает, что указанная кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена неправильно, без учета того обстоятельства, что решением Ленинградского областного суда от 13 мая 2019 года по административному делу N3а- 67/2019, кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости, установленная по состоянию на 8 июля 2012 года, была пересмотрена и установлена в размере рыночной стоимости, соответственно, 369 000 рублей, 153 000 рублей, 233 000 рублей, 311 000 рублей.
По мнению истца допущенная при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости ошибка должна быть устранена.
Кадастровая стоимость должна быть установлена методом индексации установленной решением Ленинградского областного суда от 13 мая 2019 года кадастровой стоимости в размере рыночной, с применением в качестве исходных данных экспертного заключения, приятого судом в качестве письменного доказательства по административному делу NЗа-67/2019.
Решением Ленинградского областного суда от 17 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 7 августа 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Щербакова Я. С. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 30 ноября 2023 года, Щербаков Я.С. просит об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, указывая на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводств Российской Федерации, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Пунктом 3 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводств Российской Федерации предусматривается, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, то неотъемлемым приложением к административному исковому заявлению являются доказательства, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, представленные административным истцом.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ полномочиями по рассмотрению заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, наделены бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости.
Реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости на территории Ленинградской области осуществляется ГБУ ЛО "ЛенКадОценка" на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 24 августа 2017 года N424-р.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Щербаков Я.С. является собственником объектов недвижимости - коровников, с кадастровыми номерами N, N, N, N, расположенных в Кировском районе Ленинградской области, кадастровая стоимость которых по состоянию на 8 июля 2012 года была установлена в размере: 557 446, 64 рублей, 17 802 473, 95 рублей, 18 734 786, 86 рублей, 24 107 875, 99 рублей, соответственно.
Вступившим в законную силу решением Ленинградского областного суда от 13 марта 2019 года по административному делу N 3а - 67/2019, на основании заключения судебной оценочной экспертизы, кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости была пересмотрена и установлена в размере рыночной стоимости, составляющей, соответственно, 369 000 рублей, 153 000 рублей, 233 000 рублей, 311 000 рублей.
Сведения об установленной судом кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН и применялись до даты внесения в ЕГН сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В 2021 году ГБУ ЛО "ЛенКадОценка" в соответствии с Законом N327- ФЗ, на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 6 декабря 2019 года N818-р, провело в Ленинградской области очередную государственную кадастровою оценку объектов недвижимости, сведения о которых содержались в ЕЕРН и являлись актуальными по состоянию на 1 января 2021 года.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 18 ноября 2021 года N706 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ленинградской области", с 1 января 2022 года кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, принадлежащих административному истцу, установлена в размере 17 328 615 рублей, 22 486 857, 87 рублей, 21 149 384, 35 рублей, 26 012 158, 72 рублей, соответственно.
9 декабря 2022 года Щербков Я.С. обратился в ГБУ ЛО "ЛенКадОценка" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении указанной кадастровой стоимости, полагая, что установленная в отношении объектов недвижимости кадастровая стоимость не соответствует положениям п.2.4, подп. 2 п.5.2, п.8.6 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N226, а также противоречит решению Ленинградского областного суда от 13 мая 2019 года по делу N3а- 67/2019.
По итогам рассмотрения указанного заявления 9 февраля 2023 года ГБУ ЛО "ЛенКадОценка" приняло решение N00017/2023 об отказе в перерасчете кадастровой стоимости.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N по состоянию на 1 января 2021 года, кадастровой ошибки допущено не было, осуществленный административным ответчиком расчет кадастровой стоимости является правильным и обоснованным, полностью соответствует требованиям Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N226.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы об обратном, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены, поскольку оспариваемая истцом кадастровая стоимость объектов недвижимости, установленная по состоянию на 1 января 2021 года, была определена ГБУ ЛО "ЛенКадОценка" с применением Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N226 и действующих до 28 февраля 2023 года.
Согласно пункта 7.2 указанных Методических указаний, определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов): метод статистического (регрессионного) моделирования, метод типового (эталонного) объекта недвижимости, метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС), метод индексации прошлых результатов.
Подпунктом 7.2.4 пункта 7.2 Методических указаний предусматривается, что метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки.
Указанный метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 8.6 Методических указаний в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости, возможно использовать результаты иных оценок-отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Приведенные положения Методических указаний не содержат положений, обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости в процессе очередной массовой кадастровой оценки.
Данные положения допускают применение такого метода только в случае невозможности использования иных методов сравнительного подхода для объектов капитального строительства, и в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний.
Между тем, согласно отчету N01-к/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ленинградской области", выполненным ГБУ ЛО "ЛенКадОценка", при установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, применялся метод моделирования на основе УПКС, в рамках которого средние значения УПКС могут определяться с учетом известных характеристик объекта недвижимости (материал стен, этажность, вид разрешенного использования, местоположение и прочее)- пункт 7.2.3 Методических указаний.
В рамках расчета кадастровой стоимости на основании п.9.2 Методических указаний каждый из объектов недвижимости был отнесен к функциональной группе в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Таким образом, поскольку объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N" не относятся к тем объектам, в отношении которых полностью отсутствуют характеристики, а значит метод индексации (пункт 7.2.4 Методических указаний) и метод индивидуального расчета (пункт 8.6 Методических указаний) для определения их кадастровой стоимости не применимы.
Пункт 12.2 Методических указаний применяется только при определении кадастровой стоимости в рамках статьи 16 Федерального закона N237-ФЗ и касается определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них, и объектов недвижимости, в сведениях ЕГРН о которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В связи с тем, что в перечне, представленном в ГБУ ЛО "ЛенКадОценка" филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N не были представлены, определение кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 12.2 методических указаний не могло быть осуществлено.
Технических и (или) методологических ошибок при проведении расчета кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости не было допущено.
Установленная решением Ленинградского областного суда от 13 мая 2019 года по делу NЗа-67/2019 кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, является архивной и применяется только в период с 8 июля 2012 года и до 1 января 2022 года, в связи с чем, она не может оказать влияние на перерасчет новой кадастровой стоимости, установленной в процессе очередной массовой кадастровой оценки объектов недвижимости, кроме того, выбор метода оценки отнесен на усмотрение органа, осуществляющего определение кадастровой стоимости.
Кроме того, в ходе проведенной ГБУ ЛО "ЛенКадОценка" проверки заявления истца, документальное подтверждение аварийного состояния объектов недвижимости, либо актуальная учетно-техническая документация, подтверждающая степень их износа на дату проведения государственной кадастровой оценки не были представлены.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 7 августа 2023 года по административному делу 3а - 82/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Щербакова Я. С. - без удовлетворения.
Решение Ленинградского областного суда от 17 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 7 августа 2023 года по административному делу 3а - 82/2023, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.