Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, судей: Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга на решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 18 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 октября 2023 года по административному делу N 2а - 2464/23 по административному исковому заявлению Малышко Т. И. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об оспаривании решения, действий.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - Светловой Е.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Алексанова А.Э, Малышко Т.И, ее представителя Ванникова С.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малышко Т.И. обратилась в Смольнинский районный суд г. Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт- Петербургу, в котором просила признать незаконным:
- нарушение срока при предоставлении государственной услуги по исправлению технической ошибки в едином государственном реестре недвижимости по заявлению N;
- решение Управления Росреестра по Санкт-Петербургу об аннулировании сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- решение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отказе в передаче в собственность земельного участка, доведенное до Малышко Т.И. письмом от 27 декабря 2022 года N.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права административный истец просила:
- обязать Управление Росреестра по Санкт-Петербургу предоставить государственную услугу по исправлению технической ошибки и восстановить координаты характерных точек границ и план (чертеж, схему) земельного участка;
- обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга предоставить на основании заявления от 14 декабря 2022 года государственную услугу, выдав заявителю уведомление и проект договора купли - продажи земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец Малышко Т.И. указала, что по результатам аукциона, состоявшегося 25 ноября 2021 года между Комитетом имущественных отношений Санкт- Петербурга (арендодатель) и Малышко Т.П. (арендатор), был заключен договор аренды N (А) от 10 января 2022 года в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1300 кв.м, расположенного по адресу: г..Санкт-Петербург, Шувалове, Новоалександровская улица, участок 1 (северо - восточнее дома 74, литера А по Новоалександровской улице) для индивидуального жилищного строительства с ежегодной арендной платой 8 036 422 рубля 88 копеек, обязательство по оплате которой исполнены истцом в полном объеме. 17 февраля 2022 года договор зарегистрирован в ЕГРН. В соответствии с договором (пункт 8.5) предусмотрено, что арендатор вправе приобрести земельный участок в собственность, на условиях, предусмотренных законодательством, уплатив арендную плату, начисленную по дату государственной регистрации перехода права собственности на участок к арендатору, которая по условиям договора составляет 2 009 105 рублей 72 копейки за платежный период равный трем месяцам (пункт 4.2 Договора). Административным истцом выполнены все условия договора, она исполнила порядок, установленный правилами статьи 51.1 и статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые определяют уведомительный характер постановки объекта индивидуального жилищного строительства на кадастровый учет и не требуют ввода объекта в эксплуатацию.
Малышко Т.И. построила индивидуальный жилой дом, подготовила и представила в администрацию Приморского района г..Санкт- Петербурга все необходимые документы для кадастрового учета и регистрации права, копии которых, в том числе технический план и технический паспорт объекта направила арендодателю. 24 октября 2022 года Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу в адрес Малышко Т.И. направлено Уведомление о приостановлении регистрационных действий. 18 октября 2022 года от администрации Приморского района г..Санкт- Петербурга административным истцом получены все необходимые документы для проведения регистрационных действий, однако регистрационные действия были приостановлены на основании возражений Комитета имущественных отношений от 19 октября 2022 года против постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на построенный объект недвижимости. 12 декабря 2022 года построенный объект ИЖС поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N, назначение объекта "жилой дом", право собственности объекта зарегистрировано за Малышко Т.И. 14 декабря 2022 года Малышко Т.П. подано заявление в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N К заявлению приложены все документы, установленные регламентом. 29 декабря 2022 года административный истец получила отказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 27 декабря 2022 года N о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N По мнению административного истца, оспариваемые решения, а также действия административных ответчиков нарушают права и законные интересы административного истца, являются незаконными и подлежат отмене.
Решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 18 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 октября 2023 года, заявленные требования Малышко Т.И. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (северо-восточнее дома 74, литера А по Новоалександровской улице), с N, доведенное до Малышко Т.И. письмом от 27 декабря 2022 года N.
Также указанным решением Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга обязали предоставить Малышко Т.И. на основании заявления от 14 декабря 2022 года государственную услугу, выдав заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований - отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 1 декабря 2023 года, представитель заявителя просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что истец не исполнил своих обязательств по созданию объекта недвижимости предназначенного для проживания - жилого дома, согласно сведений из ЕГРН границы земельного участка не определены.
В возражениях на кассационную жалобу Малышко Т.И. просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 10 января 2022 года по результатам аукциона между Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга (арендодатель) и Малышко Т.И. заключен договор аренды N (А) земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1300 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (северо-восточнее дома 74, литера А по Новоалександровской улице), для индивидуального жилищного строительства с ежегодной арендной платой.
В силу пункта 1.2 указанного Договора участок предоставляется для строительства объекта индивидуального жилищного строительства: отдельно стоящего здания, с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, пригодного для постоянного проживания и соответствующего параметрам и характеристикам, указанным в пунктах 1.2.1 - 1.2.1.2 Договора. Договор заключен на 20 лет и вступает в силу с момента подписания договора сторонами (пункт 3.1 Договора).
В соответствии с пунктом 5.2.16 арендатор обязан обеспечить осуществление строительства Объекта в соответствии с действующим законодательством и разрешительной документацией в течение 10 лет со дня направления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга уведомление о планируемом строительстве Объекта (по результатам рассмотрения которого арендатором в установленном порядке получено уведомление уполномоченного исполнительного органа государственной власти Санкт - Петербурга о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров Объекта установленным параметрам и допустимости размещения Объекта строительства на земельном участке).
В соответствии с пунктом 5.2.19 Договора арендатор обязан обеспечить строительство Объекта и получение уведомления уполномоченного исполнительного органа государственной власти Санкт - Петербурга о соответствии построенного Объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности в срок, указанный в пункте 5.2.16 Договора.
В срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства Объекта, арендатор обязан обеспечить подготовку технического плана Объекта, оплатить государственную пошлину за осуществление государственной регистрации прав и направить в установленном порядке, в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт - Петербурга уведомление об окончании строительства Объекта.
В соответствии с пунктом 5.2.21 Договора в месячный срок со дня направления уведомления, указанного в пункте 5.2.19 Договора, предоставить арендодателю копию указанного уведомления и (при наличии) информацию о результатах его рассмотрения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
14 декабря 2022 года Малышко Т.И. обратилась в Комитет имущественных отношений Санкт - Петербурга с заявлением о предоставлении в собственность на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 300 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (северо-восточнее дома 74, литера А по Новоалександровской улице).
27 декабря 2022 года Комитетом имущественных отношений Санкт- Петербурга в письме N до сведения Малышко Т.И. доведено решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, согласно которому для приобретения прав на недвижимое имущество, создаваемое на предоставленном по Договору участке, должны быть исполнены обязательства, установленные Договором, создан объект без нарушения требований, установленных законодательством, иными правовым актам и Договором. По результатам проверки исполнения условий Договора, Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга установлено, что обязательства, в части строительства на участке объекта ИЖС, в полном объеме не выполнены. При обследовании установлено, что в границах участка расположен одноэтажный бревенчатый дом. Несущие и ограждающие конструкции объекта установлены на винтовых сваях по периметру. Объект не закреплен и не имеет прочной связи с землей. Объект возможно переместить на новое место без потери потребительских и пользовательских качеств. Соответственно, объект не является объектом недвижимости в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, не соответствует требованиям, установленным Договором, законом и иным правовым актам, следовательно, право собственности на объект не возникло в силу закона.
Кроме этого, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга указал, что в силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка не определены, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", следовательно, участок не является объектом права и не может быть предоставлен в собственность.
Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга сделан вывод об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в собственность по основаниям, определенным подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 24 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (северо-восточнее дома 74, литера А по Новоалександровской улице), с кадастровым номером N, доведенное до Малышко Т.И. письмом от 27 декабря 2022 года N, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из отсутствия предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении Малышко Т.И. земельного участка при выполнении административным истцом обязанностей, установленных Договором аренды, указав, что единственно возможным действием для административного ответчика в силу пункта 7 части 1 ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации является заключение с заявителем договора купли-продажи земельного участка.
При этом, судом указано на то, что Комитетом имущественных отношений Санкт- Петербурга не представлено доказательств того, что жилой дом не является объектом недвижимости и не соответствует требованиям, установленным Договором, законом и иным правовым актам, и том, что право собственности на объект не возникло в силу закона.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, исходя из следующего.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Так, в силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление собственникам зданий, строений, сооружений исключительного права на приватизацию занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации единства судьбы земельных участков и связанных с ним объектов.
По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации), обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, возникновение исключительного права на приобретение земельного участка в собственность зависит от достижения той цели, для которой он образован или предоставлялся лицу.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации при рассмотрении заявления о предоставлении участка уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие предусмотренных статьей 39.16 этого же Кодекса оснований для отказа в предоставлении земельного участка и при выявлении наличия хотя бы одного из них принимает решение об отказе в предоставлении участка.
В силу пункта 24 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Законом о регистрации.
В соответствии со статьей 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся, в том числе основные и дополнительные сведения об объекте - описание местоположения объекта недвижимости.
Судами установлено, что целью использования земельного участка является строительство объекта ИЖС.
Земельный участок, предоставленный по договору аренды N от 10 января 2022 года по адресу: "адрес" (северо-восточнее дома 74, литера А по Новоалександровской улице) прошел кадастровый учет.
03 апреля 2015 года земельному участку присвоен кадастровый номер N.
Сведения о характерных точках границы земельного участка внесены в ЕГРН.
В соответствии с требованиями раздела 11, неотъемлемой частью Договора является выписка из ЕГРН.
12 сентября 2022 года Малышко Т.И. направила в Управление Росреестра обращение о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости (жилого дома), расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (северо-восточнее дома 74, литера А по Новоалександровской улице).
По результатам рассмотрения представленного Малышко Т.П. заявления (уведомления) о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС на земельном участке по адресу: "адрес" (северо-восточнее дома 74, литера А по Новоалександровской улице) от 05 мая 2022 года, администрацией района оформлено уведомление от 16 мая 2022 года N78- 34-20-2022 о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве и реконструкции объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке по адресу: "адрес" (северо-восточнее дома 74, литера А по Новоалександровской улице).
По результатам рассмотрения представленного Малышко Т.И. заявления (уведомления) об окончании строительства или реконструкции ИЖС от 30 сентября 2022 года, администрацией района вынесено Уведомление от 07 октября 2022 года N78-34-10-2022 о соответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Указанные документы предоставлены и оформлены в соответствии с Административным регламентом в установленные сроки.
В соответствии с Федеральным законом N218 "О государственной регистрации недвижимости", в связи с обращением Малышко А.Ю, а также с необходимостью направления ответа на межведомственный запрос регистрирующего органа от 14 октября 2022 года, администрация района письмом от 18 октября 2022 года направила запрашиваемый комплект документов, необходимый для принятия решения о кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении индивидуального жилого дома расположенного по адресу: "адрес" (северо-восточнее дома 74, литера А, по Новоалександровской улице).
12 декабря 2022 года в ЕГРН в пределах земельного участка с кадастровым номером N Управлением Росреестра по Санкт- Петербургу зарегистрирован объект недвижимости - здание с назначением жилое, площадью 46, 6 кв.м, год завершения строительства - 2022, вид разрешенного использования ? жилой дом, принадлежащий на праве собственности Малышко Т.И.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении без проведения торгов земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности.
Ни одно из таких оснований по делу судами не установлено.
В своем отказе административный ответчик сослался на положения пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом в силу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
При этом из материалов административного дела следует, что Малышко Т.И. является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером N, площадью 46, 6 кв.м, год завершения строительства - 2022 года, расположенного на земельном участке площадью 1 300 кв.м, с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - жилой дом, что в силу приведенных выше норм материального права позволяет ей в исключительном порядке приобрести такой земельный участок в собственность без проведения торгов.
Право собственности Малышко Т.И. на объект недвижимости не оспорено.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о том, что, являясь собственником жилого дома, построенного в соответствии с условиями договора, Малышко Т.И. обосновано реализовала свое право на обращение в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены решения суда, апелляционного определения не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что, согласно сведений из ЕГРН границы земельного участка не определены, получили оценку суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены, поскольку доказательств, объективно свидетельствующих о том, что в распоряжении Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга имелись сведения о том, что в ЕГРН границы участка не определены, не представлено. Временное отсутствие координат в реестре, по причине подтверждаемого Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу технического сбоя, не может являться законным основанием для вывода Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о необходимости уточнения границ земельного участка. Кроме этого, указанные сведения восстановлены, соответственно оснований для обязания по требованию истца исправить техническую ошибку и восстановить координаты характерных точек границ, не имеется.
Вопреки доводам заявителей, выводы, изложенные в решении суда, апелляционном определения мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 18 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 октября 2023 года по административному делу N 2а - 2464/23 - оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга - без удовлетворения.
Решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 18 апреля 2023 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 октября 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.