Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1967/2023 по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 05 июня 2023 года и апелляционное определение Архангельского областного суда от 11 октября 2023 года, принятые по административному исковому заявлению Иорданской "данные изъяты", Гриценко "данные изъяты", Гриценко "данные изъяты", Гриценко "данные изъяты", Иорданской "данные изъяты" о признании незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иорданская Т.Г, Гриценко Т.П, Гриценко Н.Г, Гриценко Г.Р, Иорданская Я.В. обратились в суд с административным иском о признании незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области), оформленное протоколом от 26 июля 2022 года N 6, которым Гриценко Г.Г. отказано в выдачи государственного жилищного сертификата. В качестве способа восстановления нарушенных прав просили обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 05 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Архангельского областного суда от 11 октября 2023 года, административный иск удовлетворен частично.
Протокол жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области от 26 июля 2022 года N 6 признан незаконным в части отказа Гриценко Г.Г. в выдаче государственного жилищного сертификата. Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области обязано включить Иорданскую Т.Г, Гриценко Т.П, Гриценко Н.Г, Гриценко Г.Р, Иорданскую Я.В. в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Взыскал с Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области в пользу Иорданской Т.Г. судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Оснований для возложения на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области обязанности направить список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ФСИН России, суд не усмотрел.
В кассационной жалобе Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, и о направлении дела на новое рассмотрение.
В суд кассационной инстанции участники судебного разбирательства не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что Гриценко Г.Г. являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы с 1993 по 2012 годы.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 30 апреля 2013 года по делу N 2-1724/2013 признан незаконным отказ УФСИН России по Архангельской области во включении Гриценко Г.Г. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы"; Гриценко Г.Г. включен в число граждан-участников ведомственной целевой программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
В указанную программу кроме него включены: ФИО2 (супруга), ФИО3 (дочь) и ФИО1 (дочь).
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 сентября 2013 года по делу N 2-6372/2013 ФИО5 (внучка ФИО10) признана членом семьи ФИО10
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 июня 2020 года по делу N 2-1685/2020 ФИО4 (внук ФИО10) признан членом семьи ФИО10
21 апреля 2021 года Гриценко Г.Г. направил в УФСИН России по Архангельской области заявление (рапорт) о желании получить сертификат в планируемом году с приложением необходимых документов.
"данные изъяты" (т.е. до рассмотрения поданного заявления) наступила смерть ФИО14
Письмом от 25 мая 2021 года УФСИН России по Архангельской области возвратило заявление ФИО10 от 21 апреля 2021 года без рассмотрения, ссылаясь на то, что ФИО10 не имеет права на получение жилищного сертификата, так как не признан нуждающимся и не принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по линии уголовно-исполнительной системы до 01 марта 2005 года.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 27 января 2022 года, с учетом апелляционного определения Архангельского областного суда от 1 июня 2022 года, признаны незаконными письмо УФСИН России по Архангельской области от 25 мая 2021 года о возврате пакета документов и действия, выразившиеся в возврате Гриценко Г.Г. заявления о выдаче жилищного сертификата с приложениями к нему. УФСИН России по Архангельской области обязано рассмотреть по существу заявление Гриценко Г.Г.
Во исполнение указанного решения в адрес УФСИН России по Архангельской области члены семьи Гриценко Г.Г. направили необходимые к ранее поданному заявлению документы.
Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области, оформленным протоколом от 26 июля 2022 года N 6, заявление от 20 апреля 2021 года рассмотрено, Гриценко Г.Г. отказано в выдачи государственного жилищного сертификата в связи с несоответствием документов, представленных Гриценко Г.Г, требованиям пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила); смертью заявителя; а также в связи с не подтверждением Гриценко Г.Г. своего участия в ведомственной целевой программе в планируемом году на основании пункта 11 Порядка; отсутствием гражданина-заявителя в списке получателей на основании пункта 16 Порядка.
С указанным решением не согласились административные истцы-члены семьи умершего Гриценко Г.Г, и оспорили его в судебном порядке.
Разрешая возникший спор и признавая незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области в части отказа в выдачи государственного жилищного сертификата, возложении на УФСИН России по Архангельской области обязанности включить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, суды исходили из того, что норматив площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты соответствует пункту 16 (2) Правил, недостатки представленных документов незначительные, смерть ФИО10 не изменяют право административных истцов на обеспечение жилым помещением за счет средств ФСИН России, которое за ними признано судом ранее.
Выводы судов являются правильными.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" устанавливают Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153.
Согласно пункту 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу подпункта "а" пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане:
- в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 6 Правил получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, изложенным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19-21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
В соответствии с пунктом 16 (2) Правил право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв.м. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из многочисленных судебных разбирательств, состоявшихся ранее по спорам между Гриценко Г.Г, членами его семьи и УФСИН России по Архангельской области следует, что ФИО1 (дочь ФИО10) имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
ФИО2, ФИО1, ФИО5, ФИО3 имеют по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
При расчёте на одного человека общая площадь жилых помещений составляет 17, 24 кв.м, что не менее норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, определенного пунктом 16 (2) Правил.
Доводы кассационной жалобы о том, что Гриценко Г.Г. и члены его семьи не приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по линии уголовно-исполнительной системы до 1 марта 2005 года, несостоятелен.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 30 апреля 2013 года (дело N 2-1724/2013) Гриценко Г.Г. включен в число граждан-участников ведомственной целевой программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Кроме того, решением суда установлено, что ненахождение Гриценко Г.Г. в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по линии уголовно-исполнительной системы, основанием для отказа в признании его участником программы не является, поскольку он мог обращаться по своему выбору либо в орган исполнительной власти, либо в федеральную службу исполнения наказаний.
Как правильно указали суды, снятие административных истцов с учета нуждающихся в администрации городского округа "Город Архангельск" 15 сентября 2022 года не имеет правового значение для оценки законности оспариваемого решения жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области, принятого 26 июля 2022 года, т.е. ранее даты снятия истцов с учета. Кроме того, данное обстоятельство не являлось основанием для принятия оспариваемого решения административным ответчиком.
Также судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что смерть Гриценко Г.Г. не является основанием для отказа во включении в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат, членов его семьи, состоящих на соответствующем учете, поскольку такого основания Правилами не предусмотрено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебная коллегия соглашается с судами в том, что недостатки, имеющиеся в документах, представленных одновременно с заявлением Гриценко Г.Г. от 20 апреля 2021 года, могут быть устранены на стадии рассмотрения заявления. Непредставление обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, освобождении занимаемого жилого помещения или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности граждан жилого помещения в государственную или муниципальную собственность при выявлении административным ответчиком необходимости представления такого документа также не свидетельствует о законности принятого решения. Заявителям не предлагалось представить соответствующее обязательство при рассмотрении заявления Гриценко Г.Г..
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии у административного ответчика законных оснований для принятия решения об отказе в удовлетворении заявления Гриценко Г.Г. от 20 апреля 2021 года, являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Несогласие административного ответчика с выводами судебных инстанций в связи с иной оценкой доказательств, а также иным толкованием правовых норм, примененных судом, не опровергают правильность обжалуемых судебных актов, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, и не могут служить основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 327, 328 - 330 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 15 ноября 2022 года и апелляционное определение Архангельского областного суда от 26 мая 2023 года по административному делу N 2а-4237/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение составлено 6 февраля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.